» » » » Луций Сенека - Нравственные письма


Авторские права

Луций Сенека - Нравственные письма

Здесь можно скачать бесплатно "Луций Сенека - Нравственные письма" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Поэзия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Нравственные письма
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Нравственные письма"

Описание и краткое содержание "Нравственные письма" читать бесплатно онлайн.








Люблю - тебя, не бесполезность дел...

"Он жаждет исцеленья!"- Ты поверил?

А в душу заглянул, где так темно?

Для роскоши закрыть желая двери,

Он... приоткрыл заранее окно.

"Ему такая жизнь - давно уж в тягость!"

Кому не в тягость лишний пуд жиров?

Посмотрим, похудеет ли он за год,

Желая исцеленья?

Будь здоров.

======================================

Письмо CXIII (Об одушевленности благ)

Луцилия приветствует Сенека!

Ты хочешь знать - что значат существа:

Разумность, справедливость? Или греки

Их выдумали? Это - лишь слова?

В них следует признать одушевленность?

Пустые упражнения ума...

Я это говорю определенно,

Но, поясню, как нужно понимать...

Рассмотрим для начала добродетель:

Она есть состояние души,

А, значит (это знают даже дети)

Нельзя одушевленность отрешить.

Одушевленность всякого искусства

Никто из нас не станет отрицать.

Бушуют в нас разрозненные чувства,

У каждого - не менее, чем ...дцать.

И, если чувство существом считаем,

То ровно столько в нас живет существ,

И каждый, как планета, обитаем...

Движенья чувств - читай: обмен веществ?

Я - человек, и существо живое,

Но, тело обитания - одно...

Никто не скажет мне, что нас в нем двое,

Пока не выпьет в доме все вино!

Любой предмет считается отдельно,

Раз он самостоятельный предмет.

(Надеюсь, это ясно всем предельно)

Одна душа во мне, а больше - нет.

Я говорил, что думаю иначе...

В страстях, пороках - тоже есть душа?

Тогда - и в слове, в мыслях, даже в плаче?

Не так проблему следует решать.

Мы видим в добродетельности много

Различных чувств, основа их - душа.

Без добродетели - прожить не могут?_

Как, уместившись, ей не помешать?!

"Нет, эти чувства - словно части тела."

Как "головы у гидры" - у души?

И каждое творит, что захотело?

Что - страшно?!- А меня - уже смешит...

Взять справедливость: да, она полезна:

С ней всякий поступает хорошо.

Но "существа" названье - слишком лестно,

Все наши чувства движимы душой.

До самой смерти, кто рожден собакой,

Не превратится в лошадь и свинью.

Хоть чувства в нас меняются, однако,

Одной душой - все чувства сознают.

Душа никак не может поделиться,

Принадлежа различным существам!

(Я, право, начинаю веселиться,

О глупостях рассказывая вам).

Уместно здесь скорей негодованье,

Чем спор. Возьми два разных существа:

Они различны только лишь названьем?

Нет, суть отлична - разница в словах.

Воистину: велик умом Создатель!

При множестве разрозненных вещей,

Сумел им всем отличия придать Он,

Избегнув повторения вообще.

Лишь, если существо одушевленно,

Оно способно действовать само.

Не добродетель,- человек, с пеленок,

Воздействует на мир своим умом.

Любое существо, от ощущений

Приходит к побуждению, затем

К согласию. Простой пример движений

Согласное явленье душ и тел.

А разум - разве может дать согласье

Себе на то, чтоб выйти погулять?

(Хотя, встречал... без разума, но, к счастью,

Их, часто удается исцелять.)

Одушевленность признавая в благе,

Придем к забавным выводам спеша:

Коль благо - это мужество под флагом,

Не в флаге ли скрывается душа?!

Себя пощекочу еще, потешу,

(Как глупость тянет - только приступить!):

Земному существу нужна одежа?

Тогда и справедливость - хочет пить?

Затем определиться нужно с формой,

Вместившей добродетель или зло.

Пусть круглое - Божественному норма:

Добро - как шар, а зло - рога козлов?

Позволь мне перестать "жевать мочало",

Еще Хрисипп явил ума пример:

Отверг "руководящее начало"

(Предписанное мерой всяких мер).

Коль человек талантлив - изваянье

Способен сделать, песни сочинять...

Душа - одна, но может состоянье

Согласно добродетелям менять.

Вопрос закрыт. И, не прими в обиду:

Душа в стихах не может выступать.

Иначе мы признаем Энеиду

Твореньем круглым...о шести стопах...

Представь себе таких существ обличья,

Как силлогизмы или солецизм...

"О, глупости унылое величье!

Где в мыслях - блуд, там в слове - онанизм."

Учи меня не на словах, на деле:

Как храбрым стать, как крепость чвств создать?

Чтоб выстрелов угрозы не задели,

Чтоб силы, в моей немощи, придать.

Фортуна может собственным оружьем

И вознести, и казни предавать...

Воитель Александр, утратив дружбу,

Великий смысл ей начал придавать.

Какими заблужденьями одержан

Он был в завоеваниях земель!

Власть - в той душе, что тело в рамках держит,

А не в приказах властных пустомель.

Учи меня: священна справедливость!

Учи: забыть тщеславие, молву!

Чтоб безвозмездность жертвы опалила

Мне душу ярким светом наяву!

Не "по награде" принимай решенье:

Пусть ищут славы толпы шулеров...

Будь справедлив - готовься к поношенью!

(Для мудрого - не в тягость.)

Будь здоров.

======================================

Письмо CXIV (О порче речи)

Луцилия приветствует Сенека!

Что портит красноречие людей?

Нередко встретишь бред в библиотеках,

Невнятность в изложении идей,

Забитых переносами значенья...

(Чтоб суть речей от чтенья уберечь?)

У греков есть такое изреченье:

"Какие нравы - такова и речь!"

Порядок государственный расшатан?

Вмиг расцветет распущенность в речах!

Что произнес на митинге оратор

Толпою повторяют в мелочах.

Душа и ум - всегда похожи цветом:

Душа спокойна - значит ясен ум.

(Особенно заметно по поэтам,

С претензиями... быть владельцем дум)

Ум оттого становится напыщен,

Что душу развращает нам порок.

Страшней всего богач "из бывших нищих",

Считающий: Теперь настал Мой срок!

Кто вял душой - тот ноги не волочит...

Душа в порыве - ускоряет шаг...

Душа безумна - прыгает, хлопочет...

Коль брак в душе - в уме такой же брак.

О Меценате хорошо известно:

Как жил...мне и писать здесь нет нужды...

В нем, что одежда - вечно не на месте,

В речах беспутных - свалка ерунды:

"По реке вдоль берегов, что лесами курчавятся,

взгляни, как челны взбороздили русло,

как, вспенивши мели, сад заставляют назад отбегать."

"Гений, который свой праздник едва ли заметит,

нити тонкого воска, и гремучая мельница,

а очаг украшают жена или мать."

А он имел большое дарованье,

Но растерял его по мелочам...

Имел бы он в умах потомков Званье...

Имей, хотя бы сдержанность в речах!

Кто может не заметить по прочтеньи,

Что он неподпоясанным ходил?!

Он, сидя на верховном возвышеньи,

Из под плаща - лишь ухом поводил!

В разгар войны, когда весь город в страхе,

Ходил в сопровождении скопцов:

Хоть он мужчиной был и больше, ...,

Те - мужественней были, на лицо.

Он каждый день с женою разводился,

И вновь, под вечер, шел к себе домой

От этой жизни, кто б не устыдился?!

А, почитал бы ты его письмо...

В нем видно: он изнежен, а не кроток.

Небрежность мысли и кудрявый слог...

Затейливости век - всегда короток,

Простая мудрость - отрицает срок!

Там, где порок стоит превыше чести,

Уход за телом - выше прочих дел,

Там строят дом, обширнее поместья,

А их поместья - просто беспредел.

Чтоб стены обрамлял заморский мрамор,

Чтоб штучный потолок - под цвет плиты,

Картины мастеров в изящных рамах,

Обеды - на неделю суеты.

Когда дешевым кажется обычай,

Выдумывают новые слова,

А, переносов смысла неприличье

Новаторством привычно называть.

Там обрывают речь на самом важном,

Чтоб слушатель усвоил лишь намек...

Там тянут мысль, пока не дремлет каждый,

Кто думал, что воспримет, но, не смог...

Болтают, понимая, что неправы,

Желая - верх над правым одержать...

Вся порча речи - признак порчи нравов!

От порчи нравов следует бежать.

Дурную речь воспримут благосклонно

Одетые в лохмотья и в меха.

Ведь судят все из одного резона.

Что суд толпы? - Обычно - чепуха...

"Но, не бывает речи без изъяна."

Согласен... Но, за что хвалить изъян?!

Представь, что ты кого-то встретил пьяным..

Ты, разве скажешь: Будь ты вечно пьян?!

Прибавь к тому: в речах нет строгих правил

Привычки не способны долго жить.

Но, кто твой ум на пошлости направил,

Чтоб Гракха, Куриона отложить?!

Иной поэт строгает слова полоз,

Как будто в нем обыденность вредит.

Как будто он на бедрах щиплет волос,

Когда другой - в подмышках не глядит.

....................

Что ж - к слогу? - Здесь погрешностей примеров

Могу тебе немало привести:

Те, кто в душе давно не знают меры,

Стараются нас ритмом потрясти.

Слог у одних - изяществом мелодий,

Ласкает уши, плавно в них скользя...


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Нравственные письма"

Книги похожие на "Нравственные письма" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Луций Сенека

Луций Сенека - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Луций Сенека - Нравственные письма"

Отзывы читателей о книге "Нравственные письма", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.