Авторские права

Р. Мардалиев - Правоведение

Здесь можно купить и скачать "Р. Мардалиев - Правоведение" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Издательство «Питер»046ebc0b-b024-102a-94d5-07de47c81719, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Р. Мардалиев - Правоведение
Рейтинг:
Название:
Правоведение
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-49807-835-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Правоведение"

Описание и краткое содержание "Правоведение" читать бесплатно онлайн.



Материал приведен в соответствие с учебной программой курса «Правоведение». Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях, сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы. Книга поможет вам успешно сдать экзамен. Пособие рассчитано на студентов юридических факультетов высших учебных заведений.






♦ президентская. Одна из разновидностей современной формы государственного правления, наделяющего главу государства широкими полномочиями и вместе с тем ответственностью за проводимую им политику. В этих государствах Президент не только проводник, но и творец собственной политики. Как правило, он избирается всем населением, поэтому достаточно независим от иных органов государственной власти, например от парламента. Президент – верховный главнокомандующий вооруженными силами как в мирное, так и в военное время.

Выделяют разные модели президентских республик:

● классическая президентская республика. Глава государства совмещает свои обязанности с обязанностями исполнительной ветви власти – правительства. Должность главы правительства чаще всего отсутствует, зато есть должность вице-президента. Примеры: США, страны Латинской Америки и некоторые развивающиеся страны;

● французская модель. Глава государства не входит ни в одну из ветвей власти, а находится над ними. При этом он имеет достаточно широкие полномочия в каждой из них (в исполнительной, законодательной и судебной сферах). В этом случае у правительства есть глава, в той или иной степени независимый от Президента в своей повседневной деятельности. Примеры: Франция, Россия и др. Однако абсолютного сходства в странах этой модели нет;

♦ парламентская – разновидность формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной власти принадлежит парламенту. Избранный населением, он принимает все ключевые стратегические решения в жизни страны, формирует правительство, которое ответственно только перед ним.

Оно может быть составлено только теми политическими силами (партиями), которые имеют большинство в парламенте. Реальная же власть в таких государствах сосредотачивается в исполнительной власти, то есть в правительстве, которое каждодневно управляет страной.

Эта юридическая особенность оказывает влияние и на политическую структуру власти (в таких государствах центральной политической фигурой является вовсе не Президент, а глава правительства). Именно он согласовывает с парламентом и проводит всю внутреннюю и внешнюю политику, а порой является и верховным главнокомандующим вооруженными силами.

Примеры парламентских республик: Германия, Италия, Австрия, Болгария, Венгрия, Индия и многие другие;

♦ смешанная – это республика, сочетающая в себе элементы парламентской и президентской. Иногда их называют парламентско-президентскими или президентско-парламентскими, в зависимости от того, у какого из этих институтов больше веса и полномочий. Данные государства появились лишь в последние десятилетия. Это, как правило, бывшие парламентские республики (а формально они до сих пор таковыми и являются), наделившие своего Президента более широкими полномочиями, чем это принято в подобных государствах. При этом сам принцип ответственного перед парламентом правительства остался неизменным: глава государства не может вмешиваться в формирование правительства, поскольку это делает парламент.

У Президента же появляется больше полномочий в области внешней политики и безопасности, он имеет право голоса в формировании судебных органов, нередко командует вооруженными силами (однако лишь в мирное время, а в военное обязан назначить командующего из профессиональных военных).

В последнее время таких республик становится все больше, и расположены они преимущественно в регионе Центральной и Восточной Европы. Примеры: Финляндия, Польша, Чехия, страны Балтии, Румыния, Молдова, Украина (после конституционной реформы 2005 г.) и др. Украина – единственное из перечисленных государств, которое пришло к этой модели не от парламентской, а от президентской республики.

Форма государственного устройства: понятие и виды

Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его территориями и центральной властью.

Иными словами, это состав государства. По данному критерию судят о том, централизованное ли оно или, наоборот, децентрализованное. Существуют унитарные, федеративные и конфедеративные формы государственного устройства.

Унитарное государство – это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые не обладают признаками государственной независимости и подчиняются центральным органам власти.

Тем не менее степень такой централизации может быть разной. Например, если этими местными административными единицами руководят чиновники, назначаемые из центра, то такое государство является централизованным. К подобным странам относятся Финляндия, Украина, Беларусь, большинство государств Азии и Африки. Если же главы этих территорий избираются на местах (населением напрямую или иным способом, но независимо от центра), то такие государства называются относительно централизованными. Примеры: Франция, Италия, Польша, Литва и др.

В некоторых странах, несмотря на унитаризм, на местах отсутствуют органы государственной власти, а вместо них достаточно самостоятельно работают органы местного самоуправления – муниципалитеты, избираемые жителями этих муниципальных округов. Центр вообще не вмешивается в их деятельность, если только не делегирует им какие-либо свои полномочия. Муниципалитеты же не занимаются вопросами общегосударственного масштаба, ограничиваясь решением проблем местного значения. Это так называемые самоуправляющиеся унитарные государства. К ним относятся Великобритания, Швеция, Венгрия, Чехия, Латвия, Эстония и др.

Однако существует и иной критерий классификации унитарных государств: в зависимости от того, все ли территории подчиняются центру по принципу унитаризма или некоторые из них обладают большей самостоятельностью – автономией. В связи с этим выделяют два вида унитарных государств:

♦ простые, в которых нет никаких автономных единиц, то есть вся территория без исключения централизована. Например, Польша, Венгрия, Чехия, страны Балтии, Беларусь и др.;

♦ сложные, в которых существуют автономии, обладающие гораздо большими правами, чем остальные регионы. У них даже есть признаки государственности, и они имеют право не допускать произвольное вмешательство центра в свои дела. Наличие автономий связано с преобладанием в этих местностях компактно проживающего национального меньшинства либо с исторической или географической обособленностью данного региона. Примеры: Испания (автономны страна Басков, Каталония, Канарские острова), Италия (автономны целых пять областей, включая острова Сицилию и Сардинию), Франция (автономна Корсика), Финляндия (автономны Аландские острова, заселенные шведским населением), Украина (автономен Крым, где большинство составляет неукраинское население), Греция (автономен остров Крит), Дания (автономна Гренландия) и многие другие.

Федерация – добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в единое союзное государство. Тем не менее у территорий (субъектов федерации) остаются весьма существенные полномочия, а главное, они обладают практически всеми признаками государственности: Конституцией, законами, системой управления и самоуправления, гербом, гимном, флагом.

Они не являются лишь субъектами международного права, поэтому не выступают самостоятельно на международной арене, а также не могут принимать решения по вопросам, отнесенным к ведению федерального центра, таким как оборона, безопасность, внешняя политика, финансы и иным, указанным в федеральной Конституции или федеративном договоре. Таким образом, разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами федерации строго определено законом.

Последние образуются по национальному признаку в многонациональном государстве, как это было в СССР, или же по территориальному признаку, как в США. Возможно их одновременное использование, как в Российской Федерации.

Федераций в мире гораздо меньше по количеству, чем унитарных государств. Однако, как правило, эту форму устройства применяют крупные и влиятельные страны. К ним относятся США, Германия, Россия, Бразилия, Индия, Мексика, Япония, Канада, Австралия, Аргентина, Австрия, Швейцария, Объединенные Арабские Эмираты и др.

Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, каждое из которых остается самостоятельным субъектом международного права и, соответственно, членом ООН. В настоящее время классических конфедераций уже нет. Последняя из них, Сенегамбия, состоявшая из Сенегала и Гамбии, распалась в 1988 г.

Ныне существуют и развиваются конфедерации нового типа:

♦ союзы государств (например, Европейский Союз);


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Правоведение"

Книги похожие на "Правоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Р. Мардалиев

Р. Мардалиев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Р. Мардалиев - Правоведение"

Отзывы читателей о книге "Правоведение", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.