Михаил Покрасс - Активная депрессия. Исцеление эгоизмом

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Активная депрессия. Исцеление эгоизмом"
Описание и краткое содержание "Активная депрессия. Исцеление эгоизмом" читать бесплатно онлайн.
«Неожиданно для себя догадываешься и чувствуешь, что над мучающими тебя вопросами бились во многих поколениях и бьются теперь многие такие же, как ты, люди. У каждого и у всех повторяются одни и те же проблемы...»
Книги психотерапевта Михаила Львовича Покрасса об этих «мучающих всех проблемах». Эти книги предназначены тем, кто не боится встречи со своей тоской, своей тревогой и болью. Тем, кто готов учиться на своем и чужом опыте. Учиться жить.
ВНУТРЕННИЙ ИЛИ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ - см. конфликт внутриличностный.
ВЫБОР - взятие нужного, предпочитаемого из наличного (Толковый словарь). Здесь - ориентировочно-оценочная деятельность человека в отношении тех или иных событий и явлений мира, в том числе и проявлений своей внутренней жизни и своего поведения. Частным, но особо важным для нас (людей) случаем такой деятельности является выбор, в процессе которого мы уясняем для себя ценность, нужность, предпочтительность относительно друг друга тех или иных собственных потребностей и соответствующих им стратегий нашего поведения. Для осуществления такого выбора нам необходимы отправные позиции -“точки отсчета” - те важнейшие для нас наши потребности и их объекты, относительно которых мы будем определять для себя ценность всех других. Такими точками отсчета оказываются потребности и объекты, ставшие высшими ценностями и вместе составляющие комплекс, который человек переживает в качестве своего Я. От того, насколько хорошо мы натренированы ощущать этот комплекс (ощущать себя) и сознавать его (знать и уметь знанием пользоваться), настолько точны и эффективны для нас наши поминутные выборы. В этом смысле любой выбор - это всегда выбор собственного состояния, и требует выбора того нашего исходного состояния, в котором наши выборы будут верны для нас. Это исходное состояние нам надо уметь опознать и различить - ощущать, знать для осуществления любых выборов (см.: Реалистическое состояние, Реальности чувство). Но и эти выборы, соподчиняя наши психические деятельности, оказываются, в свою очередь, инструментом поминутного построения этого исходного состояния, своего Я, самостроительства личности. Выбор может быть осознанным и преднамеренным, но часто бывает неосознанным и невольным. Он может быть тормозящим ту или иную нашу активность или растормаживающим се (см.: Высшие ценности, Групповое давление, Депрессия, Инстинкт самосохранения, Конфликт внутриличностный, Личность, Нормы групповые, Социогенные потребности, Сочувствие, Страх человека, Установка, а подробнее и физиологические механизмы этой деятельности в главе: “Выбор" в кн. “Залог возможности существования" ).
ВЫСОКОМЕРИЕ - самодовольное, кичливое, пренебрежительное, презрительное поведение и отношение к кому-либо. Высокомерие - очень неоднозначное в своих причинах и проявлениях переживание и поведение. Подлинное высокомерие, то есть преднамеренное поведение, выражающее соответствующее осознанное отношение, встречается гораздо реже, чем кажется. Реалистичные, открытые опыту, нравственно зрелые да и просто умные и эмоционально сохранные люди высокомерными практически не бывают. Позволяют себе высокомерие только те, кто по нравственно-психологической незрелости пребывает- в комплексе различия, или глупые и эмоционально дефектные. Трудности в общении чаще возникают из-за ошибок в понимании своего и чужого высокомерия (см.: Агрессия). В этой связи надо четко различить две проблемы. Первая: мы часто принимаем за высокомерие - обычное, не имеющее к нему отношения поведение и приписываем высокомерие тем, у кого его нет. Поэтому нам важно понимать, какие наши свойства предрасполагают к такой иллюзии. Вторая проблема: мы, как и они, осуществляем высокомерное поведение, даже не догадываясь об этом, обычно потому, что не заметили и не осознали ни причин такого напрягающего многих поведения, ни его результатов. 1. Мы видим высокомерие в отношении к нам там, где его нет, по самым разным причинам: от смущения, из застенчивости, считая себя недостойными кого-то, оказавшись незащищенными перед чужим неосторожным взглядом и.так далее, из собственной наглости, наконец. Уязвленные невниманием к нам, мы принимаем за высокомерие поведение просто увлеченного чем-то, занятого и поэтому не заметившего нас человека. Все эти причины обычно связаны с нашим эгоцентризмом (см.: Социогенные потребности, Эгоцентризм). Но чаще всего все эти ошибки восприятия и суждения возникают в отношениях с теми, кем мы сами не заняты, кого сами не понимаем и не хотим понимать. Чаще всего -в общении с теми, кого мы сами за человека не признаем, не признаем их права быть перед нами тем, что они есть. А это -все, про кого мы говорим, что “у него очень трудный, просто невыносимый характер”! Часто это - близкие нам люди, а то и группы людей, даже целые народы. Такая задетость - проявление собственного неосознанного высокомерия, проистекающего из нашего инфантильного чувства малоценности (см.: Инфантильный, Малоценности комплекс). Кажущееся высокомерным поведение, без всякого соответствующего отношения, часто - непреднамеренная демонстрация, маскирующая застенчивость, стеснение, неловкость. Несмотря на задевающую пас форму, это плохое защитное поведение, как и вызывающее поведение подростка, не имеет к высокомерию никакого отношения вообще. Его нетрудно отличить от высокомерия, если мы имеем хоть сколько-нибудь личного опыта и заняты партнером. 2. Причин высокомерного поведения, без осознания того, что у нас действительно есть высокомерное отношение к другим, тоже много. Наиболее частая из них та, что множество поведенческих стратегий, которые мы без критики перенимаем с младенчества, архаичны. Они складывались на самых ранних, “младенческих” стадиях развития человеческих сообществ, в противовес еще полузвериному поведению людей, когда каждый высокомерно ощущал себя человеком, а другого зверем. Тогда и получается высокомерие, о котором речь шла здесь (см. записку “Теснота души нараспашку” ). Это высокомерие - не сознаваемое и потому совсем не скрываемое отношение к другим. Как если бы мы принимали их за существа, гораздо более примитивные, чем мы. Принимали бы за дикарей, не способных самостоятельно решать свои задачи, более агрессивных и менее нравственных, чем мы (менее проницательных, менее умных, менее выносливых, более падких на лесть, более продажных, менее добрых и так далее). Это неосознанное отношение, тем не менее, выдаст себя и может быть узнанным по очень наглядным признакам. Оно узнается по снисходительному, покровительственному, пренебрежительному, не утруждающему себя собранностью и точностью поведению. По неуместной опеке, агрессивному кокетству, излишней предупредительности, заискиванию, лести, лживости, угодливости и так далее (см.: Кокетство, Опека, Угодливость). Такое высокомерие обычно тоже - следствие проекции в мир собственного чувства малоценности. Из-за того, что о таком своем высокомерии мы даже и не догадываемся, любые реакции на него других людей нам не понятны. Если окружающие принимают наше поведение за чистую монету, мы устаем, раздражены тем, что они нас эксплуатируют, и презираем их за поверхностность. Если другие подыгрывают нам и, по принципу “чем бы дитя ни тешилось...”, поддакивают, ждем подвоха и не верим им. Если же они в нашу игру не включаются вовсе, - мы досадуем на тщетность наших усилий, возмущаемся их неблагодарностью и злимся на себя за то, что сами себя принизили. Во всех случаях мы получаем дополнительную негативную информацию о себе и о мире, усиливаем чувство малоценности и собственную настороженность, не сознавая того, ведем себя еще более высокомерно. Сталкиваясь с чужим высокомерием, нам полезно помнить, что оно часто только кажется высокомерием или выражает неосознанное архаичное отношение непреднамеренно, и не спешить делать “организационные выводы”. Когда высокомерие приписывают нам, искать его следует не у себя в голове, а в результатах своих действий и в реакциях других на эти наши результаты. Приходится тогда входить в положение этих других, то есть примерять результаты собственных действий на себя (см.: Агрессия, Двойственная ориентировка, Кокетство, Комплекс различия, Конфликт внутриличностный, Конфликт “за справедливость”, Малоценности комплекс, Общение, Опыт, Открытость опыту,
Проекция, Психологически незрелый, Психологически зрелый. Реалистическое состояние, Самооговор).
ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ - те внутренние ориентиры, опираясь на которые человек осуществляет свои самые важные выборы (см.: Выбор). Высшей ценностью может стать все, что угодно, даже монета, знак, символ, талисман. Может стать любимый или ненавидимый человек. Сознание, самооценка, самоодобрение, комплекс “Я”, свобода, та или иная цель, поиск и наличие цели, высшая цель — жизненный смысл и так далее - становятся высшими ценностями для большинства людей (см.: Смысл). Высшими ценностями может становиться и то, что однажды сопровождало особо эффективную деятельность - любое “счастливое состояние”. Но обычно - становится то, без чего или кого человек никогда самостоятельно не действовал (мама, тренер), действовал затрудненно (без ясной цели и программы действий) или без чего действовать разучился (бессознательно, без одобрения старших, без счастливой монетки). Высшие ценности - это те объекты потребностей (и в этом качестве - объектов потребности - сами потребности), которые, в силу особенностей индивидуальной истории человека, стали непременным условием почти любой его собственной активности, сохранения нужного - условием самой жизни. Таким образом, высшие ценности - это любые явления, события, собственные состояния и идеи, знаки и символы, которые стали для человека сигналами возможности удовлетворения всего или почти всего круга его потребностей, сохранения целости “Я” и жизни, сигналами возможности осуществления почти любой его активности. Достижение высшей ценности растормаживает активность по реализации всего круга потребностей, осуществление которых без нее было или ощущалась невозможным. Позже и обычно наличие высшей ценности никак не ощущается и часто не осознается. Кто же думает о воздухе, когда его достаточно! В соответствии с присвоенным опытом человека, высшие ценности - это то, лишение чего грозит ему гибелью, полной невозможностью самоосущствления и сохранения “Я” как целости. И именно такая ситуация мобилизует энергию неудовлетворенности всех потребностей, реализация которых заторможена отсутствием ценности, в единую силу, направленную на ее достижение. Отказ от такой деятельности (когда, например, высшая ценность не осознана) становится потрясением для человека и его организма. Именно в этой ситуации высшие ценности могут быть осознанны (как осознается нужда в воздухе, когда душат, ностальгия - на чужбине или любовь к человеку, когда он ушел из твоей жизни). Тогда человек соответственно направляет свою активность. Если такого не происходит, энергия всех неудовлетворенностей тратится на перестройку всей мотивационной системы личности (см.: Депрессия, Выбор). Человек становится иной цельностью. В конечном итоге, высшие ценности - это осознанные или не осознанные в этом качестве явления, без которых человек не способен почти ни к какой активности, кроме действий, необходимых для их поиска и достижения. В соответствии с его опытом, любая другая активность ощущается им в отсутствие этих ценностей невозможной и загодя тормозится. Поэтому лишенный высших ценностей и до их получения человек, часто вопреки своему сознательному пониманию и произволу, практически ничего не делает для удовлетворения всего круга своих других потребностей, сохранения целости “Я" и даже жизни - пребывает в непонятой им депрессии (см.: Депрессия, Дух выше!, Конфликт внутриличностный. Личность, Мобилизующая, Мотивы, Нормы групповые, Одобряющий, Опыт, Ответственность, Референтная группа, Самоодобрение, Самооценка, Свобода, Сознание, Социогенные потребности, Тоска, подробно “Высшие ценности” в кн. “Залог возможности существования" ).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Активная депрессия. Исцеление эгоизмом"
Книги похожие на "Активная депрессия. Исцеление эгоизмом" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Покрасс - Активная депрессия. Исцеление эгоизмом"
Отзывы читателей о книге "Активная депрессия. Исцеление эгоизмом", комментарии и мнения людей о произведении.