Георгий Вернадский - Монголы и Русь

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Монголы и Русь"
Описание и краткое содержание "Монголы и Русь" читать бесплатно онлайн.
«Монголы и Русь» – третья книга «Истории России» Г.В.Вернадского, посвященная периоду монголо-татарского нашествия, анализу его влияния на дальнейшие судьбы развития России. На основе обширного спектра источников автор предлагает читателю собственное видение социокультурных последствий вторжения монголов в Россию.
282
В то время как в латинском переводе писем хана, отредактированном христианами, он именуется «Сыном Бога», старомонгольская формула должна была быть «Данный Богом». Следует вспомнить, что в таблицах власти Чингисхана он именуется по-китайски «Тьен-тьце», и Тору Ханеда переводит это как «тот, кто дан Небом» или «Дарован небом» во французском варианте, МТB, 8, 87. В более поздний период с распространением ламаизма среди монголов Чингис был, конечно, называем монголами Сыном Неба. На церемониях «Открытия Печати» по монгольским культовым датам в обращениях к местным князьям обычно упоминали «несравненного сына Неба, могущественного суту Чингисхана». См.: A. Mostaert «L’Ouverture du sceau», p. 321.
283
Voegelin, p. 405.
284
Vernadsky. «Yasa», p. 345.
285
Voegelin, pp. 387-388.
286
См. выше, глава 2, разд.4.
287
Kotwicz. «Lettres» I, 11.
288
See Kotwicz, Idem, 15; idem, «Formules initiales», pp. 1442147; P. Pelliot «Les Documents mongols du Musée deTeheran», Athar-e Iran, I (1936), 37. Ňf. Cleaves, Inscription I, pp. 83, 85, 91; M. Lewicki. «Turcica et Mongolica», RO, 15 (1949), 239-269. Понятие сю связано с представленным во второй части титула правителей уйгуров (идикут), о котором см. главу 1, н. 98. О новых данных относительно монгольских писем в Национальном Архиве в Париже см.: Cleaves. «Chancellery», pp. 508-526.
289
Kotwicz. «Mongols», pp. 3-4; idem, «Lettres» I, 34.
290
Kanas üvigi, Moravcsik, 2, 277.
291
Priscus, chap. 4, sec. 10 (Latyshev, Scythica et Caucasica, I, 839), cf. E.A. Thompson, A History of Attila and the Huns (Oxford, Clarendon Press, 1948), p. 89. История открытия меча в изложении Приска противоречива и полна предрассудков, но ее значение очевидно.
292
Thomsen, p. 140; Бернштам, с. 106.
293
Thomsen, pp. 144-145. Томсон усматривает здесь ссылку на двух каганов: Буймина и Истеми. Согласно В. Радлову, один каган имеет два имени; С.М.: Берштам, с. 106.
294
М. И. Ростовцев. «Представление о монархической власти в Скифии на Боспоре», ÁK, 49 (1913), 1-62.
295
См.: Толстов. Хорезм, с. 173-187.
296
Latourette, 2, 27; Escarra, с. 15, 128.
297
Escarra, c. 128-129.
298
Idem, c. 7.
299
Idem, c. 123.
300
Об обществе времен династии Хитан см. Витгофеля.
301
Juwaini, Persian text, Mirza Muhammad, ed., pp. 17-18.
302
Березин, с. 404 и далее.
303
Minorsky. «Nasir al-Din», pp. 773, 775, 776.
304
Sylvestre de Sacy. Chrestomatie arabe (1826), 2, 160-161.
305
Akanc, pp. 289-291.
306
Орел был эмблемой монаршей власти у скифов и сарматов. Согласно Рашиду ад-Дину, некоторые из тюркских родов почитали, как своего прародителя, орла, другие – сокола; см. Rashid I, pp. 25-28. По Алтану Тобчи, р. 124, сокол был прародителем монгольского клана Кият-Борджигин (к которому принадлежал Чингисхан). В легенде о смерти Чингисхана говорится, что он обратился в ястреба и улетел на небо, Altan-Tobči, p. 146. Ср. Козин, с. 68-69.
307
Vernadsky. «Juwaini», p. 37.
308
Idem, p. 38; Makrizi, Khitat (ed. 1270 A.H.), 2, 221, as quoted by Poliak. «Yasa», p. 862.
309
Poliak. «Yasa», p. 863.
310
Здесь и далее ссылки на разделы очерков Ясы Аб-уль-Фараджа следует английскому варианту Баджа (1, 354-355). Я также принимал во внимание латинские переводы Брунса и Кирша.
311
Akanc, p. 291.
312
Здесь и далее ссылки на разделы Ясы по версии Макризи следуют Рязановскому.
313
Здесь и далее ссылки на разделы Ясы по версии Джувейни являются моим переводом.
314
Cf. «Juwaini», secs. I, p. 39.
315
Voegelin, p. 404.
316
См. выше, главу 2, разд. 1-2.
317
cf. «Juwaini», sec. 3, pp. 39-40.
318
See Cleaves, Inscription III, pp. 27 and 36, n. 28.
319
Детальное описание этого предписания см.: «Juwaini», sec. 4, pp. 39-40.
320
Cf. «Juwaini», secs. 5-6, pp. 41-43.
321
Кроме описания повинностей воинов, Яса должна была содержать и правила их участия в разделе военных трофеев. Согласно Насиру ад-Дину, гвардейцы (багатуры) обладали первым выбором; одна пятая того, что осталось, принадлежала Великому Хану; четыре пятых должны было делиться между воинами. See Minorsky. «Nasir al-Din», p. 774.
322
См. выше, глава I, разд. 5, с. 28-29.
323
О термине дархан (тархан) см. Владимирцов, с. 69, 93, 117, 164; R.N. Frye. «Taixun-Türxün and Central Asian History», HJAS, 14(1951), 105-129; Menges, p. 54-57.
324
Akanc, p. 291.
325
О деталях уголовного законодательства и наказаний Ясы см.: Riasanovsky, pp. 31, 35-37, and Vernadsky. «Yasa», pp. 354-356.
326
Poliak. «Vasa», p. 863.
327
See V.F. Minorsky’s note to Poliak «Yasa», p.875.
328
Poliak. «Yasa», p. 863.
329
Bilik (Maxims). Rashid ad-Din’s version, art., Riasanovsky, p.86.
330
Juwaini:. Persian text, p. 18.
331
Ibn-Batuta, 3, 40-41.
332
Березин, с. 404.
333
Приселков, Ярлыки, с. 96; Григорьев, Ярлыки, с. 124.
334
See Ratchnevsky, p. VII and n. 5.
335
Poliak. «Yasa», p.863
336
Тизенхаузен, I, XII; ср. Вернадский. «ЗОЕВ», с.82.
337
Тизенхаузен, I, с. XI.
338
Poliak. «Caractere colonial», pp. 235-236. Poliak, «Yasa» предполагает лингвистическую связь между терминами «As– Siyasa» и «Yasa», которая неприемлема.
339
Poliak. «Caractere colonial», p. 233.
340
Poliak, «Yasa», p. 862.
341
See F. Altheim. Weltgeschichte Asiens im griechischen Zeitalter (Halle a.d. Saale, 1947-48), I, 173 f.; 2, 28 f; ср. Толстое. Хорезм, с. 211 и далее.
342
Vernadsky, «Sarmat. Hintergrund», с. 368-371.
343
Хара-Даван, с. 166.
344
В данной связи следует отметить, что до недавнего времени примитивный дикий конь (Equus Przewałskii) все еще существовал в Монголии. См. Грум-Гржимайло, I, 507-509; там же. Описание путешествия в западный Китай (Ст. Петербург, 1896), I, 188-211. cf. J. Hillaby, «Tough Primitive Ancestor of Horse is „Biologically Resurrected“ in Zoo», New York Times, November 20, 1952.
345
Groot, 2, 12, 28, 110. cf. McGovern, pp. 143-151; F. Altheim, Weltgeschichte Asiens, 2, 127.
346
See Wittfogel, pp. 214, 261.
347
Хара-Даван, с. 77.
348
Martin, pp. 19-20.
349
Idem, p. 30; Oman, I, 136 ff; 2, 45-46; MPYC, I, 121-131 (notes).
350
See Vernadsky. «Juwaini», sec. 4, 40-41. Персидский термин, который встречается в тексте Джувейни для обозначения круга (линии круга облавы), звучит как «нерге», о чем смотри: Steingass, p. 1395. Согласно В. Минорскому (замечания к «Ясе» Поляка, с. 876), он соответствует монгольскому термину «джерге», «линия»; об этом см.: Pelliot, Campagnes, p. 143. Cf. Minorsky, Caucasica III, p. 225, n. 3.
351
См. выше, глава 1, разд. 5, с. 28-30 и глава 2, разд. 6, с. 105.
352
Wittfogel, pp. 508-517.
353
См. выше, глава 1, разд. 5, с. 30.
354
Владимирцов, с. 109.
355
Хара-Даван, с 66.
356
Владимирцов, с. 104-106.
357
Там же, с. 105-109.
358
Хара-Даван, с. 72, н. 1.
359
Piano Carpini M, pp. 27-32.
360
MPYC, I, 260-263; MPMP, I, 172-175.
361
M. Иванин. О военном искусстве монголов (Ст. Петербург, 1846).
362
Его же. О военном искусстве и завоеваниях монголо-татар и среднеазиатских народов (Ст. Петербург, 1875). Эта работа была мне недоступна, обильные ссылки на нее содержатся в книге Хара-Давана.
363
H. Morel, «Les Campagnes mongoles an XIII-me siècle», Revue militaire française, 92 (1922); as listed in Spuler, p. 504.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Монголы и Русь"
Книги похожие на "Монголы и Русь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георгий Вернадский - Монголы и Русь"
Отзывы читателей о книге "Монголы и Русь", комментарии и мнения людей о произведении.