Галина Комелова - Сплит. Дубровник

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сплит. Дубровник"
Описание и краткое содержание "Сплит. Дубровник" читать бесплатно онлайн.
Сплит и Дубровник — древнейшие города Югославии, живописно расположенные на побережье Адриатического моря. Сложные исторические судьбы городов определили своеобразие путей их культурного и художественного развития, что нашло отражение в сохранившихся до наших дней замечательных памятниках архитектуры и изобразительного искусства античной эпохи, Возрождения и более позднего времени. С историей этих городов, с их памятниками знакомит книга.
Внутри стен дворца находится большое число средневековых и ренессансных зданий. Так, по данным югославского историка Д. Чулича, на территории дворца сейчас существует девять жилых домов, которым более восьмисот лет, то есть они были построены в XI веке, около двенадцати домов насчитывает более семисот лет, около пятидесяти — шестьсот лет и до пятидесяти — примерно пятьсот лет. [11] Правда, многие из них не донесли в чистоте свой первоначальный облик и были частично перестроены в последующие века. Однако все они удивительно гармонично сочетаются с древними сооружениями, что придает уникальному центральному ансамблю Сплита особую прелесть. Бродя по довольно темным, невероятно тесным улочкам бывшего дворца, неожиданно оказываешься перед старой кладкой или какой- нибудь архитектурной деталью римского времени, в здании, построенном в средние века и украшенном по фасаду изящным стрельчатым окном, разделенным стройной колонной; то невольно остановит нас выразительная рельефная голова животного, вплетенная в орнамент готического портала, то резная консоль ренессансного балкона, увитого яркой зеленью.
Юрий Далматинец. Портал дворца Папаличей. Сер. XV в.
Юрий Далматинец. Фрагмент портала дворца Папаличей
В XV — начале XVI столетия, когда Сплит находился в зените своего расцвета, многие крупные аристократические фамилии, разбогатевшие в связи с развитием торговли, стали строить себе роскошные дворцы, призывая для этого крупнейших архитекторов и художников.
В это время возник интересный комплекс зданий в северо- восточной части Диоклетианова дворца, недалеко от площади Бошковича. Он включает редкий по красоте дворец Папаличей, сооруженный в середине XV века упоминавшимся ранее архитектором и скульптором Юрием Далматинцем, и перестроенный частично около 1500 года. Невольно обращаешь внимание на превосходный портал — главное украшение фасада. Высокие тонкие колонки, обрамляющие портал, декорированы скромной плоскорельефной резьбой в виде вьющегося побега и виноградных гроздей в контрасте с сочными резными акантовыми листьями на капителях. Восхитителен сплошь заполненный пышной резьбой тимпан полукруглого завершения портала. Здесь Ю. Далматинец показал блестящее мастерство в обработке камня — столь пластичны как бы развеваемые ветром акантовые листья, окружающие центральный щиток с символическим изображением герба Папаличей под рыцарским забралом. Еще выше, центрируя общую композицию портала, помещен дракон и под ним — пылающий факел. Рельефная лента с латинской надписью проходит по полукружию тимпана еле приметной полосой.
Через этот портал можно войти во внутренний дворик, окруженный легкой лоджией с небольшими коринфскими колоннами по нижнему этажу.
Ратуша
Прекрасно сохранился большой зал дворца на втором этаже с оригинальным деревянным балочным потолком на консолях и с огромным четырехчастным готическим окном, также украшенным эффектной каменной резьбой.
Дворец Папаличей, семьи известных гуманистов XV — начала XVI века, был в свое время центром культурной жизни Сплита. Здесь собирались поэты, художники, артисты. Среди них были крупный поэт, историк, богослов, философ Марко Марулич, известный поэт Франьо Божичевич-Наталис и многие другие. Один из Папаличей, Дмин, вместе с Марко Маруличем посетив развалины Солина, впервые начал собирать древности — античную скульптуру, рукописи, архитектурные детали, которые хранил в своем дворце. Так, по существу, возник первый музей в Сплите. И не случайно именно в этом здании разместился в 1964 году Музей города Сплита, многочисленные экспонаты которого увлекательно рассказывают об истории города. Здесь хранится большое число архитектурных фрагментов античных, романских, готических, ренессансных зданий, документы, связанные с деятельностью известных личностей города. Музей обладает богатой коллекцией скульптуры, оружия, костюмов.
С именем Юрия Далматинца связана еще одна замечательная постройка на территории бывшего Диоклетианова дворца. Недавно около Золотых ворот, в непосредственной близости от стены (в северо-западной части старого города), обнаружен в ходе реставрации старинного особняка, после снятия всех наслоений времени, фасад XV века с лоджией на втором этаже, близкий по своему оформлению к дворцу Папаличей. Внутри его также имеется дворик с лоджиями по первому этажу. Это еще одна работа Юрия Далматинца или его мастерской.
Башня городской цитадели
Еще в 1239 году Сплит получает городское право, оформляется политически как купеческо-аристократическая республика и становится архиепископской резиденцией. Быстро растущий город выходит за пределы стен старого дворца, перемещается и его центр. За западной стеной, у Железных ворот создается новая большая городская площадь св. Ловренца (или Ловра — по имени находившейся здесь, но не сохранившейся до наших дней церкви). Позже площадь стала называться Народной.
В XIV — первой половине XV столетия почти прямоугольная в плане площадь была застроена домами, принадлежащими крупнейшим купеческо-аристократическим фамилиям. В облике этих зданий проявились черты поздней готики. Обычно гладкие фасады оживлялись окнами и порталами со стрельчатыми арками и тонкими колонками. Изредка на стенах помещали балконы. Карниз, венчающий фасад, иногда украшался зубчиками, как у крепостных башен того времени. Завершались дома высокими крышами с ярко-красной черепицей. В начале XIX века большая часть этих зданий была снесена в связи с новым строительством в городе. Сейчас лишь несколько зданий напоминает о средневековом центре Сплита. Наиболее значительным из них является расположенная в северной части площади трехэтажная ратуша. Она была сооружена в первой половине XV столетия, а в XIX значительно перестроена. Прекрасно сохранился лишь первый этаж, украшенный большим порталом — лоджией с тремя высокими стрельчатыми арками, опирающимися на колонны с резными капителями. На портале сохранились изображение герба -плита, вырезанное в камне, и надпись о возведении здания в XV веке.
В XIX столетии одновременно с надстройкой третьего этажа частично перестроили и второй. Сделано было это очень тактично с сохранением характерных элементов готики, чтобы не нарушить общий облик здания. В центре второго этажа находится большое окно-трифорий со старым балконом, богато декорированным резьбой, а по сторонам их на верхнем этаже окна с высокими стрельчатыми арками.
В первом этаже ратуши сейчас размещается Этнографический музей, основанный в 1910 году. Здесь собраны и экспонируютсл богатые коллекции костюмов, тканей, керамики, предметов народного быта.
Дворец Милеши и памятник Марко Маруличу работы И. Мештровича
Башня монастыря св. Бенедикта и памятник Гргуру Нинскому работы И. Мештровича
К старой ратуше примыкает дворец Карепича, возведенный в XVI веке и значительно перестроенный в XIX. От первоначального декора здания сохранился балкон на резных консолях, украшенный стройной балюстрадой с упругой формой балясин.
Недалеко от ратуши, на той же площади, но ближе к дворцу Диоклетиана, расположен дворец старейшей патрицианской семьи Сплита — Камби. Здание было сооружено в XV столетии в формах венецианской готики, впоследствии сильно перестроено. На втором этаже западного фасада, выходящего частично на Народную площадь и начинающуюся здесь узенькую улочку, сохранилось центральное окно с характерной тройной аркой (трифо- рием).
От дворца Камби можно пройти в небольшой проулок, который от Народной площади подходит к Железным воротам Дио- клетианова дворца. Здесь сразу же привлечет внимание высокое и узкое здание башенного типа. Оно относится к XIII веку. Его стены имеют лишь несколько полукруглых окон с двойными арочками. На западном фасаде в XVI веке были помещены огромные круглые солнечные часы. Здание завершает маленькая изящная на четырех колонках башенка (XV — начало XVI века) с колоколом. Напротив этого здания, к югу от ворот, расположено средневековое здание, на глухой западной стене которого находится небольшое рельефное изображение св. Антония с донатором, относящееся к концу XIV века.
Народная площадь вошла в историю современного города. В 1945 году, после окончания второй мировой войны, здесь было объявлено об образовании первого правительства Народной Республики Хорватии — это событие зафиксировано в надписях на каменной плите, вставленной в стену портала старой ратуши. Другая надпись свидетельствует еще об одном важном историческом событии — 26 октября 1944 года в Сплит вошла Народно- освободительная армия Югославии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сплит. Дубровник"
Книги похожие на "Сплит. Дубровник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Галина Комелова - Сплит. Дубровник"
Отзывы читателей о книге "Сплит. Дубровник", комментарии и мнения людей о произведении.