» » » » Наталья Александрова - Древний Восток


Авторские права

Наталья Александрова - Древний Восток

Здесь можно скачать бесплатно "Наталья Александрова - Древний Восток" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство АСТ, Астрель, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Александрова - Древний Восток
Рейтинг:
Название:
Древний Восток
Издательство:
АСТ, Астрель
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-17-045827-1, ISBN 978-5-271-17872-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Древний Восток"

Описание и краткое содержание "Древний Восток" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие «Древний Восток» посвящено становлению, развитию и особенностям первых в мире цивилизаций, история которых начинается с IV тысячелетия до нашей эры.

Пособие состоит из 7 глав: «Древний Египет», «Древняя Месопотамия», «Малая Азия и Закавказье в древности», «Восточное Средиземноморье и Аравия», «Древний Иран», «Древняя Индия» и «Древний Китай».

Каждая глава имеет четкую структуру, облегчающую поиск нужного материала. Приводятся объяснения основных исторических терминов и понятий изучаемого периода.

Авторы книги — ведущие специалисты Института всеобщей истории РАН, Института востоковедения РАН, преподаватели Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Российского государственного гуманитарного университета.

Для студентов высших учебных заведений, преподавателей и всех, интересующихся историей.






Долгое время считалось, что в результате войн между номами долины Нила и Дельты на протяжении Второго додинастического периода образовались два крупных государства — Верхнеегипетское, со столицей в городе Иераконполь (егип. Нехен), и Нижнеегипетское, со столицей в городе Буто (егип. Пе-Деп, вероятно, совр. Телль эль-Фараин); оба эти города уже в историческое время считались древнейшими религиозными центрами. Затем, уже к концу IV тысячелетия до н. э. верхнеегипетские цари завоевали Дельту Нила и объединили страну.

Новые археологические исследования показали, что путь к объединению Египта был более сложным. По-видимому, ко второй половине IV тысячелетия до н. э. в Верхнем Египте насчитывалось несколько сравнительно крупных государств, состоявших из более чем одного нома каждое. Примерно к XXXIII в. до н. э. сильнейшими из них и поглотившими остальные оказались три царства. Центром одного из них, объединявшего центральную и среднюю часть Верхнего Египта, был Тинис; его правители принимали имена, связывавшие их с почитавшимся в образе сокола и олицетворявшим небо и солнечный диск богом Хором, и погребались вблизи будущего важного религиозного центра г. Абидос. В городе Иераконполе (юг Верхнего Египта) также имел значение культ Хора, а правители носили белую корону бутылкообразной формы и помещали рядом со своими изображениями знак розетки. Наконец, в Нагаде (район будущих городов Коптос и Омбос, выше района Тиниса по течению Нила) чтился бог Сет — мифологический противник Хора, а в комплексах Нагады Второго додинастического периода найдено древнейшее изображение красной короны в форме плетеной корзины, которая становится в дальнейшем парной белой короне.

Иераконпольское царство старалось подчинить себе граничившие с ним с юга области Нубии, а Тинисское — области Нижнего Египта; при этом они поддерживали между собой более тесные сношения, нежели с разделявшим их государством Нагады (вероятно, в обход него, по караванным путям за пределами долины Нила). Какие государственные образования существовали в это время в Нижнем Египте, трудно определить из-за скудости археологических данных; однако вероятно, что интерес для верхнеегипетских правителей представляли прежде всего области вдоль двух основных русел Дельты, дававших выход к морским торговым путям Средиземноморья (центром одной из этих областей на западе Дельты действительно мог быть г. Буто).

Высказывалось предположение, что в Верхнем Египте, где речная долина была узкой, а ирригационные системы на уровне отдельных номов, а затем и их союзов были теснейшим образом взаимозависимы, естественные условия с самого начала порождали авторитарную власть правителей и высокие темпы объединения всего региона. Напротив, в Нижнем Египте, где само наличие нескольких рукавов Нила обусловливало хозяйственную децентрализацию, в додинастическое время так и не сложилось ни сильной царской власти, ни единого государства.

Общественная структура додинастического Египта

Правителей Тиниса и Иераконполя, которые принимали имена, связанными с богом Хором и и известные по надписям на ряде памятников этого времени, современные исследователи условно объединяют в так называемую «0-ю» династию; эти имена, судя по всему, предполагали, что носившие их правители являются земными проявлениями этого небесного божества, и при этом нередко включали в себя обозначение какого-нибудь свирепого животного или агрессивный эпитет (например, Хор-Хват, Хор-Змея). Цари, изображенные на памятниках Верхнего Египта, одерживают или празднуют военные победы либо совершают важные ритуалы, например, прокладывания первой борозды в начале сельскохозяйственных работ на навершии булавы иераконпольского царя по имени «Скорпион».

Постепенно сцены военного триумфа правителей вытесняют с изображений распространенные ранее сюжеты коллективной охоты или сражений с участием целого войска. По совокупности этих признаков можно судить, что цари конца Второго додинастического периода в Египте — это правители-военачальники, не ограниченные в своей власти со стороны общинных и номовых органов управления (советов старейшин и собраний полноправных общинников-воинов). Исходя из общих закономерностей развития номовых государств, власть в них на заре их существования должна была бы принадлежать как раз таким структурам. Однако в Верхнем Египте политическое развитие и объединение, которые шли особенно интенсивно, этот начальный общинный этап очень быстро сменился единоличной властью военачальников, подчинивших себе номовые органы управления. При этом правители приобрели помимо военных полномочий также и функции верховных жрецов — вершителей ритуала и руководителей государственно-храмовых хозяйств, направлявших экономическую жизнь своих государств. Власть свою они явно передавали по наследству, а ее связь с ритуалом, посредством которого устанавливался жизненно необходимый контакт с богами (прежде всего с Хором), привела к ее сакрализации и зарождению царского культа.

Следует сказать, что именно отношение к культу Хора стало, похоже, важнейшим критерием для выделения в структуре общества объединяющегося Египта нескольких социальных слоев. В более позднее время в памятниках и текстах религиозного характера встречаются термины пат («знать» с оттенком привилегированного положения в религиозной сфере), рехит («народ» — слово писалось с характерным символом птицы с переломанными крыльями и предполагало ущемленность этой категории в отношении благ, обеспечиваемых религией) и хенмемет («солнечный народ» — в мифологических текстах спутники бога солнца в его ладье, совершающей плавание по небу). Слово пат при этом встречается также в составе обозначения репат, или ирипат (букв, «уста знати», либо «относящийся к знати») — по сути дела, единственного египетского термина власти, который предполагает, что она не принадлежит человеку неотъемлемо, а предоставлена ему какой-то группой людей. Судя по всему, в своем первоначальном значении термин пат должен был обозначать полноправное свободное население государства (очевидно, по аналогии с другими ранними обществами), которое, под знаменем своего исконного культа Хора, вело успешные завоевания и в итоге объединило страну (т. е. подданных Тинисского царства); рехит — обитателей присоединяемых к нему областей, которые, по крайней мере на первых порах, не получали равноправия с его первоначальными подданными (прежде всего доступа к чужим для них культам). Термин же хенмемет, согласно истолкованию отечественного египтолога О. Д. Берлева, относился к дружинникам — ближнему окружению царя, которое сопровождало его подобно мифологическим спутникам бога солнца (в IV — начале III тысячелетия до н. э. — Хора, изображавшегося, кстати, и в виде плывущего в ладье по небу сокола), т. е. к людям, которые были связаны с государством и его культами через особу правителя даже независимо от их исконной принадлежности к пат или рехит. Заметим, что подобная стратификация общества, переживающего пору классообразования и становления государственности, не является исключительной чертой Египта: не случайно интерпретаторы терминов пат и рехит первым делом вспомнили о терминах Ранней Римской республики: «патриции» и «плебеи».

Более поздняя мифологическая традиция о борьбе Хора и Сета и победе первого над вторым, а также совмещение белой и красной корон в символах власти царей единого Египта, при том что «первенство» в этом соединенном венце явно отдавалось первой из них, наводят на мысль о противостоянии союза Тиниса и Иераконполя с Нагадой, которое окончилось поражением последней (уже царь «Скорпион» в изображениях на навершии своей булавы совмещает символы власти Иераконполя и Нагады). По-видимому, следующим этапом стало объединение Тиниса и Нагады и образование прочного единого государства в границах всего Верхнего Египта; это, судя по всему, произошло около XXXI в. до н. э. при тинисском царе Нармере (егип. «Свирепый Сом»), который в изображениях на своих памятниках удерживает символы власти уже всех прежних верхнеегипетских государств. После этого объединения Нармер мог с новыми силами обратиться к завоеванию Дельты (откуда привел много пленных и скота) и лежавших к западу от нее ливийских областей. Об этом рассказывают триумфальные сцены и пиктографические записи знаменитой монументальной «палетки Нармера».

Объединение Египта при Менесе

Победоносные войны в Нижнем Египте вел не только правитель Нармер, но и некоторые его предшественники из «0-й» династии. Однако основателем I общеегипетской династии (и, стало быть, подлинным объединителем страны) сами египтяне считали сына Нармера Менеса (или Аха — егип. «Воитель»; ок. второй половины XXXI в. до н. э.). Именно Менес (в другой передаче этого имени — Мина) построил в стратегически важном пункте на границе Верхнего и Нижнего Египта, из которого было удобно контролировать обе части отныне объединенной страны, укрепленный город Мемфис (егип. Инеб-хедж — «Белая стена», позднее Мен-нефер — букв. «Благое пребывание», в связи с сооружением рядом с этим городом пирамиды царя VI династии Пепи I; отсюда произошло и греческое обозначение этого города; совр. Мит-Рахинэ). Туда начали сселять окрестных жителей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Древний Восток"

Книги похожие на "Древний Восток" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Александрова

Наталья Александрова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Александрова - Древний Восток"

Отзывы читателей о книге "Древний Восток", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.