Наталья Александрова - Древний Восток

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Древний Восток"
Описание и краткое содержание "Древний Восток" читать бесплатно онлайн.
Учебное пособие «Древний Восток» посвящено становлению, развитию и особенностям первых в мире цивилизаций, история которых начинается с IV тысячелетия до нашей эры.
Пособие состоит из 7 глав: «Древний Египет», «Древняя Месопотамия», «Малая Азия и Закавказье в древности», «Восточное Средиземноморье и Аравия», «Древний Иран», «Древняя Индия» и «Древний Китай».
Каждая глава имеет четкую структуру, облегчающую поиск нужного материала. Приводятся объяснения основных исторических терминов и понятий изучаемого периода.
Авторы книги — ведущие специалисты Института всеобщей истории РАН, Института востоковедения РАН, преподаватели Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Российского государственного гуманитарного университета.
Для студентов высших учебных заведений, преподавателей и всех, интересующихся историей.
Одним из главных воплощений (аватар) бога Вишну безусловно является Кришна — герой, явившийся в мир для борьбы с несправедливостью. Имя «Кришна» значит «черный», его представляют в образе красивого юноши с темно-синей кожей.
В юности Кришна жил среди пастухов, скрываясь от своего дяди-злодея, который убивал детей своей сестры, поскольку ему было предсказано, что один из них уничтожит его самого. Образ Кришны-пастуха — один из самых излюбленных в индуистской мифологии.
Грозный бог Шива
Шива — грозное божество индуизма. Его представляют сидящим на горе Кайласе, погруженным в глубокое размышление. Бог одет в тигровую шкуру, у него длинные ниспадающие волосы, с которых стекают потоки воды, дающие начало Гангу; в волосах его сверкает месяц, а на лбу — третий глаз, знак мудрости. На шее у Шивы — ожерелье из черепов, руки обвиты змеями.
Образ Шивы противоречив: сидящий в покое, он олицетворяет мудрость и аскетизм, танцующий же Шива — воплощение неистовой, сокрушительной стихии; окруженный демонами и змеями, он грозит смертью — и в то же время он бог плодородия и рождения. В храмах Шивы поклоняются «лингаму» — символу его плодородия.
Божественной супругой Шивы стала Парвати, дочь бога Гималайских гор. Согласно мифу, красавица Парвати долго не могла добиться внимания Шивы, в медитации восседающего на вершине Кайласы. Лишь после того как она сама начала предаваться аскетической жизни, поселившись в горах неподалеку от него, Шива заметил ее и взял в супруги. У них родился сын Сканда, ставший воинственным божеством. Божественное животное, верхом на котором ездит Шива, — бык Нандин; его скульптурные изображения сопровождают шиваитские храмы.
Брахма. Космология индуизма
В индуизме богом-творцом считается Брахма, при этом культ Брахмы не принадлежит к числу главных, хотя в более раннее время он весьма почитался в ведийской религии. Важную роль играет Брахма в образе Тримурти («Трехликого») — своего рода соединении ипостасей трех божеств — Брахмы, Вишну и Шивы. Представление об этой триаде возникло во времена Гуптов. Изображение Тримурти имеет три лица, обращенных в разные стороны.
Образ Брахмы, который засыпает и бодрствует, лежит в основе индуистской космологии и ее представления о времени как о системе космических циклов. Когда Брахма не спит, — в течение «дня Брахмы» — он каждый раз заново творит Вселенную, а засыпая, снова поглощает ее.
«День» Брахмы приравнен к большому циклу — «кальпе», длительность которой составляет 4320 лет. В каждой кальпе — 1000 махаюг, и каждая махаюга, в свою очередь, делится на четыре юги, в течение которых неуклонно происходит все большая деградация человечества. Согласно этим представлениям, наше время приходится на четвертую югу — «калиюгу», т. е. на тот период, когда мир человечества близится к упадку.
Супругой Брахмы была богиня Сарасвати, которая служила воплощением реки, носившей ее имя. Сарасвати считалась покровительницей наук, искусств, литературы, музыки. Ей приписывалось изобретение письма и самого языка санскрита; изображалась она с «виной» (струнным музыкальным инструментом) и текстом в руках.
Аокапалы и низшие духи: якши и наги
В индуистской и буддийской мифологии часто фигурируют якши — духи лесов и гор. Их почитали в небольших уединенных святилищах. Многочисленные изображения якш и женщин-якшини можно видеть и на буддийских рельефах, например, среди скульптуры большой ступы в Санчи.
Наги, или духи-змеи, часто изображались в виде человекоподобного существа, над головой которого, подобно капюшону, склоняется семиголовая змея. Нагов почитали как могущественных духов земли и воды, хранителей плодоносящих сил природы. Так же как и якши, наги почитались в Индии с глубокой древности. Они являются персонажами не только индуистской, но и буддийской мифологии.
По представлениям индуизма, божественные силы охраняют мир с четырех сторон. Хранителей четырех сторон света называют локапалами. Северную сторону охранял Кубера, владыка подземных драгоценностей. Считалось, что он обитает в Гималаях в мифическом городе Алаке, населенном якшами, — именно Кубера отправил в изгнание якшу, разговаривающего с облаком в поэме Калидасы. Хранитель южной стороны — Яма, владыка мертвых, восточной — Индра, западной — Варуна. Как видим, древние ведийские божества в индуизме приобрели иную роль.
Царь обезьян Хануман
Доброжелательный дух Хануман — царь обезьян, которые в индуизме считаются священными, стал одним из главных действующих лиц «Рамаяны», помощником бога Рамы. Именно благодаря храброму Хануману Раме удалось разыскать Ситу и победить грозного демона, владыку Ланки. Ханумана изображают в виде человекоподобного существа с головой обезьяны, в царской короне, с жезлом и с горой Кайласой в руках.
«Шесть даргиан»
Шесть философских школ индуизма, или «шесть даршан», по традиции принято перечислять в определенном порядке: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса, веданта. Ньяя — учение о законах логики, с ней тесно связана школа вайше-шики, основным утверждением которой стало существование универсальных элементов, составляющих Вселенную: комбинации этих частиц создают все вещи и живые существа.
Санкхья признает независимое существование в мире двух начал: объективной реальности «Пракрити», развивающейся по своим внутренним законам, и духовного начала «пуруши».
Йога, признавая верховенство в мире высшего божества, главное значение придает самовоспитанию, постоянной тренировке тела и психики для достижения связанного с особыми способностями высшего состояния, которое открывает перед человеком путь к спасению.
Миманса и веданта составляют практически одно целое и основаны на развитии и логическом осмыслении древнего ведийского учения, выраженного в упанишадах.
Глава VII
Древний Китай
На территории Китая существовали поселения еще в эпоху раннего палеолита (около 500 тысяч лет тому назад). Это показывают найденные в конце 20-х — 30-е годы XX в. китайским археологом Пэй Вэньчжуном останки синантропа, или Пекинского человека. Но лишь в пятом, предположительно, тысячелетии до нашей эры совершился переход от собирательства и охоты к земледелию. Это подтверждают находки, относящиеся к неолитическим культурам Ян-шао (V–IV тысячелетия до н. э.) и Луншань (вторая половина III тысячелетия до н. э.). Прослеживается прямая связь этой последней с культурой эпохи Шан-Инь (XVI–XI вв. до н. э.) бронзового века, когда зародилось классовое общество и государство и появляются письменные свидетельства. Об этом времени рассказывают многочисленные гадательные надписи на костях и черепашьих панцирях, найденные археологами.
Так начинается письменная история Китая. Ее периодизация строится, по традиции, в соответствии со сменой правящих династий, принимавших одна от другой верховную власть. Согласно древним историческим текстам, эпохе Шан-Инь, документированной археологическими материалами и письменными свидетельствами, предшествовал период правления дома Ся, сведения о котором пока такими находками не подтверждены.
Династии Шан пришла на смену династия Чжоу (XI в. — 256 г. до н. э.), долгий период царствования которой состоит из эпох Западночжоуской (XI в. — 771 г. до н. э.), Чуньцю «Вёсен и осеней» (770–481 гг. до н. э.) и Чжаньго «Сражающихся царств» (480–221 гг. до н. э.). Этой последней эпохе положила конец недолговечная династия Цинь (221–207 гг. до н. э.), которой удалось, однако, вновь централизовать и укрепить Китайское государство.
С падением Цинь воцарилась династия Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.), история которой состоит из периодов Западной империи Хань (206 г. до н. э. — 8 г. н. э.), короткого междуцарствия, или правления Ван Мана (9–23 гг. н. э.), и Восточной империи Хань (25–220 гг. н. э.).
В Западночжоуский период еще полностью сохранялась деревенская община и общинная собственность на землю и сельскохозяйственные угодья. Господствующий класс — верховный правитель (ван), наместники, чиновники и прочие — кормились вместе со своими родственниками (большими семействами) от податей, налагаемых государством на деревенские общины.
К концу эпохи Чуньцю, в период «Сражающихся царств», появляется частная собственность на землю. Общинная верхушка обогащается за счет массы бедных общинников. В то же время ремесло и торговля переживают расцвет, и в централизованной империи эпохи Цинь и Хань мелкий частный собственник и рядовой производитель, непосредственно зависевшие от государства и облагавшиеся налогами, составляли основу социальной структуры и организации китайского общества. Исследователи отмечают и случаи использования рабского труда в ремесленном производстве, земледелии, а также в домашнем хозяйстве.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Древний Восток"
Книги похожие на "Древний Восток" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Наталья Александрова - Древний Восток"
Отзывы читателей о книге "Древний Восток", комментарии и мнения людей о произведении.