Михаил Покрасс - Активная депрессия. Исцеление эгоизмом

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Активная депрессия. Исцеление эгоизмом"
Описание и краткое содержание "Активная депрессия. Исцеление эгоизмом" читать бесплатно онлайн.
«Неожиданно для себя догадываешься и чувствуешь, что над мучающими тебя вопросами бились во многих поколениях и бьются теперь многие такие же, как ты, люди. У каждого и у всех повторяются одни и те же проблемы...»
Книги психотерапевта Михаила Львовича Покрасса об этих «мучающих всех проблемах». Эти книги предназначены тем, кто не боится встречи со своей тоской, своей тревогой и болью. Тем, кто готов учиться на своем и чужом опыте. Учиться жить.
Единственная его потребность - ПОТРЕБНОСТЬ В ОДОБРЕНИИ[104].
Средство - ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
НЕОДОБРЕНИЕ[105] грозит отказом ему во всем - самая страшная угроза.
Поэтому он так трудно присваивает свой же опыт. Трудно постигает все, что, по его ощущению, может характеризовать его как человека, в чем он действительно некомпетентен. Это, во-первых, - он сам(!). В отличие от открытого опыту[106] или психологически зрелого[107] человека, для которого обнаружение своего незнания или неумения всякий раз открывает новую дверь к успеху, знанию, росту, для демонстранта любое сообщение о его некомпетентности означает НЕОДОБРЕНИЕ.
Такая информация невыносима ему, он дискредитирует ее для себя, обесценивает раньше, чем понимает, и поэтому пользоваться ею для роста не может. Не замечая, не исправляет дефектов, не устраняет пробелов в знании и поведении. Его мозги тренируются не видеть, не слышать, не чувствовать не понимать - тренируются спасать его от угрозы неодобрения “слепотой и глухотой”, застарелым неведением.
Помните всегда раздраженного, ко всем придирающегося подростка, всеми тяготящегося и ждущего ото всех ласки. В ответ на любое замечание он обрушивает на вас обвал оправданий или... обвинений. И заключает выводом:
- Не любите вы меня! Уйду я от вас! - Как в том анекдоте, где муж говорит жене:
- Милая, ты не. права.
- Ах, так?! Я - не права! Значит, я вру?.. Значит, я брешу?.. Значит, я - собака?.. Значит, я - сука? Мама, он меня проституткой обозвал!!!
Демонстрант на ошибках не учится - он их заучивает! Стареет, но не взрослеет.
Передо мной взрослая “девочка”. Она снова и снова объясняет, что все поняла, что во всем виновата она, а не другие, что никто ничего не был ей должен. Что плохая она, а не они.
И ждет от меня похвалы за ее признание. Она и удивлена и обижена: мол, она все правильно поняла, во всем призналась - так почему же ей сразу не становится лучше?! Улучшения она ждет от меня с похвалой.
Сделав из меня одобряющего[108], она причину всех бед теперь видит во мне.
В том, что она, как ей кажется, в чем-то не убедила меня, и я не соглашаюсь “дать ей здоровье”.
Ничего в жизни, в отношениях с “ними” она не изменила, да и не готовится менять. Жизнь в этом контексте - не ее реальность.
Детская позиция обслуживаемого проявляется неосознанным ожиданием постоянного, комфорта, физического и душевного. Требованием праздника (“праздника хочется!”), который обязаны обеспечить другие - все.
...Подаренный “праздник и комфорт” не вызывают благодарности ни к кому (и праздник, и комфорт сами же собой разумеются!).
Зато дискомфорт - любое огорчение - переживаются как грабеж и чья-то злокозненность - вина. Обида на весь мир!
“Надутость” - главный укор “ОДОБРЯЮЩЕМУ”.
По неосознанному, но привычному ожиданию “девочки” я и все - все, лишенные теперь уже ее одобрения (она недовольна!), от этого застыдимся и о ней позаботимся.
Во взрослой жизни то, что ты “хороший”, и одобрение не освобождают тебя от необходимости все свои проблемы разворашивать самому.
- Что же, так нас никто и не подстрахует, что ли? Это несправедливо! Нас не так учили! - возопил однажды на приеме мужчина лет за пятьдесят. - Я свое дело делаю, -а благодарность какая? Почему это обо мне некому позабо шиться? А жена, а мать, а дети, а вы (врачи)?! А президент?!... К слову, сам он о президенте не заботится!
А, собственно, кто за него в его бедах может разобраться? Кто за него поймет, почему он в одни и те же ямы, как заговоренный, попадает? Кто за него может жить лучше и его проблемы решать?
На маму, папу, других, на правительство и президента надеются разве что дети!
Во взрослой жизни, кто бы ты ни был, заботишься о себе сам.
Тогда голодный видит, слышит, чувствует голодом. Им руководит запах жареной картошки и хлеба. Вкус ведет его к еде. Им, вкусом, он выбирает, отличает нужное от вредного. Он думает голодом.
Зрелый человек, во-первых, чувствует самого себя. Знает, чего хочет. Хотение направляет его поиск, мышление и выбор. Он нацелен нуждой на нужное. Он чем хочет, тем и думает.
Демонстрант, как артист, играющий самые красивые роли, никаких иных своих нужд, кроме достижения одобрения (аплодисментов), не удовлетворяет.
Живя по самым противоречивым сценариям (“правильного”, “красивого", “доброго”, “умного”, “наивного”, “достойного”, “наглого” и прочего “хорошего” поведения), он хочет тем, чем думает. Осуществляет желания, которых - у него нет!
Не обеспеченное никакой нуждой, кроме НУЖДЫ В ОДОБРЕНИИ, его поведение - слепо, усложнено (как выбор еды не на вкус, а по количеству калорий, белков и витаминов), утомительно - “мимоцельно”.
Итак, одним движет, влечет его и растит нужда, проистекающая из необходимости самообслуживания.
Другим - единственная ПОТРЕБНОСТЬ В ОДОБРЕНИИ для приобретения обслуги.
Он и она поженились и теперь из кожи вон доказывают друг другу, кто из них лучше. Но, увы, - не для того, чтобы другому сделать лучше, но чтобы тот “оценил”.
В результате каждый старается не заметить и обесценить хлопоты другого и продемонстрировать свои.
Еще в дверях она спешит сказать ему, что, несмотря Па занятость в институте и СТЭМе, успела сходить в магазины, приготовить обед.
Он, не слушая, ждет ее восторгов по поводу того, что, перегруженный диссертацией, сегодня сам починил краны на кухне.
Она обижена, что он не оценил ее хлопоты.
Он обижен на ее равнодушие к его “подвигу”.
Вместо благодарности, которая обязывает, каждый испытывает желание найти повод для обид и упрека другому, - чтобы сохранить право быть опекаемым.
У них есть выход. Высвободиться из детского сценария. Каждому прислушаться к себе. Самому узнавать, чего хочешь. Самому о себе и о другом заботиться. И не ждать обслуживания.
Хочу обратить внимание на то, что один и тот же человек:
- в одних случаях - ДЕМОНСТРАНТ, ищущий оправданий и виноватых - тогда и безуспешен;
- в других - открытый опыту хозяин положения и терпеть не может бессодержательного поведения демонстранта.
Супруги из нашего примера в своих делах - хорошие профессионалы. Поэтому и выбрали жить в работе. А не дома, где у них все - вопреки намерениям и ожиданиям.
В каждом из нас, в наших способах видеть, чувствовать, переживать и действовать есть не только ДЕМОНСТРАНТ, но и реалистически живущий, ОТКРЫТЫЙ ОПЫТУ практик.
И это дает ключ к решению проблемы.
Сравнивая в себе две “технологии”, мы можем поймать себя на ДЕМОНСТРАТИВНОСТИ[109].
Чаще и радикальнее заменять ее продуктивной технологией человека, внимательного к себе и к тем, с кем живет, с их реальными обстоятельствами. Способом жить того, кто занят тем, что он действительно любит!
Я желаю тебе поминутно изживать в себе раба, вечно стремящегося оправдаться неизвестно перед кем, добиться одобрения (неизвестно чьего!) и этим поиском ничьего одобрения загипнотизированного!
Желаю тебе свободы думать тем, чем хочешь!
Весна и “проклятые” вопросы
С добрым утром!
Весна. Солнце тает. Кожей чувствуешь, как соки бродят под корой одиноких деревьев.
И ты...
В зеркале видишь то королеву, то уродину. Хочется все переменить, сбежать, уехать... Ну, хоть бы с лекции удрать...
Мысли приходят искушающие и простые: ...и вообще, не зря ли ты “лучшие годы” тратишь на все эти книжки, этот факультет, этих друзей? Не продолжаешь ли прикидываться прилежной школьницей, только чтобы не тревожить родителей?..
... Спичка, догорев, обожгла пальцы... И эта так ярко вспыхивает и горит так уверенно (если прикрыть от ветра с Волги)... но тоже догорела ...
Не пойду больше в институт!.. Какой смысл во всем, если все равно все кончается! (Не буду поправлять шарф -пусть! Очень даже одухотворенно развевается. Жаль, нет Мартына: он бы щелкнул ...)
...Ноги замерзли. Простужусь и умру... Как все надоели!.. Ноют, ноют... или суетятся. Смысла нет!.. (Интересно, какие у них будут лица, когда узнают, что я умерла....) Брошу. Осенью поступлю на другой факультет.
Ветер в лицо... Да, в хор буду ходить. Буду заниматься, языком, теннисом и научусь гадать на картах...
Все кончается...
Одни строили храм, другие взорвали. Теперь будут восстанавливать - взорвут оперный театр. Какой смысл? Я буду верить, а они надсмеются. Я буду жить, а они сломают!.. Что остается? Одна пустота! Зачем тогда жить?!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Активная депрессия. Исцеление эгоизмом"
Книги похожие на "Активная депрессия. Исцеление эгоизмом" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Покрасс - Активная депрессия. Исцеление эгоизмом"
Отзывы читателей о книге "Активная депрессия. Исцеление эгоизмом", комментарии и мнения людей о произведении.