» » » Галина Комелова - Сплит. Дубровник


Авторские права

Галина Комелова - Сплит. Дубровник

Здесь можно скачать бесплатно "Галина Комелова - Сплит. Дубровник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Искусство, год 1976. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Галина Комелова - Сплит. Дубровник
Рейтинг:
Название:
Сплит. Дубровник
Издательство:
Искусство
Год:
1976
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сплит. Дубровник"

Описание и краткое содержание "Сплит. Дубровник" читать бесплатно онлайн.



Сплит и Дубровник — древнейшие города Югославии, живописно расположенные на побережье Адриатического моря. Сложные исторические судьбы городов определили своеобразие путей их культурного и художественного развития, что нашло отражение в сохранившихся до наших дней замечательных памятниках архитектуры и изобразительного искусства античной эпохи, Возрождения и более позднего времени. С историей этих городов, с их памятниками знакомит книга.






В целях обороны города постоянно поддерживали лишь старые надежные стены дворца-крепости, чем и объясняется их лучшая сохранность. Многие сторожевые башни были разобраны или разрушены — до нас дошли только три (угловые) из шестнадцати существовавших ранее.

Северная стена, где находился главный вход в резиденцию Диоклетиана, сохранилась лучше остальных, несмотря на серьезные повреждения. После второй мировой войны она подверглась реставрации, в результате которой целиком освободилась и от многочисленных случайных пристроек.

Красивая кладка из разных по размеру квадров светлого камня, умелая раскреповка сводчатых перекрытий окон и арок, выразительная, хотя и несколько грубоватая резьба капителей, карнизов, консолей свидетельствует о мастерстве местных каменотесов. Искусно обрабатывать камень они учились у своих отцов и дедов. Да и как было не перенять их мастерство и опыт, когда заказы на строительство бесконечным потоком шли не только от местной знати и городских властей, но и даже из соседней Италии, главным образом Венеции. А искрящийся на солнце, плотный белый известняк в большом количестве находился на прибрежных островах. Особенно ценился камень с близлежащего острова Брач, из него и сооружен дворец Диоклетиана.

Любопытно, что в процессе реставрационных работ известному археологу Ф. Буличу удалось обнаружить на каменных блоках стены метки далматинских каменщиков.[7] Такие метки на строительных камнях имели право оставлять только мастера высокого разряда.

Уже много веков спустя, в начале нашего столетия, югославский поэт Юрэ Франичевич-Плочар воспел труд простого каменщика:

«Бумаги, где его обозначено имя,
Изветшают, истлеют в веках.
И кто сможет представить его таким —
С молотом в сильных руках,
Согнутого — со спиной загорелой
И с лицом, как серый гранит?
. . . . . . .
Документы истлеют, но останется жить он веками, —
Он и слава о нем
В пожелтевшем от времени камне». [8]

Дворец Диоклетиана. Золотые ворота


В центре северной стены находятся так называемые Золотые ворота, к которым подходила главная дорога из Салоны. Размеры их велики — высота проезжей части достигает 6,5 метра, ширина — 4,17 метра. Две не сохранившиеся до наших дней башни фланкировали проезд. Ворота производили, да и сейчас еще производят, внушительное впечатление. Поражает размах широкого прямоугольного проема ворот и расположенного над ним огромного полуциркульного люнета. По сторонам люнета помещены большие полукруглые ниши, в которых, очевидно, раньше стояли статуи. Выше, занимая весь второй ярус, находилась чисто декоративная глухая «карликовая» аркада на небольших с резными капителями колонках, опиравшихся на великолепно очерченные, скульптурно проработанные консоли с сочными волютами. Из этого изумительного декоративного убранства ворот сохранилось не все. Почти полностью исчезли сами колонки. Но и сейчас, видя лишь четкие полукружия профилированных маленьких арок, резные капители и сильно выступающие консоли, слитые в единое гармоничное целое с кладкой ворот, мы невольно восхищаемся мастерством древних строителей, проявивших большое художественное чутье и вкус.

«Карликовые» аркатурные пояса, впервые появившиеся в римской архитектуре именно на стенах дворца Диоклетиана, были результатом переосмысления декоративных мотивов восточной архитектуры, с которой римляне познакомились во время походов в Малую Азию и северную Африку и, в первую очередь, в Баальбеке, Пальмире, городах Парфянского царства. В последующие века эти декоративные элементы вошли в практику европейского строительства. Их использует романское зодчество в самых торжественных и значительных постройках.


Дворец Диоклетиана. Серебряные ворота


Вид на Серебряные ворота и остатки укрепленного дворика со стороны Мавзолея


На месте, где находилось приспособление для спуска решетки Золотых ворот, в XI веке была устроена крохотная церковь св. Мартина. Она известна благодаря своей каменной резной алтарной преграде, удивительно лаконичной по композиции. Основание преграды и небольшая арочка на шестигранных столбиках со щипцовым навершием украшены чрезвычайно характерным для раннего средневековья рельефным стилизованным орнаментом и резными же христианскими символами — крестом, изображениями животных и голубя. Эта церковь с преградой по праву входит в ряд немногочисленных памятников романского искусства в Сплите.

Если пройти вдоль северной стены дворца по дорожке примыкающего сквера и обогнуть северо-восточную угловую башню, сильно изменившую свой первоначальный облик за многие века, можно попасть на небольшую улицу — Хрвоева, ведущую к морю вдоль восточной стены дворца. Эта стена сейчас тоже почти полностью освобождена от позднейших пристроек. Пожелтевший от времени брачский камень увит цветущими глициниями, а в швах и на выветренной поверхности его пробивается нежная зеленая трава.

В центре этой стены расположены Серебряные ворота, облик которых напоминает Золотые ворота. Но вместо декоративной аркады в верхней части находится ритмичный ряд оконных проемов, отделенных от нижнего яруса небольшим профилированным карнизом. Сохранились остатки двух боковых башен, некогда фланкировавших вход.

Юго-восточная угловая башня, выходящая к морю, значительно перестроена; на верхней ее площадке сейчас устроен ресторан.


Дворец Диоклетиана. Железные ворота. Гравюра Р. Адама. 1764


В настоящее время море значительно отошло от дворца и вдоль его южной стены проводит одна из самых прелестных набережных Сплита — Титова обала, любимое место прогулок туристов.

К сожалению, от южной стены с ее величавой аркадой почти ничего не дошло до нас. К ее внутренней стороне были пристроены большие жилые дома, выступившие на два-три этажа выше и включившие в себя часть аркады. Многочисленные окна прорублены в толще стены, нижняя ее часть со стороны моря скрыта за пристроенными уже в начале XX столетия маленькими домиками, которые используются под рестораны и магазины.


Дворец Диоклетиана. Перистиль


Перистиль в дни фестивалей


Предполагают их постепенно разобрать, чтобы раскрыть первозданную красоту главного фасада античного дворца.

Западная стена тоже целиком скрыта постройками, но возникшими главным образом в средневековье; поэтому восстановление ее не представляется возможным.

Отлично сохранились лишь западные Железные ворота, близкие по общей композиции к восточным — Серебряным. Однако они не имеют ниш и никаких украшений. Лишь над архитравом въездной арки остался фрагмент античного рельефа с изображением богини победы Виктории. От наслоений времени в стене укрепленного дворика ворот раскрыта внутренняя лестница, ведущая на верхнюю обходную галерею и в расположенную рядом, также в стене, маленькую церковь. Над ней в конце XI столетия была сооружена небольшая приземистая квадратная в плане башенка. Это — одна из построек раннего средневековья в Сплите.


Дворец Диоклетиана: Перистиль, Вестибюль, Мавзолей и храм Юпитера. Реконструкция


На территории бывшего дворца Диоклетиана, внутри его стен, немного осталось от античной эпохи. Значительно перестроенный в последующие века, дворец представляет собою своеобразный город в городе — в нем насчитывается более двухсот пятидесяти домов, буквально втиснутых внутрь стен старой императорской резиденции и разделенных лабиринтом узеньких улочек. В основном это постройки, возникшие в средневековье. От времени же Диоклетиана дошло до нас всего лишь несколько сооружений. Среди них — Перистиль, огромный (24,0 X 13,4 м) прямоугольный зал под открытым небом, расположенный между Мавзолеем и храмом Юпитера. С восточной и западной стороны его ограничивает строгая аркада из гранитных и мраморных колонн с коринфскими капителями, установленная на ступенчатом основании. Сильно профилированный карниз арочного антаблемента украшен сочной богатой резьбой в виде орнамента из пальмет и стилизованных листьев. Примечательно, что и здесь мы встречаемся с характерным для архитектуры Востока мотивом аркады, установленной не на столпах, а на колоннах. Впервые столь широко применяется это новшество в позднеримском зодчестве именно в архитектуре дворца Диоклетиана. В дальнейшем этот мотив будет использован и развит зодчими эпохи Возрождения.

Южная часть Перистиля является парадным входом во дворец. Она оформлена в виде портика с четырьмя колоннами из темно-красного гранита, расположенного на высоком подиуме с двумя симметричными маршами лестниц. Четкий ритм колонн и арок боковых сторон зала завершается взлетом огромной упругой арки портика под треугольным фронтоном. Многие исследователи считают, что его венчала скульптурная группа — квадрига с богиней Победы. Она акцентировала внимание на главном входе в личные апартаменты императора и придавала всему Перистилю особую торжественность.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сплит. Дубровник"

Книги похожие на "Сплит. Дубровник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Комелова

Галина Комелова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Комелова - Сплит. Дубровник"

Отзывы читателей о книге "Сплит. Дубровник", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.