» » » Галина Комелова - Сплит. Дубровник


Авторские права

Галина Комелова - Сплит. Дубровник

Здесь можно скачать бесплатно "Галина Комелова - Сплит. Дубровник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Искусство, год 1976. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Галина Комелова - Сплит. Дубровник
Рейтинг:
Название:
Сплит. Дубровник
Издательство:
Искусство
Год:
1976
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сплит. Дубровник"

Описание и краткое содержание "Сплит. Дубровник" читать бесплатно онлайн.



Сплит и Дубровник — древнейшие города Югославии, живописно расположенные на побережье Адриатического моря. Сложные исторические судьбы городов определили своеобразие путей их культурного и художественного развития, что нашло отражение в сохранившихся до наших дней замечательных памятниках архитектуры и изобразительного искусства античной эпохи, Возрождения и более позднего времени. С историей этих городов, с их памятниками знакомит книга.






Солин. Амфитеатр


Недалеко от амфитеатра находится театр, сооруженный еще в I столетии н. э. в традициях древнегреческой архитектуры. В плане он полукруглый. Трудно сейчас представить себе его облик, определить высоту фасада, то есть стены, замыкавшей полукруг и одновременно служившей кулисами, так как время не пощадило этот памятник. Разрушена скена — о ней можно лишь судить по остаткам фундамента. Зато прекрасно просматривается орхестра, у которой расположен театрон — каменные скамьи для зрителей, идущие круто вверх. Но и они сохранились не полностью. Можно лишь предполагать, что масштаб постройки был значительным. Свидетельством тому и размеры скены театра, и массивные, крупногабаритные каменные блоки, в которых вытесаны кресла для особо почетных зрителей — правителей, жрецов, знатных граждан города, они сидели в первых рядах, а за ними выше все остальные на более низких и узких скамьях.

Даже те руины театра, которые дошли до наших дней, позволяют говорить о его близости к ставшему классическим образцом театру Диониса в Афинах, прекрасно сохранившему свой облик и все особенности структуры здания. Или столь же знаменитому, построенному несколько позже Геродом Аттиком, — театру Одеон на юго-западном склоне Афинского Акрополя.

Дорога, идущая мимо театра и амфитеатра, приведет к некрополю. Он расположен среди густой зелени кустарника. Вид на римские саркофаги, стоящие рядами, открывается неожиданно. Здесь, как нигде в другом месте древнего города, ощущаешь необычайную тишину, нарушаемую лишь негромким щебетом птиц. Элегическая красота некрополя настраивает на философические раздумья.

Наиболее интересные в художественном отношении саркофаги, украшенные рельефной резьбой с различными изображениями, перенесены в Археологический музей в Сплит. На месте оставлены главным образом простые, скромные, гладкостенные, без рельефов и поучительных надписей. Это небольшие каменные прямоугольные гробницы с двускатной крышкой. Они производят впечатление четкостью и лаконизмом скупых форм.

Аналогичные некрополи обнаружены в нескольких местах античной Салоны. Они расположены, как правило, у дорог, что было характерно для того времени. Вспомните Аппиеву дорогу в Риме с ее знаменитыми саркофагами и мавзолеями.

В восточной части Салоны можно увидеть остатки фундаментов некогда обширных терм со следами устройств для подачи горячего, холодного воздуха и труб для обогрева помещения. Здесь был перистиль, большой бассейн, просторные помещения с каменными скамьями.


Солин. Общий вид раскопок


Салона известна не только своими античными памятниками. Именно в этом городе впервые на территории всей Далмации утвердилось в первых веках нашей эры христианство. В V веке Салона стала местом пребывания митрополита Далмации, а в XI столетии здесь в одной из базилик короновался первый хорватский царь Звонимир.

Первым к изучению раннехристианских памятников в Далмации обратился Фране Булич, крупнейший югославский историк и археолог, создатель Археологического музея в Сплите и его бессменный директор в течение почти сорока лет. Он был одним из главных организаторов международного конгресса, посвященного проблемам раннехристианской культуры, который проводился в 1894 году в Салоне, непосредственно на месте раскопок.

Для изучения архитектуры раннего христианства очень интересен открытый еще в XIX столетии Ф. Буличем комплекс Мана- стирина (Старый монастырь), включающий ряд разновременных построек от II до VI века. Он находится в северной части древней Салоны, за частично сохранившейся крепостной стеной города. Фрагменты архитектурных сооружений — светлые колонны, базы, капители, саркофаги — красиво выделяются на фоне стройных кипарисов и раскидистых крон пиний.

Наиболее ранние постройки относятся ко II веку н. э., когда на этом месте еще находилось поместье некоего Ульпия. Найдены фундаменты хозяйственных сооружений, обломки давильни для выработки вина и масла, а также кладбище с саркофагами, надписи на которых отражают поклонение языческим богам, и саркофагами уже времени распространения христианства (III век). К III веку н. э. относятся руины небольших и непонятных полукруглых строений с трех сторон большого двора; возможно, это были часовни над захоронениями христиан. Такое наслоение разновременных памятников очень характерно для Салоны.

С Манастириной связана старинная легенда о первом ревностном проповеднике христианства епископе Салоны Домнионе, погибшем мученической смертью за свою веру при Диоклетиане. Археологические раскопки подтвердили достоверность этой легенды. Обнаруженные на могилах надписи рассказывают о самом Домнионе, о погребенных здесь солдатах, священнике Астерии и диаконе Семптимии, которые приняли новую веру под влиянием Домниона. Общий вид некрополя с руинами культовых построек вызывает в памяти слова Данте из «Божественной комедии»: «Страна полная скорби, вся взрытая гробницами».


Солин. Вид раскопок в Манастирине


Руины некрополя Манастирины имеют огромную историко- культурную ценность еще и потому, что аналогичных кладбищ первых веков нашей эры сохранилось очень немного. Такие открытые, никак не замаскированные некрополи (в противоположность характерным для раннего христианства катакомбам, как, например, в Риме, Александрии, острове Мальте и других) распространены были довольно широко, но они подверглись большому разрушению и разграблению в период нашествия варваров в V–VI веках. И сейчас можно перечислить лишь несколько дошедших до наших дней, Салона среди них.

В VI веке при императоре Юстиниане были предприняты попытки привести кладбище в порядок, но довольно своеобразным способом. Расчистив место, где оно находилось, построили великолепную трехнефную базилику. В крипте ее поместили мощи всех ранее похороненных на кладбище мучеников. Причем для строительства храма употребили детали старых часовен и саркофагов. От здания базилики остались лишь основание стен, части мраморных колонн и пола. Но даже руины этого некогда роскошного храма производят и сейчас очень сильное впечатление.

Недалеко от Манастирины был раскрыт еще один комплекс культовых христианских построек — Марусинац. Так же как и в Манастирине, здания эти появились на развалинах небольшой римской виллы, остатки которой обнаружили археологи в начале XX столетия. На этой территории с III века н. э. хоронили христианских мучеников. Из погребений наиболее примечательное связано с именем местного жителя, сукновала Анастасия; он, так же как и Домнион, мученически погиб во время гонения на христиан при Диоклетиане. Анастасий стал одним из самых почитаемых святых в Далмации — ему посвящались храмы и алтари, в том числе алтарь в Мавзолее Диоклетиана, о котором уже говорилось.

В Марусинаце сохранились и фундаменты построек, назначение которых пока еще не удалось определить, а также руины огромной трехнефной базилики VI века, остатки ее стен и колонн скрываются среди разросшейся зелени.

Салона — это еще не до конца раскрытый, крупнейший памятник культуры и искусства первых веков нашей эры.

Ценнейшие художественные произведения античного времени и раннего средневековья экспонируются в Археологическом музее в Сплите, который после Солина и следует осмотреть.

Большой интерес представляет коллекция надгробных памятников, выставленных на открытом воздухе в так называемом лапидариуме музея. В свое время они были вывезены с кладбищ, находившихся вблизи древних городов, в том числе и из Салоны. Среди этих ценных произведений античного искусства — надгробная стела ветерана XX римского легиона Тита Фуфиция. В два ряда расположены семь рельефных портретов членов семьи Фуфиция, исполненных в реалистической манере, свойственной римской скульптуре.


Саркофаг с рельефом «Добрый пастырь». IV в.


Другое большое надгробие, моряка Гая Утия, украшено рельефными портретами погребенного и его жены. Патетическая надпись на памятнике рассказывает о тяжелой, полной скитаний жизни человека, закалившегося в постоянной борьбе со стихией и умершего на море. Внизу высечено изображение римского грузового судна, указывающего на профессию погребенного.

В музее много мраморные саркофагов римского времени. На одном из них, относящемся к концу II века н. э., в рельефе воспроизведены сцены из известного греческого мифа, легшего в основу трагедии Еврипида и повествующего о любви жены афинского царя Тезея Федры к своему пасынку, юному Ипполиту. На лицевой, передней стенке саркофага высечена в высоком рельефе сложная многофигурная композиция. Причем отдельные разновременные сцены как бы последовательно переходят одна в другую. С левой стороны сидит Федра в окружении прислужниц, у ног ее маленькая фигурка Амура. В центре — Ипполит, собирающийся на охоту, и кормилица, которая передает ему любовное послание Федры. В правой части композиции — концовка трагедии: отцу Ипполита, Тезею, слуга приносит известие о смерти Федры. Стремление к наибольшей точности в передаче сюжета типично для римского искусства II–III столетий н. э. Саркофаг этот по характеру резьбы близок к саркофагу из собрания Государственного Эрмитажа, на стенах которого развертываются сцены из этого же мифа.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сплит. Дубровник"

Книги похожие на "Сплит. Дубровник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Комелова

Галина Комелова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Комелова - Сплит. Дубровник"

Отзывы читателей о книге "Сплит. Дубровник", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.