Лариса Воронина - Аудиторская деятельность: основы организации
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Аудиторская деятельность: основы организации"
Описание и краткое содержание "Аудиторская деятельность: основы организации" читать бесплатно онлайн.
Рассматриваются основные вопросы организации аудиторской деятельности в Российской Федерации и за рубежом, подробно описаны стадии аудиторской проверки, детально освещаются вопросы профессиональной подготовки и этики аудитора. Материал изложен в соответствии с современной нормативной базой, регулирующей вопросы аудиторской деятельности в России. Книга также содержит необходимую информацию для перехода на международные стандарты аудита.
Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, слушателей программы подготовки к квалификационному экзамену на получение аттестата аудитора, а также для аудиторов, бухгалтеров, экономистов, юристов, руководителей организаций.
3. Разработка проекта стандарта или положения, который затем представляется для обсуждения в КМАП.
4. При одобрении 3/4 общего числа членов КМАП проект стандарта или положения представляется на рассмотрение всем организациям – членам МФБ, а также международным организациям, заинтересованным в его принятии.
5. Комментарии и предложения по проекту рассматриваются соответствующим подкомитетом с последующей передачей КМАП, после чего в проект вносятся необходимые изменения.
6. При одобрении 3/4 общего числа членов КМАП документ выпускается как окончательный норматив аудита.
В каждой стране должно осуществляться локальное регулирование международных стандартов в соответствии с установленной практикой. Такое регулирование возможно путем принятия национальных стандартов, инструкций и положений, издаваемых законодательными органами. Например, в некоторых странах (Австралии, Бразилии, Индии, Голландии) международные стандарты используются в качестве базы для разработки национальных стандартов аудита .
В странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты аудита (Кипр, Малайзия, Нигерия, Фиджи, Шри-Ланка), МСА могут восприниматься в качестве национальных. В помощь странам – членам МФБ, которые хотят принять МСА в качестве национальных стандартов, КМАП подготовил текст заявления. Примерный текст заявления может быть использован для определения юридической силы принимаемых стандартов и возможности их применения в конкретной стране.
В наиболее экономически развитых странах, имеющих национальные стандарты аудита (Канаде, Великобритании, Ирландии, США), международные стандарты просто принимаются к сведению, но не превалируют над национальными.
Внутрифирменные стандарты аудита базируются, как правило, на национальных стандартах, детализируя их. Например, фирма «Делойт энд Туш» выработала стандарты по оплате аудита и сопутствующих услуг, которая несколько ниже, чем по стандартам, используемым конкурирующими аудиторскими фирмами.
Таким образом, стандарты аудита разделяются следующим образом:
1) международные;
2) национальные;
3) внутрифирменные.
2.4. Система международных стандартов аудита
Стандарты аудиторской деятельности – это нормативные правовые документы, регламентирующие единые требования к порядку осуществления, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации.
Таким образом, стандарты – это определенные требования:
• к самому аудитору;
• процессу аудита;
• аудиторскому заключению.
Система МСА состоит из девяти взаимозависимых последовательных разделов:
1. Введение
2. Обязанности
3. Планирование
4. Система внутреннего контроля
5. Аудиторские доказательства
6. Использование результатов работы третьих лиц
7. Аудиторские выводы и заключения
8. Специальные области аудита
9. Сопутствующие услуги.
В данной системе можно также выделить укрупненную группировку, представленную в табл. 2.
Таблица 2 Система МСА
I. Общие стандарты характеризуют требования, которым должны соответствовать квалификация и личностные качества аудитора.
1. Проверка должна проводиться лицом или лицами, имеющими надлежащую техническую подготовку и квалификацию аудитора ( компетентность ).
2. По всем вопросам, касающимся выполняемой работы, точка зрения аудитора или аудиторов должна постоянно оставаться независимой ( независимость ).
3. При проведении проверки и составлении отчета необходимо подходить к этому с должной профессиональной тщательностью, вниманием и объективностью .
II. Рабочие стандарты (проведения аудита).
4. Работа должна быть достаточно хорошо спланирована , и за вспомогательным персоналом, если он есть, должен осуществляться надлежащий контроль .
5. Должна быть проведена надлежащая оценка существующей системы внутреннего контроля , чтобы установить, можно ли на нее полагаться, и определить на основе этого объем проверок.
6. Должны быть получены достаточно компетентно представленные материалы, используемые в качестве доказательств , путем:
• обследования;
• проверки;
• наблюдения;
• инспекции;
• опросов и подтверждений;
• математических расчетов и анализа – для обоснования заключения по проверяемым финансовым отчетам.
III. Стандарты отчетности – правила, касающиеся отчетов по результатам аудиторской проверки.
7. В своем отчете аудитор должен указать, какие именно финансовые отчеты проверялись, определить, соответствуют ли они общепринятым правилам бухгалтерского учета.
8. Аудитор должен указать, соблюдались ли правила ведения учета в текущем периоде по сравнению с предшествующим периодом.
9. Сведения, содержащиеся в финансовых отчетах, признаются достаточными и правильными , если в аудиторском отчете не сказано другое.
10. Отчет аудитора должен содержать четкое и определенное описание характера проделанной аудитором проверки и заключение по поводу финансовых отчетов в целом или указание причины, по которой заключение не может быть составлено.
Если в финансовых отчетах встречаются неточности, по которым у аудитора и клиента возникают разногласия, аудитор обязан это отразить в своем отчете.
IV. Специфические стандарты – стандарты, используемые при осуществлении услуг, сопутствующих аудиту.
Стандарты аудита не содержат детализированных инструкций их применения и определяют в основном направления, порядок и цель того или иного вида деятельности аудитора. Эти стандарты рассчитаны на высокий профессиональный уровень, компетентность и самостоятельность аудиторов.
В конце каждого МСА приводится раздел «Перспективы государственного сектора», в котором раскрываются характерные при аудите деятельности государственных учреждений случаи, требующие пояснения или дополнения. МСА, в которых такого раздела нет, применяются к аудиту финансовой отчетности в государственном секторе во всех существенных аспектах.2.5. Основное содержание международных стандартов аудита и сопутствующих ему услуг
Как видно из перечня в табл. 2, МФБ разработала и утвердила 39 международных стандартов аудита, которые включают 35 стандартов по аудиту, глоссарий и три стандарта по сопутствующим услугам.
Кроме того, разработано и утверждено более 10 ПМАП, а именно:
ПМАП 1000 «Процедуры межбанковского подтверждения»;
ПМАП 1001 «Среда ИТ – автономные персональные компьютеры»;
ПМАП 1002 «Среда ИТ – онлайновые компьютерные системы»;
ПМАП 1003 «Среда ИТ – системы баз данных»;
ПМАП 1004 «Взаимодействие инспекторов по банковскому надзору и внешних аудиторов»;
ПМАП 1005 «Особенности аудита малых предприятий»;
ПМАП 1006 «Аудит международных коммерческих банков»;
ПМАП 1007 «Контакты с руководством клиента»;
ПМАП 1008 «Оценка рисков и система внутреннего контроля – характеристики КИС и связанные с ними вопросы»;
ПМАП 1009 «Методы аудита с использованием компьютеров»;
ПМАП 1010 «Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности» и др.
Основное содержание и задачи МСА приведены в табл. 3.
Таблица 3 Содержание МСА и сопутствующих услуг
2.6. Требования к структуре российских аудиторских стандартов
Существуют два подхода к регулированию аудиторской деятельности в конкретной стране:
1) признание МСА;
2) разработка национальных стандартов аудита.
При первом подходе применять МСА в качестве национальных могут только страны, которые являются членами МФБ. Для этого нужно заявить о своем решении принять МСА в качестве основы для утвержденных стандартов аудита и сопутствующих услуг в своей стране. После получения надлежащего разрешения МФБ организации – члены МФБ получают право на перевод данных документов.
При обсуждении обоих подходов в нашей стране большинством специалистов было принято решение о разработке отечественных стандартов аудита с учетом национальных традиций и сложившуюся практику и терминологию аудита. Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ протоколом № 6 от 25 декабря 1996 г. был утвержден Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности, который соответствовал Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263. Целью Перечня было изложение основных терминов и определений, употребляемых при осуществлении аудиторской деятельности, в том числе для обеспечения единства трактовки терминов во всех правилах (стандартах) аудиторской деятельности.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Аудиторская деятельность: основы организации"
Книги похожие на "Аудиторская деятельность: основы организации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Лариса Воронина - Аудиторская деятельность: основы организации"
Отзывы читателей о книге "Аудиторская деятельность: основы организации", комментарии и мнения людей о произведении.