» » » » Джамиль Гасанлы - СССР-Иран: Азербайджанский кризис и начало холодной войны (1941-1946 гг.)


Авторские права

Джамиль Гасанлы - СССР-Иран: Азербайджанский кризис и начало холодной войны (1941-1946 гг.)

Здесь можно скачать бесплатно "Джамиль Гасанлы - СССР-Иран: Азербайджанский кризис и начало холодной войны (1941-1946 гг.)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство Герои Отечества, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Джамиль Гасанлы - СССР-Иран: Азербайджанский кризис и начало холодной войны (1941-1946 гг.)
Рейтинг:
Название:
СССР-Иран: Азербайджанский кризис и начало холодной войны (1941-1946 гг.)
Издательство:
Герои Отечества
Год:
2006
ISBN:
5–91017–012–0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "СССР-Иран: Азербайджанский кризис и начало холодной войны (1941-1946 гг.)"

Описание и краткое содержание "СССР-Иран: Азербайджанский кризис и начало холодной войны (1941-1946 гг.)" читать бесплатно онлайн.



В представленной вниманию читателей монографии Азербайджанский ученый Дж. П. Гасанлы исследует малоизвестную широкому кругу читателей тему советско-иранских отношений в 40-х годах прошлого века. Изучив уникальные и ранее неизвестные материалы и документы из архивов России, США, Азербайджана, Грузии, а также анализируя изданные за рубежом труды и публикации в прессе, автор приходит к парадоксальному выводу: холодная война началась не в Европе, а в Азии! Именно советско-американо-британский кризис вокруг Иранского Азербайджана обозначил непримиримые противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции и лег в основу последующей конфронтации между Востоком и Западом.

Дж. П. Гасанлы показывает сложные перипетии использования национально-освободительного движения в Иранском Азербайджане как инструмента внешней политики СССР, отстаивание Западом интересов Ирана в противовес Москве. И тут напрашиваются прямые параллели с сегодняшним кризисом в отношениях между Ираном и США, отстаиванием Россией интересов Ирана в противовес США.

Изложение событий носит хроникально-документальный характер и порою воспринимается как политический детектив.

Книга предназначена для специалистов в области международных отношений, студентов гуманитарных вузов, всех интересующихся доселе неизвестными подробностями нашей недавней истории.






Стараясь ослабить прессинг этих требований, Кавам 23 апреля вынужден был объявить: все, что делается для Азербайджана в настоящем и будет сделано в будущем, опирается на Конституцию и другие действующие законы страны. Вопрос распространения на другие регионы более широких прав провинциальных и областных энджуменов будет рассматриваться. Что касается распределения земель, то это возможно в случае с государственными землями; что же касается раздела земель, находящихся в частной собственности, то здесь возникает противоречие с Конституцией и принципами ислама. Правительство изучает пути улучшения положения крестьян. Уже состоялось заседание специальной комиссии по этому вопросу. После всестороннего его изучения правительство примет действенные меры[754].

Наряду с публикациями в поддержку Кавама в левых и проправительственных газетах правая и оппозиционная пресса обрушилась на него с острой критикой. Газета «Кесра» в номере от 24 апреля писала: «Во-первых, Конституция не предусматривает предоставления столь широких прав органам местного самоуправления. Правительство не имеет права трактовать законы как угодно. Права, данные энджуменам, исключают правление центрального правительства в Азербайджане. Даже войсковое командование и жандармерия не может проводить на местах линию правительства, и даже местная полиция может арестовать этих командиров. Преподавание на азербайджанском языке в начальных классах недопустимо. Все азербайджанцы — иранцы. По этой логике в Хузистане должны преподавать на арабском, а в Курдистане — на курдском». Газета «Кушеш» в номере от 25 апреля заявляла примерно то же самое. По ее мнению, если предполагаемая автономия будет предоставлена Азербайджану и другим провинциям, то государство преобразуется в федеральную структуру.

Всполошились и на Западе, усмотрев в решении иранского правительства уступки не столько Азербайджану, сколько СССР. В издающемся в Тегеране англоязычном бюллетене «Дейли Ньюс» была опубликована 24 апреля статья депутата британского парламента от консерваторов, бригадного генерала Энтони Хеда, главной мыслью которой было ни в коем случае не допустить захвата Азербайджана русскими; туда должна быть направлена комиссия ООН для противодействия влиянию Советов. Хед считал исключение иранского вопроса из повестки дня Совета Безопасности началом больших невзгод. Он писал: «Если в Азербайджане установится русское правление, это станет многозначащим началом выдавливания Англии со Среднего Востока»[755].

Совершающий совместно с А. Хедом вояж по Ирану депутат-лейборист Майкл Фуд заявлял, что русские хотят сохранить в Азербайджане «правящую силу» и планируют сохранить свой контроль над предстоящими выборами в Иране.

После объявления о начале переговоров с Азербайджаном журнал «Тайм» писал: «Русские в Иране закручивают гайки. Правительство Кавама пляшет под их музыку, подвергая зарубежных корреспондентов цензуре, оказывая давление на правую прессу. Осуждено так много правых лидеров, что и лидеры центристов боятся за судьбу предстоящих выборов». Вместе с тем, по мнению журнала «Тайм», Запад все еще надеется, что тегеранское правительство избежит роли марионетки в руках Советов. В связи с чем, высокопоставленные официальные лица в Вашингтоне с удовлетворением отмечают, что позиция Совета Безопасности сильно осложнила попытку Москвы подчинить своему влиянию весь Иран[756].

Утром 22 апреля премьер-министр С.Дж. Пишевари принял прибывшего из Тегерана Ф.Ипекчиана, который заявил, что уполномочен Кавамом для ведения переговоров о мире. Он сообщил, что в Тегеране для переговоров с Национальным правительством создана делегация в составе заместителя премьер-министра по политическим вопросам Мюзаффара Фируза, Муваррихидола Сепехра, Мосташарудовле Садыка, Фармана Фарманиана, Мамеда Вели Мирза и его, Ф.Ипекчиана. Поэтому он просит, чтобы Пишевари также создал соответствующую делегацию от своего кабинета. Пишевари обещал обсудить это в Милли меджлисе. Далее разговор принял неофициальный характер, и Ипекчиан позволил себе весьма откровенно высказать собственные суждения. Так, он считал, что если вооруженные силы Азербайджана будут распущены, то гарантии центрального правительства вряд ли окажутся реальными. По его мнению, до начала новой сессии иранского парламента Национальная армия и федаины должны быть сохранены. Более того, он подчеркнул, что роспуск азербайджанской армии ставит под сомнение выполнение нефтяного договора с русскими. Азербайджанские вооруженные силы являются главным гарантом успешного утверждения договора в Меджлисе. Когда Пишевари спросил, что думает по этому поводу сам Кавам, Ипекчиан ответил, что по существу он ничего сказать не может, но полагает, что в случае расторжения договора между Ираном и СССР премьера могут сместить. Касаясь состава комиссии, Ипекчиан заметил, что Мосташарудовле является сторонником Азербайджана, а Сепехру он лично не доверяет. Затем Ипекчиан счел нужным отметить, что в Тегеране число сторонников демократического движения увеличилось и надо укреплять это движение, а Джафара Кавиана надо оставить на посту руководителя вооруженных сил Азербайджана[757].

После встречи с Пишевари в тот же день Ф. Ипекчиан посетил советского генконсула в Тебризе Красных и вице-консула Н. Кулиева, причем Н. Кулиеву наедине он поведал, что перед приездом встречался в Тегеране с Садчиковым и обменялся с ним мнениями. Уже известно, что имеется письменное соглашение между премьером Кавамом и советским послом. Делегация, которая предложена иранским правительством для ведения переговоров, по существу обязана лишь формально утвердить это соглашение. В соответствии с ним, в Азербайджане не должны существовать Меджлис и Национальное правительство, что же касается остальных требований демократов, то они будут выполнены в определенной мере. Поэтому Ипекчиан и прибыл раньше других в Тебриз, чтобы предупредить Пишевари о некоторых нюансах предстоящих переговоров.

Главное, неустанно повторял на всех встречах Ипекчиан, что демократы должны настаивать, чтобы национальные войска в Азербайджане не были распущены, а сохранились в нынешнем качестве — с подчинением не Тегерану, а Тебризу — в течение хотя бы 7–8 месяцев, т. е. до новых выборов в Меджлис 15-го созыва. Ипекчиан считал, что азербайджанские руководители, проявив настойчивость, сумеют сохранить за собой командование войсками. Правда, он предупреждал, что это требование наверняка встретит резкое возражение Кавама, но тем не менее демократы должны настаивать на своем и требовать, чтобы командование азербайджанских войск было возложено на военного министра Национального правительства Кавиана, с подчинением его только местной власти. Со своей стороны Ипекчиан обещал, что приложит все усилия, чтобы комиссия приняла это требование. Он не сомневался, что от положительного разрешения данного вопроса зависит выполнение Ираном остальных обещаний, предусмотренных советско-иранским соглашением, при этом свое требование по сохранению руководства войсками азербайджанские переговорщики могут аргументировать тем, что пока всемерно доверяют обещаниям Тегерана.

А вот что касается жандармерии, то, по мнению Ипекчиана, ее следует ликвидировать, так как население ненавидит ее, ассоциируя с прежними карательными операциями. Вместо жандармерии можно согласиться на создание другого полицейского органа для поддержания общественного порядка, но с новым названием. Вооруженные отряды нового органа должны состоять из федаинов, а во главе его нужно добиваться назначения одного из руководителей демократов.

Ипекчиан сообщил, что местом переговоров выбран город Кередж. Он предложил Пишевари лично возглавить делегацию Азербайджана, чтобы обеспечить эффективность переговоров. Ипекчиан к тому же добавил, что диалог надо начать и закончить до ухода советских войск из Ирана, ибо их пребывание в стране в известной мере может повлиять на ход переговоров в пользу Азербайджана.

Наконец, Ипекчиан предупредил, что англичане и американцы пытаются взять под контроль выборы в Меджлис 15-го созыва и провести туда своих людей. Если они добьются этого, то в Иране установится самый реакционный режим и все достижения Азербайджана, в том числе и совместный нефтяной проект, потеряют всякий смысл. Поэтому до выяснения ситуации Азербайджан не должен соглашаться на передачу командования своей армии Тегерану[758].

Вечером 22 апреля состоялось заседание Национального правительства, целью которого было обсудить предстоящие переговоры с Тегераном. За два часа до этого бакинская «тройка» и лидеры демократов во главе с Пишевари рассмотрели предложения Ипекчиана. Было решено в состав делегации рекомендовать секретаря ЦК АДП С. Падегана, министра внутренних дел С. Джавида, генерального прокурора Ф. Ибрагими, члена президиума Меджлиса, лояльного к демократам купца Садыха Дильмагани, заместителя премьер-министра Джаханшахлу, представителя курдов Мамед Усейн хана Сейф Гази. Острая дискуссия возникла по поводу места проведения переговоров. Пишевари и другие лидеры весьма скептически отнеслись к предложению Тегерана сделать им Кередж. Это означало, что все будет так, как того хочет центр, а азербайджанцы будут вынуждены лишь соглашаться с заранее принятыми решениями. Пишевари был чрезвычайно недоволен поведением Садчикова, который, не считаясь с мнением азербайджанцев, дал согласие на Кередж как на место встречи сторон. Пишевари с горечью заметил, что с самого начала было ясно, что демократы должны действовать в строгом соответствии с рекомендациями советских органов, т. е., руководствуясь соображениями и политикой СССР и самого Садчикова, но почему нельзя сделать так, чтобы азербайджанцы с самого начала не оказались на положении заранее подчиненных Тегерану. Поддержав своего премьера, все единодушно решили добиваться, чтобы вести переговоры или в Азербайджане, или, в крайнем случае, в Тегеране, но никак не в Кередже. Если Кавам назвал Кередж, чтобы быть поближе к своим делегатам для осуществления руководства диалогом, то ему легче будет руководить в самом Тегеране. Против Тегерана у демократов нет возражений[759].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "СССР-Иран: Азербайджанский кризис и начало холодной войны (1941-1946 гг.)"

Книги похожие на "СССР-Иран: Азербайджанский кризис и начало холодной войны (1941-1946 гг.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Джамиль Гасанлы

Джамиль Гасанлы - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Джамиль Гасанлы - СССР-Иран: Азербайджанский кризис и начало холодной войны (1941-1946 гг.)"

Отзывы читателей о книге "СССР-Иран: Азербайджанский кризис и начало холодной войны (1941-1946 гг.)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.