» » » » Александр Ефимьев - Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945


Авторские права

Александр Ефимьев - Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Ефимьев - Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Транспорт, год 1992. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Ефимьев - Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945
Рейтинг:
Название:
Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945
Издательство:
Транспорт
Год:
1992
ISBN:
5–277–01631–7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945"

Описание и краткое содержание "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена тесному сотрудничеству воинов Красной, Армии и советских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. Рассказано о строительстве броневых поездов на прифронтовых железнодорожных узлах, в цехах заводов Наркомата путей сообщения. Приводятся многочисленные примеры мужества и героизма добровольцев-железнодорожников, сражавшихся на бронепоездах в дни обороны Ленинграда, Одессы, Киева, Севастополя, в битвах под Москвой, Сталинградом, при освобождении стран Восточной Европы.






8 мая войска Ленинградского фронта освободили 800 населенных пунктов. Ночью в Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Как только это известие было получено на фронте, небо Курляндии озарилось тысячами ракет, трассирующими пулями…

А на следующее утро по бесконечным дорогам Курляндии, среди лесов и болот потянулись бесконечные вереницы оборванных, заросших, хмурых немецких солдат. Бросив оружие, они брели, шеренга за шеренгой. Курляндской группировки врага больше не существовало.

За рубежом

В конце августа 1944 года бронепоезд № 659 «Козьма Минин» следовал из Ковеля в сторону советско-польской границы. Волынская земля недавно была освобождена, и по обе стороны железнодорожного полотна виднелись следы пожарищ, разбитые строения. Равномерный перестук колес на стыках рельсов неожиданно был прерван голосом командира 31-го особого дивизиона майора В. М. Морозова:

— Бронепоезд, стоп!

И после того как, взвизгнув тормозами, поезд остановился, голос командира вновь разнесся по бронеплощадкам:

— Экипажу построиться вдоль состава!

На обочине железнодорожного полотна стоял полосатый пограничный столб с прикрепленной сверху табличкой «СССР». Все сразу поняли, почему остановился «Козьма Минин».

— Вот она, наша государственная граница, — сказал замполит дивизиона майор А. С. Потехин, указывая на пограничный столб. — Выстояли, отстояли свою родную землю! Теперь пойдем за Буг, за Вислу, чтобы помочь польскому народу.

В действиях бронепоездов с выходом за пределы СССР появились свои особенности и сложности. Прежде всего противник при отступлении теперь стремился полностью разрушить железнодорожное полотно, что на огромной советской территории сделать было просто невозможно. Специальной машиной он выдергивал шпалы, кромсал рельсы. Кроме того, ширина колеи за рубежом была 1487 миллиметров, намного уже нашей. Поэтому полотно приходилось перешивать. Эта работа занимала много времени, бронепоезда не успевали за наступающими частями.

Для ремонта использовались специальные железнодорожные батальоны. Но экипажам бронепоездов, всему составу — от артиллеристов до машинистов — чаще приходилось самим брать инструмент и выходить на полотно, чтобы не ждать.

На участке Ковель — Люблин советские войска пересекли границу 17 июля 1944 года. А бронепоезда смогли прибыть в город по исправленному пути только в августе. Из Люблина в сторону Варшавы один за другим ушло два дивизиона — 31-й и 59-й.

10 сентября 1944 года 59-й дивизион прибыл на позицию в 30 километрах южнее Варшавы в подчинение 175-й стрелковой дивизии с задачей поддерживать наступление этой дивизии и не допустить контратак противника. В бою было уничтожено два орудия, 15 пулеметов и до двухсот гитлеровцев, подавлен огонь двух артиллерийских и двух минометных батарей.

11 сентября 59-й дивизион, поддерживая 175-ю стрелковую дивизию, вел огонь по узлам сопротивления противника на станции Ваверы. Дивизион уничтожил два орудия, шесть повозок, три автомашины, 80 солдат противника. 13 сентября огнем дивизиона уничтожено одно орудие, три пулемета, до 30 солдат противника. Подавлены обнаруженные разведкой огневые точки. Наши части к утру 14 сентября заняли предместье Варшавы — Прагу. 31 октября 1944 года 59-му ОДБП было присвоено наименование «Пражский».

16 января 1945 года дивизион был переподчинен 6-й польской пехотной дивизии. Согласно приказу он поддерживал части этой дивизии при форсировании реки Висла и штурме Варшавы. В ходе боев было уничтожено два пулемета, подавлено четыре.

После взятия Варшавы 59-й дивизион долгое время находился в резерве 1-го Белорусского фронта.

В боях за освобождение пригорода Варшавы — Праги также принимал участие 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов. В боях за Прагу он совершил 73 артиллерийско-минометных налета. В журнале боевых действий остались скупые строки: «Подавлено и уничтожено 12 артиллерийских и минометных батарей, 6 отдельных орудий, 12 пулеметов». За овладение Прагой 30 октября 1944 года дивизион был награжден орденом Александра Невского.

Противник был отброшен за Вислу, и только севернее Варшавы ему удалось зацепиться за небольшой плацдарм. Там действовали 234-я и 6-я польская стрелковые дивизии. В помощь им перебросили оба бронепоезда 31-го дивизиона — № 702 «Илью Муромца» и № 659 «Козьму Минина». Бои шли жестокие. Враг, вводя в дело свежие силы, боролся за каждый метр территории. И постоянно контратаковал. Так, 13 октября было отбито семь атак. В их отражении пригодилась помощь бронепоездов, особенно огонь их реактивных установок — «катюш». К Висле удалось выйти только 15 января 1945 года. Наша пехота по льду, по глубокому снегу стала переправляться на левый берег. Тут вновь неоценимую помощь оказали бронепоезда. Бронепоездная артиллерия и «катюши», на первый взгляд, легко уничтожали огневые точки противника на левом берегу. На самом деле сказывалось мастерство артиллеристов.

Огневые удары севернее Варшавы советских бронепоездов, оснащенных «катюшами», сыграли важную роль в освобождении столицы Польши. 17 января советские войска вступили в город. 31-му ОДБП присвоили почетное наименование «Варшавский».

Замполит дивизиона майор А. С. Потехин вспоминает о благодарственном письме жителей города Воломин:

— Мы храним его как дорогую реликвию. С населением Польши у нас сразу установились самые добрые и братские отношения. Поляки часто помогали восстанавливать мосты и дороги. Мы тоже, чем могли, поддерживали их. Подружились наши воины и с жителями Воломина.

Когда выяснилось, что вагоны с хлебом, безвозмездно отпущенным Советским правительством Польше, застряли на станции Брест, так как не было паровозов, командование дивизиона выделило полякам «черный» паровоз. И уже на следующий день первые десять вагонов с хлебом были доставлены на станцию Воломин. Мешки с мукой прямо из вагонов грузили на машины. Шоферы дивизиона развозили их по городу.

В день Красной Армии благодарные жители Воломина вручили нам бронзового льва с надписью: «Панцирным львам — на память». Они передали и письмо, в котором было сказано: «Командованию специальной бронированной группы ордена Александра Невского. Жители города Воломин в памятный день праздника Красной Армии выражают сердечную и глубокую благодарность за проведение победоносных освободительных боев за Прагу под Варшавой, Яблонна-Легионово, а также Воломин. Слава богатырям за кровь, пролитую во имя свободы!»

Советские войска стремительно продвигались на запад. Миновали черно-белый столб на польско-германской границе.

Вот и город Франкфурт-на-Одере. Но здесь дивизиону пришлось остановиться. Мост через реку Одер оказался взорванным. К тому же в тылу осталось много недобитых гитлеровских групп. Для поддержки тыловых соединений в борьбе с ними 31-й дивизион бронепоездов расположился перед Франкфуртом на станции Лейхольц. Здесь его застал День Победы.

В ходе войны 31-й ОДБП подавил 42 артиллерийские и минометные батареи, сбил 14 самолетов, уничтожил 14 дотов, 94 пулеметных точки, эшелон и склад с боеприпасами и один бронепоезд.

В телеграмме штаба 4-го Украинского фронта от 11 февраля 1945 года указывалось:

«Командиру 8-го отдельного дивизиона бронепоездов майору Б. Я. Рогачевскому.

Военный совет фронта поздравляет весь личный состав дивизиона с присвоением наименования «Ясловский». Желаем дальнейших боевых успехов в деле полного разгрома немецко-фашистских захватчиков!

Командующий войсками 4-го Украинского фронта, генерал армии И. Е. Петров…».

Город Ясло расположен на юге Польши. Находится он в низине, в окружении высот. Бои шли за овладение высотами, с которых город хорошо просматривался.

Вспоминает командир бронепоезда № 724 А. И. Тилюпа:

— Наступления на Ясло мы все ждали, чувствовали, что оно вот-вот начнется. Примерно за 12 часов до его начала командир отделения разведки сержант Левченко доложил мне, что нашими патрулями задержана группа людей. Они настойчиво добиваются, чтобы их пропустили в Ясло. Пришлось мне повести с ними переговоры. Оказалось, что люди давно покинули город и находились где-то в отдаленной деревне, теперь считают, что наступил подходящий момент для возвращения назад. Они уверяли, что завтра Красная Армия перейдет в наступление, что они хотят вернуться в свои дома в городе. «А откуда вы знаете, — спрашиваю их, — что именно завтра мы перейдем в наступление?» Они ничего толком не ответили, однако были убеждены, что именно завтра мы перейдем в наступление. Мы сами этого не знали. Но наши собеседники оказались правы. Через два часа к нам поступила директива — завтра в наступление.


Подполковник А. И. Тилюпа, командир бронепоезда № 724 8-го отдельного дивизиона бронепоездов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945"

Книги похожие на "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Ефимьев

Александр Ефимьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Ефимьев - Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945"

Отзывы читателей о книге "Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.