» » » » Наталья Александрова - Древний Восток


Авторские права

Наталья Александрова - Древний Восток

Здесь можно скачать бесплатно "Наталья Александрова - Древний Восток" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство АСТ, Астрель, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Александрова - Древний Восток
Рейтинг:
Название:
Древний Восток
Издательство:
АСТ, Астрель
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-17-045827-1, ISBN 978-5-271-17872-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Древний Восток"

Описание и краткое содержание "Древний Восток" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие «Древний Восток» посвящено становлению, развитию и особенностям первых в мире цивилизаций, история которых начинается с IV тысячелетия до нашей эры.

Пособие состоит из 7 глав: «Древний Египет», «Древняя Месопотамия», «Малая Азия и Закавказье в древности», «Восточное Средиземноморье и Аравия», «Древний Иран», «Древняя Индия» и «Древний Китай».

Каждая глава имеет четкую структуру, облегчающую поиск нужного материала. Приводятся объяснения основных исторических терминов и понятий изучаемого периода.

Авторы книги — ведущие специалисты Института всеобщей истории РАН, Института востоковедения РАН, преподаватели Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Российского государственного гуманитарного университета.

Для студентов высших учебных заведений, преподавателей и всех, интересующихся историей.






Трудно сказать, к какой этнической группе принадлежали обитатели Египта этого времени: носители натуфийской культуры с наибольшей вероятностью входили в так называемую «ностратическую общность», еще в XIV–XIII тысячелетиях до н. э. обретавшуюся в Центральной и Восточной Малой Азии (ее дальнейший распад породил общности, развившиеся далее в целый ряд языковых семей, включая индоевропейскую). Однако связь культуры Хелуана с натуфийской совершенно не обязательно означает миграцию носителей последней из Азии в Африку.

В VI–V тысячелетиях до н. э. климат Египта и вообще Северной Африки становится суше (начинается первая за время существования у человечества производящего хозяйства эпоха аридизации — наступления более засушливого климата). В частности, Сахара, где в IX–VIII тысячелетиях до н. э. обитала общность людей, ставшая основой всех народов афразийской (семито-хамитской) семьи, начинает превращаться из саванны в пустыню. Распад этой общности из-за невозможности сохранения в условиях аридизации ее прежнего образа жизни, скотоводства с развитым подсобным земледелием, привел к появлению на территории Египта (вероятно, в V тысячелетии до н. э.) предков египтян исторической эпохи. Облик их хорошо известен по многочисленным изображениям на памятниках Древнего Египта. Египтяне отличались стройным телосложением, смуглой кожей (более светлыми тонами изображались женщины, возможно, избегавшие загара). В классификации человеческих рас египтяне принадлежат к европеоидам.

Заселял этот народ долину Нила, по-видимому, с запада, с территории будущей Ливийской пустыни (позднее на их место пришли племена собственно ливийцев, также принадлежавших к афразийской семье, причем они были еще ближе к исконно европеоидному облику афразийцев, нежели более смуглые египтяне). В V тысячелетии до н. э. неолитические поселения появляются сначала в Фаюмском оазисе, а затем перебираются к долине Нила (в районах совр. Меримде-Бени-Саламе на юге Дельты, а позднее Тасы и Бадари в Среднем Египте). Таким образом, в Египте с этого времени и вплоть до возникновения единого государства в конце IV тысячелетия до н. э. прослеживается последовательность археологических культур, непрерывность и внутренняя взаимосвязь которых и позволяет с уверенностью отождествить уже обитателей Фаюмского оазиса V тысячелетия до н. э. с афразийцами-египтянами.

В то же время земли к югу от Египта заселялись предками нубийцев — народами кушитской группы афразийской семьи: они принадлежали к другой части исходной афразийской общности, которая мигрировала из района прародины на юг (к озеру Чад, где осели и ассимилировали местных негроидов афразийцы-чадцы), а затем на восток, где кушиты отделились от ушедших в Азию через Баб-эль-Мандебский пролив семитов и, миновав Эфиопское нагорье, расселились в верхнем течении Нила. Понятно, что за время длительных миграций через просторы Африки кушиты, в отличие от египтян и тем более ливийцев, восприняли целый ряд расовых черт негроидов, которые и сохраняют до сих пор.

На рубеже V–IV тысячелетий до н. э. пересыхание притоков Нила заставило египтян окончательно спуститься в самую его долину, а сокращение осадков — начать создание системы речной ирригации, которая в целом складывается в так называемый Первый додинастический период, или время археологической культуры Амра/Нагада I; первая половина IV тысячелетия до н. э. На протяжении этого времени египтяне, очевидно, жили достаточно многочисленными сельскими общинами, которые, благодаря успехам в освоении ирригационной техники, становились все более зажиточными. В этих общинах уже имелись освобожденные от труда в полях профессиональные ремесленники, которые давно освоили производство керамической посуды и теперь изготавливали мелкие орудия (иглы, рыболовную снасть) из меди. Однако серьезного имущественного расслоения в обществе этого времени еще не прослеживалось.

Возникновение ранних государств в долине Нила (вторая половина IV тысячелетия до н. э.)

Мощный скачок в развитии древнеегипетского общества происходит с началом Второго додинастического периода (ок. XXXVI–XXXI вв. до н. э.; время археологических культур Герзе/Нагада II и Семайна/Нагада III). Поселения людей этого времени укрупняются, достигая уже размеров ранних городов (городища Иераконполя — егип. Нехен, совр. Ком эль-Ахмар; Нагады — древн. Коптос и др.). Погребения начинают различаться по богатству помещаемого в них инвентаря, что ясно указывает на выделение в обществе имущественной элиты. На некоторых предметах обнаруживаются знаки, которые позднее встречаются в древнеегипетской иероглифике; следовательно, внутренняя жизнь общества настолько усложнилась, что потребовала фиксации определенной информации с помощью письма.

Многие находки этого периода (цилиндрические печати, керамические сосуды с так называемыми «волнистыми ручками», изображения особого типа ладей) имеют столь четкие аналогии в археологических комплексах Азии, что наводили некоторых исследователей на мысль о завоевании Египта вторгнувшимся с Востока более развитым народом (или «династической расой», якобы создавшей египетское государство). В действительности, эти аналогии объясняются интенсивными торговыми контактами и обменом опытом между Египтом, Восточным Средиземноморьем и вообще Азией. В основе их лежала элементарная нехватка в долине Нила многих необходимых материалов (примером того, насколько далеко заводили такие контакты, служат обнаруженные в Египте предметы из среднеазиатского лазурита). Кроме того, наличие в инвентаре Месопотамии и Египта предгосударственного времени сходных предметов объясняется попросту независимым параллельным (конвергентным) их появлением.

Многие признаки в памятниках Второго додинастического периода, такие как размеры поселений, различия в качестве погребений, вероятное зарождение письменности, указывают на то, что уже к его началу египетское общество достигло уровня ранней государственности — этапа, на котором, ввиду усложнения общественной структуры, возникает потребность в особой обширной прослойке людей, профессионально занятой делами управления.

Первые государства обозначаются современными исследователями термином «номы», взятым как раз из описаний Древнего Египта греческими авторами. Как известно по примерам многих ранних обществ, номы были невелики по своим размерам и возникали из объединений общин, которые вели на компактной территории совместную хозяйственную деятельность и тяготели к общему культовому центру, одновременно служившему местом хранения общих запасов, размещения ремесленных мастерских и местным рынком. Именно такую роль должны были выполнять крупные поселения Второго додинастического периода. Потребность общин в объединении в номовые государства в Египте (как и в других странах Востока с ирригационной экономикой) возникала столь рано благодаря их совместному труду по созданию оросительных систем: именно этой деятельностью начинает руководить складывающаяся государственная власть.

В историческое время Верхний Египет делился на 22, а Нижний — на 20 небольших провинций-номов (егип. сепат). Управителей таких провинций, нередко передававших свои полномочия по наследству, исследователи обозначают греческим термином «номарх». Каждый ном был самодостаточен в хозяйственном отношении, имел собственную систему культа и при ослаблении центральной власти мог обрести самостоятельность.

Считается, что номы исторической эры восходят к древнейшим государствам Второго додинастического периода. Вряд ли это может быть иначе, тем более что священные символы номов («штандарты») встречаются в изображениях на памятниках конца этого периода. Однако, из-за отсутствия относящихся к его событиям письменных источников или преданий, современных или хотя бы более поздних, никаких более подробных сведений о внутреннем устройстве и истории номовых государств Египта у нас пока нет (в отличие, к примеру, от Месопотамии).

Долгое время считалось, что в результате войн между номами долины Нила и Дельты на протяжении Второго додинастического периода образовались два крупных государства — Верхнеегипетское, со столицей в городе Иераконполь (егип. Нехен), и Нижнеегипетское, со столицей в городе Буто (егип. Пе-Деп, вероятно, совр. Телль эль-Фараин); оба эти города уже в историческое время считались древнейшими религиозными центрами. Затем, уже к концу IV тысячелетия до н. э. верхнеегипетские цари завоевали Дельту Нила и объединили страну.

Новые археологические исследования показали, что путь к объединению Египта был более сложным. По-видимому, ко второй половине IV тысячелетия до н. э. в Верхнем Египте насчитывалось несколько сравнительно крупных государств, состоявших из более чем одного нома каждое. Примерно к XXXIII в. до н. э. сильнейшими из них и поглотившими остальные оказались три царства. Центром одного из них, объединявшего центральную и среднюю часть Верхнего Египта, был Тинис; его правители принимали имена, связывавшие их с почитавшимся в образе сокола и олицетворявшим небо и солнечный диск богом Хором, и погребались вблизи будущего важного религиозного центра г. Абидос. В городе Иераконполе (юг Верхнего Египта) также имел значение культ Хора, а правители носили белую корону бутылкообразной формы и помещали рядом со своими изображениями знак розетки. Наконец, в Нагаде (район будущих городов Коптос и Омбос, выше района Тиниса по течению Нила) чтился бог Сет — мифологический противник Хора, а в комплексах Нагады Второго додинастического периода найдено древнейшее изображение красной короны в форме плетеной корзины, которая становится в дальнейшем парной белой короне.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Древний Восток"

Книги похожие на "Древний Восток" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Александрова

Наталья Александрова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Александрова - Древний Восток"

Отзывы читателей о книге "Древний Восток", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.