Наталья Командорова - Русский Стамбул

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Русский Стамбул"
Описание и краткое содержание "Русский Стамбул" читать бесплатно онлайн.
Сколько наших соотечественников побывало в Константинополе-Стамбуле в разные времена? Вряд ли кто сможет ответить на этот вопрос. Известно лишь, что в начале 20-х годов прошлого века примерно каждый пятый житель этого города был русским эмигрантом… У каждого — своя судьба: мучения и радости, поражения и победы. Художник И. Айвазовский и директор Русского археологического института в Константинополе Ф. Успенский, барон Врангель и разжалованный им генерал Я. Слащев, певец А. Вертинский и писатель-сатирик А. Аверченко… Известные и безымянные, знаменитые и не очень — они достойны упоминания, так как благодаря усилиям большинства из них Стамбул сегодня — почитаемый и любимый многими россиянами город.
«Птенцы гнезда» казака Игнатия Некрасова
Свое название «некрасовцы» донские казаки, осевшие в Турции, получили от имени своего атамана Игнатия Некрасова. Казаки наряду с раскольниками и стрельцами во времена царя Петра I принадлежали к той части общества, кого официальные круги называли обидными словами — «татью и ворами». Отстаивая свое человеческое достоинство, а также борясь с притеснениями, донской атаман Игнатий Некрасов осенью 1708 года, после поражения восстания под предводительством Кондратия Булавина, увел с собой из России в Турцию около десяти тысяч мужчин-казаков с семьями.
Доведенные до крайнего отчаяния, казаки честно предупреждали царских прислужников в 1708 году о своем возможном бегстве из России:
«А есть ли царь наш не станет жаловать, как жаловал отцов наших, дедов и прадедов, или станет нам на реке какое утеснение чинить, мы Войском от него отложимся и будем милости просить у Вышнего Творца нашего владыки, а также и у турского царя… А ныне на реке у нас в едином согласии тысяч со сто и больше, а наперед что будет, про то Бог весть, потому что многие русские люди бегут к нам на Дон денно и нощно с женами и детьми от изгона царя нашего и от неправедных судей, потому что они веру христианскую у нас отнимают…»
Вначале некрасовцы бежали от царского произвола в Крым, под покровительство хана Девлет-Гирея, который даже держал при себе телохранителями сотню казаков-некрасовцев. Хан, убедившийся в преданности и храбрости русских казаков, не выдал России беглецов. А после того как Россия потерпела поражение в 1711 году, в Прутский договор были включены отдельные статьи, которые обязывали Русское государство «не замать» крымских казаков. Сам атаман Игнатий Некрасов оставался бессменным выборным главой казаков до самой своей смерти в 1737 году.
Однако Россия продолжала свое наступление в Приазовье, и вольным казакам пришлось с ведома султана все-таки покинуть пределы отечества и перебраться в Турцию. Они расселились в основном в районе озера Маньяс неподалеку от Стамбула. Жили казаки изолированно и замкнуто, прилагая все усилия, чтобы сохранить общину, какой она была на Дону и Кубани. Какое-то время казакам запрещалось вступать в смешанные браки.
Казаки-некрасовцы пользовались уважением у султана, и назывались они в султанском окружении «игнат-казаками». Им были оставлены все привилегии, которыми они пользовались у крымского хана. Некрасовцы часто выкупали на деньги общины пленных русских, оказавшихся на невольничьем рынке в Стамбуле. Один из таких освобожденных из турецкой неволи, казак Ефимов, отмечал особенности жизни казаков в турецкой столице в одном из своих писем в Россию в первой половине XIX века: «И Салтан Турецкой такую дал волю некрасовцам по всей Туретчине: кому только угодно и кто чем может, и тем и занимается. А служба им бывает тогда только, когда бывает канпания войны. И сорок левов каждому казаку на сутки, всякая порция, и всякая капировка на царском щету. А священников достают из России (в большей части — пастырей Белокриницкой церковной иерархии)…» Казаки защищали свои селения в Турции, не впускали туда посторонних посетителей, даже путешественники и ученые, интересующиеся их историей и бытом, были у казаков редкими гостями.
Впервые свободные казаки-некрасовцы оказались в регулярной турецкой армии во время итало-турецкой войны, в 1911 году. В годы Первой мировой турки мобилизовали уже всех казаков, способных носить оружие. Отдельная казачья часть участвовала на стороне Османской империи в обороне пролива Дарданеллы, в операции, получившей название «Галлиполийской», когда государства Антанты пытались силой овладеть знаменитыми турецкими проливами. Потом, в 1918 году, казаков вынудили участвовать в сражениях на Кавказском фронте. По свидетельству историков, борьба против своих соотечественников противоречила внутреннему уставу некрасовского сообщества, поэтому многие из казаков — участников военных действий переходили на сторону русских.
Последующие события в Турции начала 20-х годов XX века сказались и на «государстве» некрасовцев. Начались притеснения со стороны османской власти, были введены ограничения на использование русского языка, детей казаков заставляли учиться в турецких школах, у казаков начали отбирать их владения и оружие. Последней точкой накала послужил отказ казаков служить в турецкой армии. Примерно с 1912 года началось переселение некрасовцев обратно на родину, в Россию…
Однако все эти события произойдут потом, а во второй половине 60-х годов XIX столетия, когда некрасовцы повстречались господину С. Н., русские донские казаки чувствовали себя довольно уверенно и независимо в Константинополе.
Здесь был великий князь Константин Николаевич…
Уехав на некоторое время из Стамбула по делам службы в Бурсу (ближайшую от Константинополя провинцию), господин С.Н., по возвращении в турецкую столицу узнал о радостном событии: его посетили двое добрых его знакомых, прибывших из Петербурга, проездом в Святую землю. Приятели нашли С.Н. в русской канцелярии, находившейся на улице Пера, неподалеку от персидского монастыря дервишей Текиэ.
Вместе они совершили экскурсию по городу и паломничество к христианским святыням Царьграда, печалясь о превращении многих храмов в мечети. «С двумя из добрых моих соотечественников, — писал С.Н., — нечаянно обрадовавших меня прибытием своим в Константинополь, проездом в Святую землю, смотрели мы на поезд султана, приезжавшего на богомолье в Св. Софию, так как это была пятница (праздничный день мусульман, подобно нашему воскресенью), а по заведенному издревле обычаю, султан должен парадно посещать в этот день которую-либо из городских мечетей…».
Соотечественники живо интересовались, помимо достопримечательностей, и повседневной жизнью Стамбула. Узнав от С.Н., что турецкие каимэ (ассигнации) падают в цене, они забеспокоились, что не смогут на обменные деньги достойно обеспечить свое пребывание в Турции еще какое-то время перед отправкой в Святую землю. Тогда в самой турецкой столице ежедневно, по мере падения каимэ, все более и более возвышалось золото. К примеру, русский полуимпериал в августе 1861 года, номинальная стоимость которого сто пиастров, дошел до 192 пиастров. От такого быстрого падения турецкой валюты произошло резкое повышение цен на товары первой необходимости и предметы роскоши. Народ роптал на неимоверную дороговизну хлеба… Вне всяких сомнений, что господин С.Н. не оставил друзей в беде и посоветовал, как выйти из затруднительной ситуации.
Вполне вероятно, что господин С.Н. не преминул показать своим гостям и дворец Емерьяни, расположенный на европейском берегу Босфора, как раз напротив великолепной дачи великого визиря Фуад-паши, верстах в десяти от Константинополя. Дворец Емерьяни был свидетелем малоизвестного события в отечественной истории, связанного с неординарной личностью великого князя Константина Николаевича.
Великий князь Константин НиколаевичВторой сын русского императора Николая I, брат императора Александра II, великий князь Константин Николаевич с детства был предназначен венценосным отцом для службы во флоте и уже в 1831 году был назначен генерал-адмиралом. Воспитание его было поручено адмиралу русского флота графу Ф.П. Литке, который сумел внушить Константину Николаевичу любовь к морскому делу. С 1855 года венценосный наследник управлял флотом и морским ведомством на правах министра. Первый период его управления ознаменовался целым рядом важных реформ. К работе в морском министерстве были привлечены новые, по преимуществу интеллигентные силы. Видные русские писатели (Гончаров, Писемский, Григорович, Максимов и другие) состояли на службе в этом министерстве или исполняли его поручения. Общественно-политическая роль великого князя Константина Николаевича нарастала, чем были довольны далеко не все в окружении его брата, Александра II. Великий князь поддержал императора при проведении знаменитой реформы — освобождении русских крестьян от феодальной рабской зависимости. В деле освобождения крестьян великому князю принадлежала видная и почетная роль: он отстаивал в главном комитете как принцип освобождения, так и вообще интересы крестьян против крепостнической партии. Как считают исследователи, зенит славы великого князя Константина Николаевича приходится на 1861 год.
В 40-х годах XIX века он посетил Стамбул. Знатный наследник остановился во дворце Емерьяни со своей свитой (не исключено, что в числе сопровождающих мог оказаться и его учитель Литке — по словам вице-адмирала С.О. Макарова, «последний русский ученый кругосветный исследователь»). История пока умалчивает, сколько времени пробыл и чем занимался Константин Николаевич во время пребывания в турецкой столице. Однако совершенно очевидно, что не мог он пройти мимо христианских святынь, русского посольства, а также приема у султана или великого визиря и встреч с представителями турецкого флота.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русский Стамбул"
Книги похожие на "Русский Стамбул" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Наталья Командорова - Русский Стамбул"
Отзывы читателей о книге "Русский Стамбул", комментарии и мнения людей о произведении.