» » » Галина Комелова - Сплит. Дубровник


Авторские права

Галина Комелова - Сплит. Дубровник

Здесь можно скачать бесплатно "Галина Комелова - Сплит. Дубровник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Искусство, год 1976. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Галина Комелова - Сплит. Дубровник
Рейтинг:
Название:
Сплит. Дубровник
Издательство:
Искусство
Год:
1976
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сплит. Дубровник"

Описание и краткое содержание "Сплит. Дубровник" читать бесплатно онлайн.



Сплит и Дубровник — древнейшие города Югославии, живописно расположенные на побережье Адриатического моря. Сложные исторические судьбы городов определили своеобразие путей их культурного и художественного развития, что нашло отражение в сохранившихся до наших дней замечательных памятниках архитектуры и изобразительного искусства античной эпохи, Возрождения и более позднего времени. С историей этих городов, с их памятниками знакомит книга.






В центре квадратов помещены выполненные в глубоком рельефе сцены из Евангелия, с обобщенными монументальными фигурами.

Врата Сплитского собора по художественной значимости могут быть поставлены в один ряд с бронзовыми Корсунскими вратами Софийского собора в Великом Новгороде, исполненными магде- бургскими мастерами в середине XII столетия. Однако если Корсунские врата несколько суровы и строги по своему облику, то Сплитские поражают своей живописностью, великолепной общей декоративной композицией. Резные врата, исполненные А. Бувиной, восхищают богатством орнамента из виноградных лоз, среди которых помещены маленькие фигурки людей, животных, птиц, что было типично для искусства раннего средневековья. Узор удивительно сочен, изыскан, манера резьбы отличается мягкой пластической моделировкой формы. Сохранились и следы росписи врат, в которой преобладали красные, лазурно-синие тона и позолота, что в свое время еще больше их оживляло.


Вид на Мавзолей и колокольню


Вид на башню у Железных ворот дворца Диоклетиана


Сплитские врата более чем на два столетия предвосхитили знаменитые бронзовые двери (1425–1452) работы Л. Гиберти во флорентийском баптистерии, вошедшие в историю мирового искусства как непревзойденный шедевр. Деревянные врата Сплитского собора, к сожалению, менее известны. Но они, безусловно, являются первоклассным произведением средневекового искусства, ярким образцом далматинской пластики.

К замечательным памятникам средневековья в Мавзолее относятся и две скамьи для хоров (XIII век). Существует предположение, что они были созданы также Бувиной или в его мастерской- столь близок по стилю их декор к работам этого известного мастера. Высокие спинки скамей, увенчанные профилированным карнизом, почти сплошь покрыты резьбой, выполненной на проем и в низком рельефе. Резной узор, напоминающий нарядный ковер, включает чередующиеся поперечные полосы бесконечно разнообразного растительного и геометрического орнамента, в который вставлены небольшие ромбовидные и прямоугольные клейма с изображением апостолов, евангелистов и их символов.

Заслуживает особого внимания маленькая фигурка человека, склонившегося с долотом в руках, очевидно над верстаком. Ее замечаешь не сразу — она вырезана почти у самого края спинки скамьи, чтобы не нарушать общий орнаментальный узор. Прекрасно передана естественность позы, характерный облик простого ремесленника. Кто это? Возможно, сам мастер, создавший деревянную резьбу. Тогда мы имеем перед собой одно из редких автопортретных изображений народного резчика по дереву.

В XIII веке внутри собора была установлена кафедра из местного резного камня работы неизвестных далматинских мастеров. По своему художественному решению она напоминает знаменитую кафедру баптистерия в Пизанском соборе, исполненную в 1260 году Николо Пизано, Шестигранная кафедра Сплитского собора стоит на шести высоких граненых колоннах с резным- капителями сложных композиций, в которые включены изображения змей и чудовищ среди переплетенных листьев. Верхняя часть кафедры декорирована небольшой глухой аркадой на двойных колонках, под сводами которой помещены скульптуры четырех евангелистов и фантастических животных. Оригинален аналой в виде орла с распростертыми крыльями — он сидит на витой колонке, упирающейся в спину льва, который, в свою очередь, цепко вонзает когти в тело дракона. Существует предположение, что резьба кафедры связана со школой крупнейшего далматинского скульптора первой половины XIII века Родована из Трогира.


Мавзолей. Кафедра и фрагмент резных врат


А. Бувина. Резные врата Мавзолея. Фрагмент. Нач. XIII в.


Резная скамья для хоров в Мавзолее. Фрагмент. XIII в.


Капитель кафедры Мавзолея. XIII в.


К началу XV века относятся два алтаря, расположенные в нишах между колоннами по сторонам от главного алтаря. Первый из них — алтарь св. Доима был исполнен в 1427 году в стиле пламенеющей готики итальянским мастером Бонино из Милана, последнее десятилетие своей жизни работавшим в Далмации. Саркофаг алтаря имеет несколько рельефных изображений, в том числе св. Доима в епископском облачении и св. Анастаса с мельничным жерновом на шее. На сводах готической сени алтаря недавно были раскрыты фрагменты фресковой росписи того же времени, выполненной сплитским художником Д. Вучковичем.

Больший интерес представляет второй алтарь — св. Анастаса (или Сташа, Стаха), в художественном облике которого проявились черты не только готики, но и нового направления в искусстве — ренессанса. Он был создан позже, в 1448 году, одним из самых известных мастеров Далмации, скульптором и архитектором Юрием Далматинцем, творчество которого заслуженно считается вершиной далматинского искусства XV столетия.

Под высокой четырехстопной сенью с богатой резной орнаментальной и скульптурной обработкой верхней части, на небольшом возвышении расположен саркофаг с фигурой лежащего на нем святого. Черты его лица индивидуализированы, по-видимому, изображен вполне конкретный человек. Тяжелыми складками ниспадает над саркофагом полог, который поддерживают фигуры трех юношей.

Основание саркофага украшено рельефными изображениями амуров и раковинами с сочными завитками, характерными для искусства Ренессанса. И все это под готическими формами сени. Лицевая сторона саркофага заслуживает особого внимания. Вся плоскость стенки разделена на пять ниш, в центральной из которых помещена выполненная в глубоком рельефе композиция «Бичевание Христа». Три полуобнаженные фигуры даны в сложных ракурсах: в центре — Христос, пытающийся вырваться из рук мучителей, один из которых связывает его, другой, схватив за волосы, замахивается, чтобы ударить. Такой динамики и драматизма еще не знало искусство того времени. Фигура Христа по своей внутренней экспрессии, пластической моделировке напоминает известную скульптуру работы Микеланджело — скованный раб, — которая будет создана много десятилетий позже.

По сторонам от сцены «Бичевания» в боковых нишах помещены фигуры евангелистов, епископа и человека с моделью церкви в руках. Они довольно статичны, что подчеркивает драматическую напряженность главной сцены.


Юрий Далматинец. Алтарь св. Анастаса в Мавзолее. 1448


Острый психологизм, эмоциональная выразительность, богатство пластического языка в произведениях Юрия Далматинца позволяют говорить, что он значительно опередил свою эпоху; мы вправе поставить его имя рядом с именами современных ему знаменитых итальянских мастеров Возрождения — Донателло и Гиберти.

О жизни Далматинца известно крайне мало. Родился он в начале 1400-х годов в Задаре (недалеко от Сплита). Обучался в Венеции, в мастерской известных скульпторов и архитекторов братьев Джованни и Бартоломео Бон — ярких представителей венецианской готики. Еще будучи учеником, Далматинец участвовал в создании скульптур и декоративных украшений знаменитого Порта делла Карта во Дворце дожей. Любопытно отметить, что, судя по документам (счетам, распискам мастеров), в строительстве Дворца дожей только в XV веке приняло участие не менее двадцати скульпторов и архитекторов из Далмации и Истрии. Более того, имена некоторых из них можно прочитать на различных фасадах венецианских дворцов, выстроенных из далматинского камня,[9] Юрий Далматинец возводил на родине в различных городах дворцы, легкие и нарядные; принимал участие в создании крепостных стен и башни Минчета, Дивоны и Княжева двора в Дубровнике, завершил строительство великолепного собора в Ши- бенике (в 1440-х годах). Превосходный скульптор и резчик по камню, он оставил произведения, которые и поныне украшают многие архитектурные памятники Далмации. В творчестве Ю. Далматинца переплелись черты уходящей готики и появляющегося Возрождения.


Юрий Далматинец. Бичевание Христа. Фрагмент саркофага алтаря св. Анастаса в Мавзолее


Большую известность получил выполненный им резной декор собора в Шибенике. Наружные стены апсид храма украшены фризом, в котором насчитывается более семидесяти выразительных изображений простых людей, современников скульптора. Их головы высечены в камне в натуральную величину. Это поистине изумительная галерея самых разнообразных и очень характерных портретов. Резец Далматинца буквально одухотворил мертвый камень — столь блистательно их исполнение. И не случайно архитектор, много работавший в Италии над строительством дворцов и особняков, известен там как Джорджо да Себенико, по местонахождению его самого лучшего памятника в Шибенике.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сплит. Дубровник"

Книги похожие на "Сплит. Дубровник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Комелова

Галина Комелова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Комелова - Сплит. Дубровник"

Отзывы читателей о книге "Сплит. Дубровник", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.