» » » » Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города


Авторские права

Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города

Здесь можно скачать бесплатно "Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Астрель, Олимп, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города
Рейтинг:
Название:
Москвичи и москвички. Истории старого города
Издательство:
Астрель, Олимп
Год:
2009
ISBN:
978-5-271-23796-6, 978-5-7390-2340-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Москвичи и москвички. Истории старого города"

Описание и краткое содержание "Москвичи и москвички. Истории старого города" читать бесплатно онлайн.



Новая книга известного москвоведа Т. З. Бирюковой открывает перед читателем яркую панораму столичной жизни былых времен, живые и яркие образы московских жителей, знаменитых и давно позабытых, которые радовались и горевали, трудились и праздновали, рождались и умирали в Москве. Книга охватывает период с XVI до начала XX века. В ней использованы уникальные архивные материалы, в том числе и иллюстративные, благодаря которым удалось воссоздать историю повседневной жизни горожан, чьи образы оживают на страницах книги и помогают читателю погрузиться в атмосферу старой Москвы. Особый интерес представляют главы, посвященные москвичкам, их положению в обществе и семье, в том числе и женщинам, вынужденным стать проститутками.






После Ляхолетья для постройки лютеранской кирки отвели землю на Моховой улице, где позднее было определено место для университета. Но о ее судьбе ничего не известно.

В 1616 году бывшие в Москве лютеранские церкви разделились на Старую и Новую. Москвичи их называли ропатами и молитвенными избами.

Первый Романов-царь (Михаил Федорович) в 1629 году пожаловал землю для построения церкви реформатам за Земляным валом, где в 1639 году была построена первая реформатская деревянная кирка, а в 1684 — уже каменная. Через одиннадцать лет там на Большой Немецкой улице, напротив старого Сената, по ходатайству Франца Лефорта была сооружена обширнейшая каменная церковь со школой. А лютеранам в том же районе за Земляным городом в 1635 году была отведена слобода, впоследствии названная Новою Иноземскою. Новою она именовалась потому, что в Москве ранее находились еще две иноземские слободы: одна — за Яузскими воротами, а другая — у Крымского двора за Москва-рекой (Наливки).

Царским указом 2 марта 1642 года было велено «сломать немецкие ропаты в Китае, Белом и Земляном городах». После этого лютеранская община выпросила себе в 1643 году дозволение у Земского приказа поставить свою кирку за городом на «садовом месте Никиты Зюзина» вблизи православной церкви Св. Николая, что в Кобыльском, в 20 саженях от Земляного вала и рва. Община объясняла, что там исстари была «у попа их на дворе поставлена изба с комнатою, где они вместе с докторами по праздникам и воскресным дням для богомолья и Евангельского чтения сходились».

На этой земле, длиною в 30 и шириною в 30 сажен, и была сооружена деревянная кирка с колокольней, над которой были поставлены четырехконечные кресты. На современной карте Москвы это место из-за архитектурных перестроек обнаружить невозможно. Отмечу лишь, что обозначенный район находился у Садового кольца чуть севернее Курского вокзала.

13 июня 1643 года лютеране получили от русского царя «Данную» на это место и разрешение собираться в будущем в свой молитвенный дом иностранцам всех сословий, переводчикам Посольского приказа, золотых и серебряных дел мастерам и немецким купцам в Москве. Кирха была названа Михайловскою в честь Св. Михаила Архангела. Возможно, так прихожане хотели изъявить царю Михаилу Федоровичу признательность и благодарность. «Данная» была утверждена государем в день его ангела — Святого Михаила Малеина. После постройки лютеранской Михайловской кирки за нее ходатайствовал доктор Иван Белов, который 4 мая 1645 года подал челобитную царю о дозволении иноземцам сходиться здесь на молитву.

Через три года после сооружения немецкой церкви произошел досадный случай.

Юный царь Алексей Михайлович, вступивший на престол после кончины родителя, как-то проезжал мимо этой кирки. По ошибке, как бывает в молодости, он принял ее за православную. Снял по русскому обычаю перед нею шапку и перекрестился у всех на виду. Духовник царя, заметив это, спешным порядком разъяснил «конфуз». И тогда раздосадованный молодой царь велел перевести «провинившуюся» кирку подальше за город, за речку Кокуй (Кукуй). На то место, где она впоследствии долго и находилась. К тому же Алексей Михайлович решил еще дальше переместить иноверческие церкви от центральной части столицы. Было запрещено ставить над ними кресты и строить при них колокольни.

Новая Иноземская (или Немецкая) слобода отстроилась, по большей своей части, в 1652 году. Видимо, по отношению русских к немецкому говору (слово «gucke» — «смотри» — здесь часто употреблялось), стала именоваться «Кукуем». Это название и выражение «Ступай на Кукуй!» использовались как бранные и были оскорбительными для слободчан.

В Немецкую слободу впоследствии была переведена основанная пастором Глюком (Гликом) на Покровке школа — «Первоначальная гимназия».

Численный перевес жителей в этой московской слободе постоянно был на стороне немцев. Другие же иностранцы для удобства взаимных отношений должны были изучать и использовать немецкую речь. По вероисповеданию здесь были почти одни протестанты. К Яузе за Покровские ворота были выселены те, кто не принимал православной веры, а в самом городе остались проживать некоторые врачи и наиболее крупные негоцианты.

Так сложилось, что кирки в Немецкой слободе строились на участках, отведенных пасторам, которых было трое: два лютеранских и один реформатский. Туда, где поселился старший из них, пастор Валтасар Фадемрехт, была перенесена его так называемая «старая» лютеранская кирка. На участке пастора Иоакима (Ивана) Якоби была вторая лютеранская кирка. На земле голландского пастора Кравинкеля — реформатская церковь.

По официальным данным, в 1666 году в слободе числилось 204 дома, из которых две трети принадлежали военным чинам.

Между переехавшими в эту местность «старыми» немцами, потомками тех, что жили в Москве при Иване Грозном, и «новыми», вызванными отцом Петра I и им самим для развития военного дела в России, бывали частые распри. «Старые» считались невежественными, ленивыми и глупыми. А вторые были, в большей своей массе, военными, учеными, мастеровыми. Это соперничество, к сожалению, не способствовало добрососедству среди самих же немцев, объединенных общими национальными традициями, религией и оторванностью от родины.

Значительное место в истории создания московских кирок занял Николай Бауман. Не следует его путать с ветеринаром-революционером начала XX века Николаем Эрнестовичем Бауманом, памятник которому стоит в сквере рядом с православным Елоховским собором. Имя Н. Э. Баумана носят: главная улица близлежащего района, станция метро, институт и некоторые другие московские объекты. Этот мятежный агитатор прославился тем, что очень эмоционально выступал на политических собраниях. За ним не было никакого конкретного полезного для народа дела. Но в историю вошло поразившее всех москвичей грандиозное шествие во время похорон молодого агитатора. Многотысячная процессия следовала в течение нескольких часов из Немецкой слободы в диаметрально противоположный конец города — на Ваганьковское кладбище. Она была хорошо организована и явилась опытом для революционной борьбы большевиков.

О другом Николае Баумане, достойном памяти москвичей-немцев и жителей современной местности Немецкой слободы, стоит рассказать особо.


Николай Бауман служил России

В 1657 году князь Даниил Мышецкий встретил в Копенгагене иноземного полковника Николая Баумана, которого пригласил на русскую службу.

В свою очередь Бауман предложил знакомому Ивану Дитрику Фокероту (родом из Мюльгаузена в Тюрингии) ехать вместе с ним в столицу России и занять место одного умершего там пастора.

На денежные средства Баумана в феврале 1658 года товарищи прибыли в Москву.

Фокерот поступил пастором в одну из немецких церквей. Приехавшие с Бауманом офицеры были приняты в Посольском приказе очень любезно. К тому же их щедро наградили за желание посвятить себя службе России.

Вступив в русскую армию, Николай Бауман достойно отличился при осаде Конотопа (апрель-июнь 1659 года) и за то, что там «с неприятели татары и черкасы бился, не щадя головы своея», был произведен в генерал-поручики.

По своем возвращении в Москву в 1660 году Бауман часто посещал другую немецкую церковь — Валтасара Фадемрехта. А чуть позднее он проявлял активность по восстановлению пришедшей в ветхость кирки пастора Якоби. Делал это он для своих подчиненных офицеров-немцев, которых немало вернулось с войны в столицу России. Бауман прочил Фокерота в пасторы кирки Якоби.

В начале осени 1660 года иноземцы-военные стали просить русского государя об обновлении своей кирки. После Якоби с новыми владельцами земельного участка, где стояла ветхая кирка, было судебное разбирательство. 12 ноября того же года было присуждено отдать двор с богомольной хороминой прихожанам и их новому пастору Фокероту, а на владение выдать им «Данную».

Устранив возникшие препятствия, члены общины выстроили свою церковь заново. Здесь главным вкладчиком, потратившим значительные свои средства, был Николай Бауман. Часть издержек покрыли пожертвования прихожан, собранные по церковной «сборной книге».

Богослужения в новой церкви проводил Фокерот. По преобладанию среди прихожан военных из высших чинов церковь стали называть «офицерскою».

Судя по записям учителя и сподвижника Петра I — Патрика Гордона, в 1660–1662 годах в Россию прибыло очень много иноземных военных со своими семьями. Потому значительно увеличился приход «Офицерской» кирки. Ее пастору стало очень трудно справляться со своими обязанностями.

Случилось так, что Бауман со временем охладел к Фокероту. Ему нравился учитель из немецкой школы в Иноземной слободе, Иван Грегори. Именно его Бауман захотел видеть пастором в приходе военных. Между прочим, в Россию был приглашен через Грегори его отчим Блюментрост в качестве доктора к самому государю.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Москвичи и москвички. Истории старого города"

Книги похожие на "Москвичи и москвички. Истории старого города" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Бирюкова

Татьяна Бирюкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города"

Отзывы читателей о книге "Москвичи и москвички. Истории старого города", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.