» » » » Наталья Александрова - Древний Восток


Авторские права

Наталья Александрова - Древний Восток

Здесь можно скачать бесплатно "Наталья Александрова - Древний Восток" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство АСТ, Астрель, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Александрова - Древний Восток
Рейтинг:
Название:
Древний Восток
Издательство:
АСТ, Астрель
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-17-045827-1, ISBN 978-5-271-17872-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Древний Восток"

Описание и краткое содержание "Древний Восток" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие «Древний Восток» посвящено становлению, развитию и особенностям первых в мире цивилизаций, история которых начинается с IV тысячелетия до нашей эры.

Пособие состоит из 7 глав: «Древний Египет», «Древняя Месопотамия», «Малая Азия и Закавказье в древности», «Восточное Средиземноморье и Аравия», «Древний Иран», «Древняя Индия» и «Древний Китай».

Каждая глава имеет четкую структуру, облегчающую поиск нужного материала. Приводятся объяснения основных исторических терминов и понятий изучаемого периода.

Авторы книги — ведущие специалисты Института всеобщей истории РАН, Института востоковедения РАН, преподаватели Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Российского государственного гуманитарного университета.

Для студентов высших учебных заведений, преподавателей и всех, интересующихся историей.






Палийский канон, или «Трипитака» (пали — «Три корзины», санскритский вариант «Трипитака»), дошел до наших дней в полном виде, сохраненный в цейлонских монастырях. Это полный сборник буддийских канонических текстов, исходящий от тхеравадинов (см. хинаяна). Временем окончательного оформления канона считается I в. до н. э., хотя этому, несомненно, предшествовал длительный период сложения текстов, из которых одни были составлены ранее, а другие являются более поздними. Канон состоит из трех частей, или «корзин» (свитки с текстами хранились в корзинах).

Первая часть канона, «Винаяпитака», посвящена правилам поведения монахов, образу жизни членов общины. В свою очередь «Винаяпитака» состоит из трех частей: в первой части содержится изложение «пратимокши» — основополагающего дисциплинарного перечня, определяющего внутренний распорядок буддийской общины; вторая часть содержит рассказы («кхандаки») назидательного характера, в которых проводится обоснование тех или иных установлений; в третьей части суммируется изложенный материал.

Вторая часть канона, «Сутрапитака», наиболее разнообразна по содержанию. Это большое собрание сутр, излагающих священные предания, передающих проповеди Будды; здесь же имеются тексты, выражающие чувства и переживания «ушедших от мира». «Сутрапитака» очень велика по объему и составлена из пяти частей — «Дигханикая» («диг-ха» — «долгий», это собрание достаточно пространных сутр), «Маджджхиманикая» (сборник «средних» сутр), «Самьюттаникая» (сборник «связанных» сутр), «Ангуттараникая» (сборник «добавленных» сутр, которых особенно много — более двух тысяч) и «Кхуддаканикая» (собрание кратких текстов). Среди сутр, входящих в состав «Сутрапитаки», достаточно известна «Махапариниббана-сутта», рассказывающая о последних днях Будды, его паринирване (кончине) и разделении его мощей. Наиболее необычны тексты «Кхуддаканикаи»: здесь и стихи (гатхи) буддийских монахов и монахинь, чрезвычайно эмоциональные по настрою, и «Дхаммапада» — сборник кратких изречений, и большой сборник джатак..

Последняя часть палийского канона, «Абхидхармапитака», является собранием философских сочинений. Один из основополагающих трактатов «Абхидхармапитаки» излагает теорию дхарм — мгновенных элементов мира и человеческого восприятия, составляющих все многообразие Вселенной.

Буддийская литература Северной Индии создавалась на санскрите. Эти тексты передают главным образом учение махаянских школ; однако сохранившаяся каноническая литература не санскрите не составляет полных собраний. В центре внимания важнейших из этих текстов — Будда, его жизнь и совершаемые им чудеса.

Жизнеописанию Будды посвящена «Лалитавистаре» и в значительной мере текст «Махавасту»; ярким примером махаянского восприятия образа Будды как сверхъестественного существа дает «Саддхарма-пундарика-сутра» («Сутра лотоса благого учения»).

Широкому кругу читателей были адресованы аваданы: «Сборник ста авадан» («Аваданашатака») — собрание легенд о Будде и его благородных поступках в предыдущих рождениях, а также «Дивьявадана» — большое собрание буддийских преданий, повествующих в том числе и об исторических личностях, например, о царе Ашоке и его обращении в буддизм.

Джатаки

Джатаки — один из самых занимательных для читателя жанров буддийской литературы. Собрание джатак, которое входит в состав «Сутрапитаки» (Пэлийский канон), достаточно велико — более 500. Другой сборник джатак («Гирлянда джатак») был создан на санскрите около IV в. н. э.; его автором считается Арьяшура. Джатаки рассказывают о подвигах будущего Будды, совершенных им в его прежних перерождениях, когда он жил в мире в облике разных людей или животных.

Обычно это существо совершает самопожертвование, спасающее другие жизни. Так слон, встретивший погибающих от голода людей, бросился со скалы и отдал свое тело в пищу людям. В каждой джатаке есть «рассказ о настоящем», раскрывающий обстоятельства, при которых Будда произносит «рассказ о прошлом», далее идет сам «рассказ о прошлом» — воспоминание о прежнем рождении (Будда, как считалось, обладал исключительной способностью помнить свои «прежние жизни») и в конце каждой джатаки — объяснение, кто из персонажей рассказа кем стал в последующие времена. В повествовании джатак соединены проза и стихи, каждая из них представляет собой изысканный литературный текст.

«Дхаммапада»

«Дхаммапада», или «Стихи о дхарме» (дхарме как буддийском учении, законе, добропорядочности), включена в заключительную часть «Сутрапитаки» (Палийский канон). Это сборник изречений, в предельно лаконичной форме выражающих буддийское учение. Высказывания «Дхаммапады» афористичны и глубоко образны: «Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя» (здесь и далее перевод с пали В. Н. Топорова).

Текст «Дхаммапады» поделен на главы, в каждой из которых собраны стихи, посвященные одной из тем, главным образом относящихся к сфере этики и морали («Глава о мудром», «Глава о зле», «Глава о желании»). Идеальная личность в стихах «Дхаммапады» отличается мудростью, бескорыстием и великодушием, в то время как зло и глупость беспощадно изобличаются: «К тому, кто обижает безвинного человека, чистого и безупречного человека, именно к такому глупцу возвращается зло, как тончайшая пыль, брошенная против ветра».

Поэт Ашвагхоша

В I–II вв. н. э. жил буддийский поэт Ашвагхоша, создавший высокохудожественные литературные произведения, из которых наиболее известна «Буддхачарита», поэма о жизни Будды, написанная изысканными стихами в стиле «литературы кавья» и ставшая одним из лучших образцов классической санскритской литературы.

Другая поэма Ашвагхоши «Саундаринанда» рассказывает историю обращения в буддизм Нанды, двоюродного брата Будды; Нанда тоскует по своей жене, по простым радостям жизни в миру, но сила убеждения Будды приводит его к решению принять монашеский обет.

В начале XX в. в Турфане были найдены и пьесы, принадлежавшие перу Ашвагхоши, которые положили, как считается, начало санскритской драматургии и нашли продолжение в светском творчестве поэтов Бхасы и Калидасы.

Искусство буддизма на рубеже эпох

Расцвет каменной архитектуры и скульптуры в Индии начинается со II в. до н. э. — со времени создания большого числа буддийских культовых зданий; это — ступы, пещерные храмы и монастыри, сохранившие прекрасные образцы буддийской скульптуры и живописи. Так, в Карли можно увидеть удивительный образец пещерного храма; он вырублен в скале вместе с рядами изысканных по форме колонн и каменной ступой, расположенной в самой глубине искусственной пещеры. Ребристый потолок храма воспроизводит формы деревянной архитектуры. В Аджанте находятся пещерные монастыри (I в. до н. э. — VII в. н. э.), известные не только своей архитектурой и скульптурой, но и живописью, покрывающей стены многочисленных залов и выполненной с большим мастерством и вкусом. Здесь можно увидеть Будду, бодхисаттв, жизнь царского двора, сцены сельской жизни, сражения — одни картины сменяют другие в одной общей ленте изображения.

Обычай создания изображений Будды сложился не сразу и был связан в основном с формированием учения махаяны. Именно его представления о Будде и бодхисаттвах, приближающие их к образу божеств, открыли возможность для создания скульптурных изображений буддийских персонажей, выработанных гандхарской школой буддийского искусства.

Рельефы Бхархута

В Бхархуте сохранилась каменная ограда ступы с многочисленными рельефами, представляющими ранние образцы буддийского искусства (II в. до н. э.). Круглые медальоны на ограде заключают в себе сцены из джатак, а также эпизоды священных преданий, например, сон царицы Майи перед рождением Будды. Образ Будды на изображениях из Бхархута предстает в виде символов.

Так, один из рельефов представляет почитание Будды, который присутствует в виде отпечатков его ступней, на другом — сцена почитания Будды в образе ступы, на других рельефах мы видим почитание пустого трона Будды, почитание дерева бодхи, под которым Будда обрел просветление, почитание колеса — символа учения Будды. Изображения на рельефах представляют собой многофигурные композиции; разнообразные движения и позы человеческих фигур охвачены общим ритмом, создающим цельность художественной передачи каждой сцены.

Буддийские ступы из Санчи

В Санчи (Западный Декан) находятся, пожалуй, самые известные и хорошо сохранившиеся древние буддийские ступы. Еще при Ашоке здесь существовала деревянная ступа; в последующие века, при династии Сатаваханов, она была подвергнута перестройке — здесь выросли монументальные каменные сооружения, которые можно увидеть и в наши дни.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Древний Восток"

Книги похожие на "Древний Восток" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Александрова

Наталья Александрова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Александрова - Древний Восток"

Отзывы читателей о книге "Древний Восток", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.