» » » » Александр Ефимьев - Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945


Авторские права

Александр Ефимьев - Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Ефимьев - Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Транспорт, год 1992. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Ефимьев - Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945
Рейтинг:
Название:
Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945
Издательство:
Транспорт
Год:
1992
ISBN:
5–277–01631–7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945"

Описание и краткое содержание "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена тесному сотрудничеству воинов Красной, Армии и советских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. Рассказано о строительстве броневых поездов на прифронтовых железнодорожных узлах, в цехах заводов Наркомата путей сообщения. Приводятся многочисленные примеры мужества и героизма добровольцев-железнодорожников, сражавшихся на бронепоездах в дни обороны Ленинграда, Одессы, Киева, Севастополя, в битвах под Москвой, Сталинградом, при освобождении стран Восточной Европы.






О поединках с немецкими бронепоездами рассказывали многие фронтовики.

«Вражеский бронепоезд ежедневно подходил к линии фронта и обстреливал позиции наших дивизий и Фастовский железнодорожный узел. Артиллерийские налеты мешали восстановительным работам, которые вели железнодорожники 14-й железнодорожной бригады. Начальник штаба бригады майор В. Г. Измайлов, командир минно-подрывного взвода старший техник-лейтенант Ф. М. Мясников решили установить на пути бронепоезда мину-ловушку, — вспоминал Герой Социалистического Труда, генерал-полковник технических войск П. А. Кабанов. — В районе Фастова Ф. М. Мясников и старший техник-лейтенант Г. М. Татаринов из траншей пехотинцев обнаружили излюбленное место стоянки бронепоезда. Из добровольцев своего взвода Мясников отобрал лучших солдат-минеров.

В темную вьюжную ночь минеры пробрались к железной дороге. На место стоянки бронепоезда заложили в насыпь усиленную противотанковую мину. Враг не обнаружил минеров, которые благополучно возвратились в траншеи пехотинцев.

…Точно, с немецкой аккуратностью, на взгорье появился дым паровоза. Бронепоезд на высокой скорости спешил к постоянному месту стоянки. Прошла минута, вторая. Окрестность потряс сильный взрыв. Свалился на бок бронепоезд, были сброшены с рельсов и повреждены все площадки. По бронепоезду открыла огонь и дивизионная артиллерия.

О подрыве на наших минах немецкого бронепоезда на следующий день в своих сводках сообщило Совинформбюро».[28]

В июле 1944 года на территории Польши наши войска вели бои за освобождение города Люблин. Участник этого сражения сержант-артиллерист С. С. Мацапура рассказывает, как было выполнено особое задание командования по уничтожению немецкого бронепоезда.

Для этого в назначенный пункт вблизи Люблина прибыли четыре танка, наши авторитетные «тридцатьчетверки» и батарея самоходных установок СУ-85. Заняли позиции по обе стороны железнодорожного полотна на лесных опушках, замаскировались и стали ждать появления бронепоезда. Выбор позиции был очень удачным. Железная дорога проходила по высокой насыпи, а танки и самоходки стояли внизу, в ложбине, в «мертвом пространстве», недосягаемые для вражеских орудий.

Было уже далеко за полдень, когда наконец со стороны Демблина показался фашистский бронепоезд. Шел он, по-видимому, к Люблину на подмогу окруженному гарнизону. Двигался не спеша, осторожно. Из-за темно-серой брони грозно торчали короткие стволы пушек крупного калибра.

Наши танки и самоходки, как и было приказано, сперва открыли огонь по середине бронепоезда, по тепловозу. Надо было вывести из строя его двигатели. Фашисты тотчас ответили. Сильно рявкнули тяжелые пушки. Снаряд разорвался метрах в ста сзади «тридцатьчетверок» под вековой сосной, и она свечой пошла вверх. Султаны земли поднялись, затем еще и еще. Но ближе снаряды не рвались. Тут было «мертвое пространство», и враг ничего поделать с этим не мог. Напротив, наши танки и самоходки били размеренно и точно. Тепловоз загорелся. Орудия и пулеметы бронепоезда смолкли друг за другом. Под броней, внутри, взрывались боеприпасы. Гитлеровцы выкинули белый флаг, стали выскакивать из дверей бронеплощадок. Победа была достигнута.

На запад — к Балтийскому морю

Лето 1944 года ознаменовалось выдающимися победами Красной Армии в Белоруссии и Прибалтике. В ходе операции «Багратион» войска 1-го Прибалтийского фронта под командованием генерала армии И. X. Баграмяна освободили Шяуляй, а 31 июля вступили в Елгаву. Танкисты 3-го механизированного корпуса, выйдя в тыл врагу, перерезали коммуникации группы армий «Север», связывавшие их с Восточной Пруссией. Войска 3-го Белорусского фронта под командованием генерала армии И. Д. Черняховского освободили Вильнюс и Каунас. В составе войск 1-го Прибалтийского фронта сражались бронепоезда 60-го отдельного дивизиона (командир — майор С. Н. Егоров).

— Осенью 1943 года, получив новую материальную часть — бронепоезда «Салават Юлаев» и «Уфа», мы выехали в Прибалтику. Наша стоянка вначале была на станции Клястицы, неподалеку от Полоцка, — вспоминает бывший секретарь комсомольской организации 60-го ОДБП Б. Л. Перлин. — С этого рубежа мы совершали огневые налеты, помогая наступающей пехоте. Фронтовая газета «Вперед на врага» 23 мая 1944 года писала: «В недавних боях бронепоезд прикрывал наступление нашей пехоты. Его огнем была уничтожена батарея немецких орудий и три пулеметные точки. Отличившиеся бойцы из команды были награждены медалями «За отвагу».

На подступах к Полоцку разведку боем вели части 16-й Литовской стрелковой дивизии. Во время одного из боев фашисты перешли в контратаку. Из штаба дивизии запросили срочной помощи. Бронепоезда метким артиллерийским огнем сорвали наступление фашистов и дали возможность пехоте прорваться вперед. 4 июля 1944 года Полоцк был освобожден от фашистов. На рубеже реки Неман гитлеровцы оказали упорное сопротивление. Бронепоезда базировались на станции Пагегяй, часто отбивая одну воздушную атаку за другой.

Используя успехи в Белоруссии, войска 2-го Прибалтийского фронта под командованием генерала армии А. И. Еременко наступали на Резекне и Ригу. 13 октября, освободив Ригу от фашистов, войска фронта повели широкое наступление по территории Латвии. 21 октября 1944 года 1-я, 3-я ударные, 22-я и 10-я гвардейские армии вышли к Тукумскому оборонительному рубежу. Здесь, в Курляндии, между Тукумсом и Либавой, к берегу Балтийского моря были прижаты 38 окруженных немецких дивизий, отрезанных от группы армий «Север». Бои на Тукумском рубеже носили ожесточенный характер и продолжались до мая 1945 года.

Зимой 1944 года, когда линия фронта под Тукумсом стабилизировалась, в состав армий 2-го Прибалтийского фронта были переброшены бронепоезда 56, 57 и 62-го отдельных дивизионов. Им предстояло взаимодействовать на участках Латвийской железной дороги. Команды этих дивизионов имели опыт совместных боевых действий на Псковской земле. В октябре 1943 года на участке Дубовая Грива — Опухлики (севернее Невеля) они поддерживали наступление частей 185-й Панкратовской стрелковой дивизии. Командиром объединенной группы бронепоездов был командир 62-го ОДБП подполковник И. З. Алхазашвили.

20 декабря 1944 года 56-й и 62-й отдельные дивизионы (командиры — майоры В. А. Швец и В. П. Мерзлов) прибыли с Калининской железной дороги в распоряжение командующего бронетанковыми войсками 1-й ударной армии полковника Овсянникова. Они были направлены для действия на участках Дубулти — Ассары (56-й ОДБП) и Ливберзе — Апшупе (62-й ОДБП). 57-й отдельный дивизион (командир — капитан С. А. Зинаков), действуя в составе 22-й армии, сражался на участке Добеле — Гардене.


Майор В. П. Мерзлов, командир 62-го особого Новосокольнического дивизиона бронепоездов.


Пожелтевшие документы Центрального архива Министерства обороны СССР свидетельствуют: «За период с 21 декабря 1944 года по 23 марта 1945 года 57-й ОДБП вел активные боевые действия на участке Добеле — Гардене — Берзупе в районе Салдуса). Бронепоезд № 686 был передан в состав 10-й гвардейской армии и поддерживал части 19-го гвардейского стрелкового корпуса, ведя налеты с участков Глуда — Апгулде — Бене — Ауце. Совершено 68 огневых налетов из артиллерийских орудий и 20 залпов реактивных установок М-13. Уничтожено 48 огневых точек, 10 минометных батарей, 12 дзотов и блиндажей, два наблюдательных пункта, один паровоз, 16 бронетранспортеров и автомашин, до 600 солдат и офицеров противника».[29]

«В период боев в составе 1-й ударной армии 62-й дивизион бронепоездов уничтожил 16 минометов и пулеметов, 6 блиндажей, 4 артиллерийские батареи, 9 орудий, 210 гитлеровцев, подавлено 5 минометов, 29 пулеметных точек».[30]

В историческом формуляре 56-го отдельного дивизиона сказано: «На участке Слампе — Тукумс огнем орудий бронепоездов № 750 и 759 были уничтожены 6 пулеметных точек, 5 минометных батарей, более 100 гитлеровцев».[31]

О тяжелых испытаниях, выпавших на долю личного состава 62-го особого Новосокольнического дивизиона бронепоездов, в боях при освобождении Прибалтики рассказывают и отрывки из дневника командира дивизиона майора В. П. Мерзлова:

«16 декабря. По приказу командующего бронетанковыми войсками 1-й ударной армии полковника Овсянникова остановились в Либверзе. У станции Апшупе взорван мост, изуродовано более 230 плетей рельсов. Впереди изнурительный труд восстановителей. Овсянников не без шутки сказал мне:

— Любите кататься, любите и кирками работать.

23 декабря. Фашисты открыли огонь по наступающим частям 98-й стрелковой дивизии.

— Товарищ майор, — слышу голос телефониста младшего сержанта И. А. Костюкова, — вас к проводу командующий артиллерией 112-го корпуса полковник Цешковский.

— Ну, Мерзлов, дай фрицам жару своими «катюшами»! — распорядился он.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945"

Книги похожие на "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Ефимьев

Александр Ефимьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Ефимьев - Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945"

Отзывы читателей о книге "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.