» » » » Борис Виппер - Итальянский ренессанс XIII-XVI века Том 1


Авторские права

Борис Виппер - Итальянский ренессанс XIII-XVI века Том 1

Здесь можно скачать бесплатно "Борис Виппер - Итальянский ренессанс XIII-XVI века Том 1" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Искусство и Дизайн, издательство ИСКУССТВО, год 1977. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Виппер - Итальянский ренессанс XIII-XVI века Том 1
Рейтинг:
Название:
Итальянский ренессанс XIII-XVI века Том 1
Издательство:
ИСКУССТВО
Год:
1977
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Итальянский ренессанс XIII-XVI века Том 1"

Описание и краткое содержание "Итальянский ренессанс XIII-XVI века Том 1" читать бесплатно онлайн.



Борис Робертович Виппер 1888–1967 крупнейший российский искусствовед, член-корреспондент Академии художеств СССР. Выпускник, а впоследствии профессор Московского университета, блестящий лектор, заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, историк западноевропейской живописи, уникальный знаток голландского искусства «золотого века». Основные труды посвящены кардинальным проблемам истории искусства (борьба направлений, история стилей и жанров) и отличаются широтой обобщений и охвата материала. Среди них: «Проблема и развитие натюрморта» (1922), «Тинторетто» (1948), «Борьба течений в итальянском искусстве XVI века» (1956), «Становление реализма в голландской живописи XVII века» (1957), «Очерки голландской живописи эпохи расцвета» (1962), «Проблемы реализма в итальянской живописи XVII–XVIII вв.» (1966).

В данное издание вошли лекции Виппера по курсу «Итальянский ренессанс. История изобразительного искусства и архитектуры XIII–XVII в.», прочитанные в МГУ в 1944–1954 гг. Первый том включает лекции с 1 по 17, второй с 18 по 27. Издание богато иллюстрировано репродукциями картин и архитектуры.






Эта картина вместе с тем подводит нас к последнему периоду деятельности мастера. В семидесятых годах стиль Пьеро делла Франческа освобождается от той прямолинейности, которой он отличался в эпоху фресок в Ареццо, становится мягче по формам, нежнее по построению, еще изысканнее по живописным приемам. Чудесно своей живописной законченностью и слиянием светового эффекта с духовным настроением «Рождество Христово» из лондонской Национальной галереи. Голубые тени, лиловый тон воды, бело-желтый песок показывают, что Пьеро делла Франческа поставил себе сложную задачу — изображение борьбы вечернего света с бледным сиянием восходящей луны. И если с точки зрения современного красочного восприятия можно спорить против некоторых отдельных красочных сочетаний, то нельзя не преклониться перед силой художественной интуиции Пьеро делла Франческа, сумевшего воссоздать на своей картине нежную дымку ранних сумерек. Но едва ли не самым гениальным живописным достижением Пьеро делла Франческа надо считать самую последнюю из известных нам его картин — «Мадонну» из Урбинской пинакотеки. Здесь не знаешь, чему отдать предпочтение — общему ли голубовато-лиловому холодному тону, в котором выдержана вся живопись, очарованию ли уютного натюрморта на полочках у пилястра, или солнечному лучу, падающему через переплет цветного окна. Сурово-возвышенный, недоступный и нездешний во фресках Ареццо, Пьеро делла Франческа в конце жизни приходит к трогательной и интимной человечности.

Примечания

1

В первую очередь с монографией: Б. Р. Виппер, Борьба течений в итальянском искусстве XVI века, М., Изд-во Академии наук СССР, 1956.

2

В первую очередь речь идет о следующих работах: Н. Wolfflin, Renaissance und Barock, eine Untersuchung iiber Wesen und Entstehung des Barockstiles in Italien, 1888; его же: Die klassische Kunst, 1899; его же: Kunstgeschichtliche Grundbegriffe, 1915; A. Riegl, Stilfragen, 1893; егоже: Die spatromische Kunstindustrie…, 1901; D. Frey, Gotik und Renaissance als Grundlagen der modernen Weltanschauung, 1929.

3

Giorgio Vasari, Vite dei piu eccelenti pittori, scultori ed architetti, 1550 (изд. 1), 1568 (иэд. 2). Русское издание, М., «Искусство», 1956–1971.

4

К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. XIV, стр. 475–476.

5

К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. XIV, стр. 37.

6

В настоящее время принято различать собственно Проторенессанс (1250–1330) и искусство треченто (1330–1400).

7

Обычно ансамбль Пизанского собора рассматривают в связи с архитектурой романского периода, а не Проторенессанса.

8

Современная наука придает большое значение творчеству архитектора и скульптора Арнольфо ди Камбио. В годы, когда писался этот курс, произведения Арнольфо еще не были изучены и не получили достаточно подробного освещения.

9

Рельефы верхнего цикла сейчас приписываются скульптору Альберто Арнольди, работавшему во Флоренции в 1350-1360-е годы.

10

Франц Викхофф (1853–1909) — основатель так называемой Венской школы искусствознания.

11

Установлено, что Джотто скончался 8 января 1337 года во Флоренции.

12

Цит по кн.: F. Rintelen, Giotto und Giotto Apokryphen, S. 178.

13

По русскому изданию: Лоренцо Гиберти, Commentarii, М., «Academia», 1938, стр. 18.

14

Я. Thode, Franz von Assisi und die Anfange der Kunst der Renaissance in Italien, Berlin, 1885.

15

F. Rintelen, op. cit., S. 178.

16

A. Romdahl, Stil und Chronologie der Arenafresken Giottos. — «Jahrbuch der preussischen Kunstsammlungen», 1911, XXXII, S. 3-18.

17

Современная наука считает, что над фресками в течение длительного времени трудились мастера по меньшей мере двух поколений: римские живописцы, флорентийцы — Чимабуэ и близкие к Джотто мастера, а также сьенцы — Симоне Мартини и Пьетро Лоренцетти. Обзор проблемы и литературу см. в книгах: В. Н. Лазарев, Искусство Проторенессанса, М., Изд-во Академии наук СССР, 1956, стр. 164–172,239-244; его же, Искусство треченто, М., Изд-во Академии наук СССР, 1959, стр. 168–169, 177–179, 285–286, 288.

18

Как фреска «Юродивый предсказывает грядущую славу юному Франциску», так и «Воскрешение непокаявшейся грешницы» приписывается одному и тому же «Мастеру святой Цецилии».

19

В росписях нижней церкви участвовали мастера, вышедшие из мастерской Джотто, а также сьенцы Пьетро Лоренцетти и Симоне Мартини.

20

R. van Marie, The Development of the Italian Schools of Painting, vol. Ill, The Hague, 1924, pp. 192–227.

21

К этому вопросу: В. Н. Лазарев, Искусство треченто, стр. 190, 191, 292, 293.

22

В. Н. Лазарев и Р. Лонги считают, что автор фрески болоньей; М. Мис придерживается старой атрибуции — Траини.

23

Ченнино Ченнини, Книга об искусстве, или Трактат о живописи, М., 1933. Неполный перевод на русский язык А. Лужецкой.

24

Дата рождения проблематична. Впервые Старинна упоминается в 1387 году, в последний раз действительно в 1408 году.

25

Орнаментальный мотив в форме четырех лепестков.

26

Pomponius Gauricus, De sculpture, Leipzig, 1886.

27

Pomponius Gauricus, De sculpture, Leipzig, 1886.

28

В настоящее время начало строительства относят к 1440-м годам и автором плана считают Брунеллески.

29

L. В. Alberti, De re aedificatoria libri decern, Firenze, 1485. На русском языке: Альберти, Десять книг о зодчестве, т. I, М., 1935–1937.

30

Когда составлялся курс лекций, о Нанни ди Банко, одном из зачинателей скульптуры кватроченто, почти ничего не было известно. Этим объясняется и краткость характеристики мастера, данная Б. Р. Виппером. О годе рождения Нанни по сей день идут споры. Одни исследователи отстаивают раннюю дату — 1374 год, другие позднюю — 1390 год. Подробнее об этом интересном скульпторе см.: М. Либман, Донателло, М., 1962, стр. 21–22, 27–31.

31

Лоренцо Гиберти, Commentarii. Перевод, примечания и вступительная статья А. Губера. М., 1938.

32

Вопрос об авторстве статуй окончательно не выяснен. В настоящее время считается, что Донателло создал одну — левую статую.

33

Высказывались веские сомнения в поздней датировке «Распятий».

34

Вместе с Донателло над сооружением гробницы работал его друг — скульптор и архитектор Микелоццо.

35

Сейчас бюст Мариэтты Строцци с большей достоверностью приписывается Антонио Росселлино.

36

И этот бюст не может быть приписан с полной уверенностью Дезидерио. Но, несмотря на это, он чрезвычайно характерен для портретного искусства Флоренции второй трети XV века.

37

По всей вероятности, произведение мастерской Верроккьо.

38

Trivium, quadrivium — свободные искусства: грамматика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия, диалектика, риторика.

39

Не исключена возможность, что Пизанелло в 1422–1423 годах посетил Флоренцию и на месте познакомился с произведениями ведущих художников.

40

Б. Р. Виппер не рассматривает медали Пизанелло. Поэтому в его изложении творчество выдающегося североитальянского мастера приобретает слишком ретроспективно-готический характер. Ведь именно в медалях Пизанелло выступает как новатор не только в отношении техники, но и образа.

41

Эти разноречивые мнения рассматриваются в книге: G. Wassermann, Masaccio und Masolino, Strassburg, 1935, особ. стр. 74–76.

42

Критерий, выдвигаемый Б. Р. Виппером вслед за французским ученым Менилем, не лишен оснований, но страдает односторонностью. Результаты, полученные исследователем, во многом отличаются от современной точки зрения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Итальянский ренессанс XIII-XVI века Том 1"

Книги похожие на "Итальянский ренессанс XIII-XVI века Том 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Виппер

Борис Виппер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Виппер - Итальянский ренессанс XIII-XVI века Том 1"

Отзывы читателей о книге "Итальянский ренессанс XIII-XVI века Том 1", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.