Георгий Вернадский - Монголы и Русь

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Монголы и Русь"
Описание и краткое содержание "Монголы и Русь" читать бесплатно онлайн.
«Монголы и Русь» – третья книга «Истории России» Г.В.Вернадского, посвященная периоду монголо-татарского нашествия, анализу его влияния на дальнейшие судьбы развития России. На основе обширного спектра источников автор предлагает читателю собственное видение социокультурных последствий вторжения монголов в Россию.
363
H. Morel, «Les Campagnes mongoles an XIII-me siècle», Revue militaire française, 92 (1922); as listed in Spuler, p. 504.
364
B.H. Liddell Hart, Great Captains Unveiled (Edinburgh and London, W. Blackvood and Sons, 1927).
365
Wittfogel, pp. 532-533.
366
Martin, p. 326.
367
Spuler, p. 503.
368
Wittfogel, pp. 533.
369
Liddell Hart, pp. 32-33.
370
Plano-Carpini M, pp. 23; Risch, p. 142.
371
Rockhill, p. 21, n. I; Risch, p. 242.
372
См. Владимирцов, с. 99
373
Altan-Tobči, с. 129; Ср. Хара-Даван, с. 132.
374
О китайской системе связи сторон света с цветами см.: Groot, I, 20; см. также: W. Kotwicz, «Contributions a l’histoire de l’Asie centrale». RO, 15 (1949), 169.
375
Следует отметить, что тибетский символизм пяти цветов (синего, красного, желтого, белого и черного) соответствует пяти элементам (дерево, огонь, земля, железо и вода). В шестидесятилетнем цикле период каждых двенадцати лет обозначался собственным цветом (или элементом). Позднее эта система была принята монголами через ламаизм. Однако при характеристике власти Чингисхана фраза «пять цветов» была, очевидно, использована в древнекитайском смысле сторон света.
376
Rockhill, p. 22.
377
Владимирцов, с. 99.
378
Rockhill, p. 21, n. I; Risch, p. 242.
379
Bilik, sec. 23; Riasanovsky, p. 89.
380
Владимирцов, с. 100.
381
По поводу инджю (индже) см.: Владимирцов, с. 100, н. 3; W. Radloff. Uigurische Sprachdenkmäler (Leningrad, 1928); С. Е. Малов. «Уйгурские рукописные документы экспедиции С. Ф. Олденбурга», ЗИВ, 1 (1932), 129-150; Vernadsky. «Uigurs», pp. 457-459. Значимы монгольские надписи 1335 г. и 1338 г.; See Cleaves. Inscription II, p. 75 (also pp. 54-55, n. 184) and Inscription III, pp. 13, 67, 69.
382
Wittfogel, p. 517.
383
Secret History, sec. 280; Haenisch, pp. 147-148.
384
Risch, p. 142.
385
Rashid, I, p. 23.
386
Gy. László. «The Significance of die Hun Golden Bow», AA, I (1951), 91-104; J. Harmatta. «The Golden Bow of the Huns», AA, I, 105-149.
387
Haenisch. p. 102; Козин, с. 167; cf. Harmatta (as in the preceding note), pp. 132-133.
388
Tôru Haneda, «Une tablette du decret sacré de l’empereur Genghis», MTB, 8 (1936), 85-91; Cf. Cleaves, Inscription II, p. 55, n. 188.
389
Rashid, 3, pp. 277-278.
390
MPYC, 1, 356-357; MPMP, 1, 203-204.
391
Wittfogel, p. 515; see also pp. 55-56, 516.
392
Бартольд говорит, что «тумен был наименьшей единицей административного деления и налогообложения», Е. 1б, 4б, 836. Это мнение может быть справедливым для некоторых территориальных делений в Центральной Азии более поздних периодов, но оно не годится для Монгольской империи и ее улусов. Сам Бартольд цитирует высказывание Ибн-Арабшаха, что тумен был территорией, которая давала десять тысяч бойцов, но довольно странно забывает об этом обстоятельстве в своем дальнейшем обсуждении проблемы. Бартольд ссылается на стр. 17 каирского издания Ибн-Арабшаха 1285 г. гиджры. В издании С. X. Мангера – это 1,80 (арабский текст) и 81 (латинский перевод). В латинском переводе Мангера отрывок звучит следующим образом: «Taumana (т.е. tuman, tumen по-персидски) antem vulgo dicitur societas, quae educit decem milia militum».
393
Согласно Марко Поло, расстояние между двумя почтово-конными станциями равнялось 40 километрам, МРМР, 1, 242.
394
Козин, с. 198.
395
MPYC, I, 436; МРМР, I, 247.
396
Козин, с. 198; Ab-ul-Faraj, see. 8; cf. Pelliot. «sur yam on jam, ‘relais postal’», TP, 27 (1930), 192-195; W. Kotwicz’ study, «contributions aux études altaiques: les termes concernant la service des relais postaux», CO, 2 (1932) – статья была мне недоступна.
397
ZО, с. 138-139; Rashid 3, р. 278.
398
Philostratus, The Life of Appolonius of Tyana, Pt. 2, chap. I. Английский перевод, цитируемый здесь, осуществлен E. Херцфельдом в книге «Зороастр и его мир» (Принстон, Принстон Юниверсити Пресс, 1947), I, 230. Ф.К. Конибеар) в издании Филострата в Лоеб Классикал Лайбрэри, I, 119 (говорит «цепь» (золотая) вместо «пластина». В греческом оригинале «псалион», что может означать «цепь», но как часть конской упряжи, подчеркивает целостность узды или связанные с ней украшения, подобные украшения щек; see Minns, р.75 and n. 4. В данном случае имеется в виду налобная повязка. Изображение налобной повязки скифского коня см.: Minns, p. 166, fig. 54 and 55; and p. 185, fig. 78.
399
Козин, с. 198. О законодательстве на благо нуждающихся см. также трактат Назира ад-Дина Тузи, Minorsky. «Nasir al-Din», p. 771.
400
Козин, с. 198-199.
401
Там же, с. 198.
402
Владимирцов, с. 164.
403
О тамга смотри ниже, глава 3, разд. 8, с. 222-223.
404
О копчур смотри: Minorsky. «Nasir al-Din», pp. 783-785.
405
О калан смотри ниже, глава 3, разд. 8, с. 222, 223, 227.
406
Тизенхаузен, 2, 15; ср. 30, с. 71; Howorth, 2, P I, р. 172.
407
Иакинф, с. 260; Grousset, p. 537.
408
См. Веселовский, с. 46.
409
Владимирцов, с. 172-173.
410
D’Ohsson, 2, 663.
411
Wittfogel, p. 9.
412
МРМР, I, 187.
413
Cathay, 2, 234-237.
414
О бродниках см.: Kievan Russia, pp. 158, 237, 238.
415
Б.Д. Греков и Я. Якубовский. Золотая Орда и её падение. – Москва-Ленинград, 1950, cc.. 295-296; Spuler, pp. 25, 275.
416
Rockhill, p. 19.
417
Khara-Davan, p.199.
418
Spuler, p.25; 30, cc.261-262.
419
Tiesenhausen, 2, 127. Бартольд отмечает некоторую путаницу в свидетельствах этого летописца; см. Barthold, Turcs, р. 135.
420
Tiesenhausen, 2, 4.
421
Schiltberger, pp.7, 33, 34. Ср. примечания Хаммер-Пургшталя к изданному Ноиманном немецкому тексту Шильтбергера, Р.39.
422
The Istiugian Digest of Chronicles, p.94.
423
Ibn-Batuta, 2, 383.
424
Казанская летопись, ПСРЛ, 19; Г.З. Кунцевич, История о Казанском царстве (С.-Петербург, 1905).
425
Rockhill, p. 10.
426
Idem, p.122.
427
Idem, p. 123.
428
Карамзин, 4, пр.49; Notes, 4, 30.
429
Б.Д. Греков и Я. Якубовский. Золотая Орда и её падение. – Москва-Ленинград, 1950, cc. 68-69.
430
Pelliot, p. 106.
431
Spuler, Horde, p. 30; Spuler, Iran, p. 45.
432
В русских летописях – Куремса; о монгольском произношении этого имени см.: Cleaves, «Mongolian Names», pp. 433-435.
433
См. выше: Гл.2, 1, с 61.
434
Карамзин, 4, 34-35;
435
О предшествующих отношениях между Даниилом Галицким и Михаилом Черниговским см.: Киевская Русь, сс. 239-240.
436
Ип., с. 185. Кумыс – это забродившее кобылье молоко; забродившее коровье молоко называется арьян. Из молока, арьяна и кумыса калмыки и другие монголы перегоняли молочный спирт, известный как архи (или арка). Согласно Хара-Давану, арка готовилась для домашнего потребления и для угощения друзей, но никогда – на продажу. См.: Khara-Davan, р.78, n.2. Ср. MPYC, I, 259-260. Процесс перегонки молока был, по всей вероятности, открыт монголами в начале XIII века. Это тот напиток, который Вильгельм де Рубрук называл «кара-космос» (черный кумыс), а русский летописец «черным молоком». В монгольском и тюркском языках прилагательное «черный» в отношении воды (или другой жидкости) означает «чистый», «прозрачный» (молочный спирт прозрачен).
437
Ип., с. 185.
438
Ростислав женился на венгерской княжне Анне, дочери короля Белы IV, и получил в качестве ленного владения княжество Мачва на Дунае. См.: Палаузов С. Ростислав Михайлович (С.-Петербург, 1851); В. Прокофьев, «Ростислав Михайлович, русский князь XIII века», Сборник Русского Археологического Общества (Белград, 1936), сс. 131 и ниже, что цитируется в кн.: G. Ostrogorsky, «Urum-Despotes», BZ, 44.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Монголы и Русь"
Книги похожие на "Монголы и Русь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георгий Вернадский - Монголы и Русь"
Отзывы читателей о книге "Монголы и Русь", комментарии и мнения людей о произведении.