Андрей Ерёмин - Отец Александр Мень. Пастырь на рубеже веков

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Отец Александр Мень. Пастырь на рубеже веков"
Описание и краткое содержание "Отец Александр Мень. Пастырь на рубеже веков" читать бесплатно онлайн.
О пастырском служении известного протоиерея отца Александра Меня рассказывает его ученик и духовный сын, близко знавший священника с середины 70–х годов и вплоть до трагической кончины о. Александра в сентябре 1990 г.
Именно совместная молитва помогала членам малых групп проходить своё житейское поприще и приобретать духовный опыт. Брат Роже писал: «Мы можем идти вперёд, только открывая вновь и вновь чудо молитвы, дарующей каждодневное прощение, доверие сердца, исполненный мира взгляд, обращённый на тех, кто доверился нам… Что может пожелать Господь маленькой общине? Чтобы она всегда оставалась живой, благодаря близости ко Христовой святости».
Служение христиан, подкреплённое совместной молитвой — это настоящий путь в Царство Небесное. Такое служение накладывает на члена Церкви великую ответственность перед миром, но в то же время дарует ему особую уникальность. В большом приходе верующим трудно почувствовать своё неповторимое призвание, они часто остаются анонимными, такими, которые легко могут быть заменены один другим.
Пример недостаточной ответственности — сон учеников во время молитвы Христа в Гефсимании. Также и теперь есть христиане, которые не верят в то, что молитва помогает, мало беспокоятся за судьбы мира и друг за друга. Конечно, «спать» духовно, представляя себя ничтожным и маленьким, психологически удобнее, чем лично ощущать ответственность за судьбы Церкви, страны, мира.
Молитва в малых группах включает каждого в Сыновнюю молитву Господа, возвышает ценность каждого человека. Видимо, только маленькие суда небольших общин, объединённые в единую флотилию Церкви, способны сейчас к трудному, но счастливому совместному плаванию.
Общины — это семьи, в которых могут быть созданы идеальные условия для духовного развития христианина. Отец Александр как‑то сказал, что Церковь есть семья Господа, которую Он Сам основал на земле. Он вспоминал слова Тертуллиана: «Если встретил ты брата, то встретил ты Бога, ибо если вас двое, то Бог посреди вас».
Призывая своих учеников к единству, Христос в то же время не оставил точного регламентирующего устава церковной организации. Поэтому до сих пор и спорят православные и католики, как обустроить Церковь. «Господь этого не сделал, — говорил отец Александр, — именно для того, чтобы у нас не было культа устава». Значит, люди могут менять устроение Церкви в соответствии с требованиями времени, в связи с обновляемым пониманием проблем внутри Церкви.
Когда началась перестройка и батюшка каждую неделю читал множество лекций, выступал по радио и на телевидении, когда количество Крещений в его приходе возросло в десятки раз, когда на его плечи легла забота о больнице, было организовано общество «Культурное возрождение», и он продолжал много работать над книгами — даже в это время он считал своим первоочередным делом — укрепление малых групп.
Несомненно, отец Александр хотел, чтобы жизнь этих общин продолжилась и после его смерти. Он часто вспоминал христиан из прихода отца Алексея Мечева, которые, поддерживая друг друга, пронесли огонёк веры через десятилетия зверских гонений и сумели передать его своим детям.
Однажды батюшка сравнил нашу жизнь с ракетой, которая «выстреливает» в вечность. Он говорил: «Мы в эту вечность уносим то, что здесь, взявшись за руки, собрали в своих душах…»
ЧАСТЬ ШЕСТАЯ
Дорогой апостолов
Не бойтесь, как лёгкие воздушные шарики разлетайтесь по всем континентам. Устремляйтесь вдаль без оглядки, затеряйтесь среди униженных и обездоленных.
Малая сестра Магдалена Иисуса1
Хотя последние годы жизни отца Александра были заполнены до предела общением с людьми, он по своей природе был скорее человеком кабинетным, любящим отшельническое уединение и писательский труд. Лучше всего батюшка чувствовал себя в библиотеке или за письменным столом. И если бы он следовал своим склонностям, то, вероятно, и сейчас ещё жил и работал бы в своём деревенском приходе, где два священника, чередуясь, служат по неделям, что очень удобно для клирика–богослова.
Конечно, и в уединении, и в молитве, и в творческих занятиях батюшка служил Богу. Но не этот тихий, спокойный образ жизни считал он своим призванием. Он был пастырем для сотен мирян, которым нужно было показать апостольский путь в наше время. А для самого батюшки образцом были святые, также поменявшие монастырский затвор на открытое служение обществу.
Отец Александр приводил в пример Серафима Саровского, который был безмолвным отшельником, затворником, но потом вышел к людям. Также преп. Сергий хотел укрыться навсегда в лесах, а стал человеком, который посвятил все силы своему народу. Эти и множество других примеров, по мнению батюшки, показывают, в чём Господь видит призвание христиан.
Христианство тем и отличается от других религий, что его Основатель продолжает таинственно, но реально пребывать в Своих учениках и действует через них в нашем мире. Это приобщение к Своей жизни Господь дарит людям через Второе рождение, которое умножает Его воплощённое Тело — Церковь.
«Для нас с вами, — говорил отец Александр, — это есть начало новой жизни, потому что раз Бог входит в нашу обычную, простую, земную человеческую жизнь, значит, она уже перестаёт быть простой, земной и обычной. Она становится освящённой.
Ином надо, чтобы это ощущение к нам пришло. Это и называется рождением Господа в нас. Вторым рождением.
Мы все должны вместе об этом молиться: чтобы Господь в нас родился. Ибо Он Сам сказал (ясно и точно сказал!), что тот, кто не родится второй раз, тот не может войти в Царство Божие.
Что значит “родиться второй раз”?
Не всем это бывает понятно…
Представьте себе тяжелобольного человека, прикованного к постели, живущего месяцами в больнице. Но вот какими‑то особыми чудодейственными лекарствами этого человека поднимают на ноги…
Или человека, у которого ноги не двигались, глаза еле смотрели, руки ослабели, в теле он чувствовал боль, был как бы обвешан гирями. Но вдруг он ощутил лёгкость, силу и радость жизни…
В таких случаях говорят: “Он второй раз родился”.
А иной раз бывает, что человек испытывает острую опасность, его жизни что‑то угрожает, а потом благодаря заступничеству Божию он избавляется от этого, и ему жизнь как бы заново даётся. Он заново родился.
Также человек, который для себя открыл нечто важное, что‑то понял, пережил и уже на все смотрит по–другому — он тоже заново родился. Для него и окружающие люди, и природа, и события жизни, и книги, которые он читает — все звучит по–новому, как будто бы у него открылись какие‑то новые органы ощущений, новые каналы для переживаний…
Каждый из нас знает, что есть в жизни такие мгновения, когда мы как бы рождаемся заново.
И мы все можем сказать, что Господь нас родил вторично для новой жизни… Став христианами, мы уже родились для новой жизни.
Это возрождение, это переживание Божьего присутствия является не единственным моментом, после которого как бы опять идёшь по безлюдной каменистой дороге, на которой тебя больше уже никто не сопровождает, не поддерживает, не указывает путь.
Нет! Время от времени это чувство второго рождения снова приходит к нам… Ивее тогда преображается. Ибо это переживание — совершенно особенное. Этого надо ждать от Господа и просить».
В подлинной молитве, в общении с братьями и сёстрами, по мере вхождения в благодатный поток новой жизни у членов малых групп пробуждалось желание ответить на любовь Христа своей любовью, стремление Ему послужить в тех сферах деятельности, которые доступны конкретному человеку.
«Конечно, приятно пойти в храм помолиться, — говорил батюшка, — но иногда лучше послужить своим близким, потрудиться для них, ибо этого хочет от тебя Господь! Это счастье, что у тебя есть силы, чтобы что‑то сделать в жизни».
Каким должен быть этот труд для людей, в конечном счёте не знает никто, кроме самого человека, которого призывает Господь. Возможностей помогать Богу — великое множество, тем более сейчас, когда стал так широко трактоваться смысл притчи о Страшном Суде. Но во всяком служении главным остаётся не долг, а доброта и любовь.
« Уходя из храма после причастий Святых Тайн, говорил отец Александр, — каждый из вас должен решить в своём сердце: «Я иду проповедовать Христа к себе домой, в свою семью, на свою работу». Но проповедовать не так, как иные, просто говоря: мол, я верующий и вам того же желаю. Нет. А показывая всем, чему нас научила вера! Какое она нам дала просветление в сердце, какое она дала нам доброе отношение к людям. Нет большего величия, чем доброта! Но её так мало в жизни…»
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Отец Александр Мень. Пастырь на рубеже веков"
Книги похожие на "Отец Александр Мень. Пастырь на рубеже веков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Ерёмин - Отец Александр Мень. Пастырь на рубеже веков"
Отзывы читателей о книге "Отец Александр Мень. Пастырь на рубеже веков", комментарии и мнения людей о произведении.