» » » » Николай Остроумов - От летчика-истребителя до генерала авиации. В годы войны и в мирное время. 1936–1979


Авторские права

Николай Остроумов - От летчика-истребителя до генерала авиации. В годы войны и в мирное время. 1936–1979

Здесь можно купить и скачать "Николай Остроумов - От летчика-истребителя до генерала авиации. В годы войны и в мирное время. 1936–1979" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Центрполиграф»a8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Остроумов - От летчика-истребителя до генерала авиации. В годы войны и в мирное время. 1936–1979
Рейтинг:
Название:
От летчика-истребителя до генерала авиации. В годы войны и в мирное время. 1936–1979
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-227-01967-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "От летчика-истребителя до генерала авиации. В годы войны и в мирное время. 1936–1979"

Описание и краткое содержание "От летчика-истребителя до генерала авиации. В годы войны и в мирное время. 1936–1979" читать бесплатно онлайн.



Генерал-лейтенант Николай Николаевич Остроумов прошел долгий служебный путь. Во время Великой Отечественной войны он непосредственно участвовал в разработке воздушного обеспечения ключевых операций (Корсунь-Шевченковской, Белорусской, Ясско-Кишиневской, Берлинской и других). После войны, уже в генеральском звании, автор занимал высшие руководящие должности в советской военной авиации. Генерал-лейтенант Н. Н. Остроумов – один из творцов могущества советских ВВС. Он не только практик, опытный оперативный работник, но и ученый, проанализировавший и обобщивший богатейший опыт боевого применения советской авиации.






Командирам полков были поставлены задачи поиска объектов – кавалерии противника (соответствующие полотнища на полевых дорогах). Боевая стрельба на полигонах разрешалась, если они будут найдены и получено разрешение на боевое применение. Целый день шла практическая проверка боеспособности командиров полков. С привлечением авиаспециалистов мною был подготовлен материал разбора проведенного учения. Утром доложил его командующему. Он положительно оценил сделанное и сказал: «Доклад будете делать вы, а я сделаю заключение». И дал указания о дальнейшей работе командиров.

Командующий поблагодарил всех участников мероприятия и сказал: «Можете вылетать в Читу на Ли-2, а я с Остроумовым полечу на самолете Як-7у». В полете командующий неоднократно по СПУ спрашивал меня, где находимся. Я передавал название пунктов, которые пролетали. На подступах к Чите он предложил мне взять управление на себя. Я ответил, что не подготовлен к этому. В штабе он поблагодарил меня за работу. «Правильно, что не взял управление самолета на себя, не имея для этого подготовки».

Через несколько дней он вызвал меня и сказал: «Я хочу просить Военный совет фронта назначить вас начальником отдела боевой подготовки штаба 12-й Воздушной армии. Как вы на это смотрите? Я знаю, что вы летчик, успешно справлялись с ролью командира и начальника штаба 56-го иап. Я уже несколько раз видел вас в работе. Особенно доволен вашей оперативностью при выполнении моих заданий в последний раз в МНР». Я ответил командующему: «Признателен за оказываемое мне доверие, но я теперь оператор. Хотя и много занимался боевой подготовкой в авиаполку, но теперь ведь целая армия. Вы хотите доверить мне один из самых ответственных участков работы нашей армии, особенно в условиях войны, и, если Военный совет Забайкальского фронта поддержит ваше предложение, я сделаю все, чтобы оправдать ваше и Военного совета доверие».

На заседании Военного совета ко мне вопросов не было. Приняв положительное решение, Военный совет поручил командующему 12-й ВА поставить в известность командование ВВС КА.

Зная дислокацию и боевой состав авиачастей армии, я начал с того, что послал шифротелеграмму в соединения и части, в которой предлагал в конце каждого месяца сообщать в штаб армии о выполнении запланированных задач согласно курсу учебно-летной подготовки (КУЛП). Я ежемесячно анализировал ход боевой подготовки. В результате анализа обращал внимание на необходимость продвижения по подготовке экипажей к полетам в простых, сложных метеоусловиях дня и ночи. Ежемесячный анализ и сравнение с предыдущим месяцем давали картину продвижения части на пути совершенствования. Результаты анализа отправлялись в части и соединения. Это заставляло командование частей также анализировать ход боевой подготовки и принимать меры к повышению ее эффективности. Анализ предпосылок к летным происшествиям в масштабе армии и доведение его результата до всех частей позволили повысить чувство ответственности за безаварийную летную подготовку. Велось последовательное посещение авиачастей инспекторами отдела с конкретной задачей – проверить качество предварительной и предполетной подготовки частей. Проводился анализ качества наземной подготовки, доведение этого анализа с изложением конкретных примеров неудовлетворительного содержания занятий и популяризация положительных примеров, доведение их до частей, что позволило поднять качество наземной подготовки.

Обсудив в отделе целесообразность введения в армии летных паспортов каждого экипажа, в которых за подписью командующего армией утверждалась квалификация экипажа к полетам в определенных условиях (днем, ночью, в простых, сложных метеоусловиях). Командующий армией одобрил это нововведение и приказал тылу армии изготовить бланки.

Отдел также провел большую работу по подготовке и направлению на фронт боеготовых экипажей бомбардировочной, штурмовой, истребительной и разведывательной авиации. Выполнение этой работы было тесно связано с Главным управлением формирования, комплектования и боевой подготовки ВВС КА. Для этого были расширены возможности имевшихся запасных полков истребительной и бомбардировочной авиации, их работа была под постоянным контролем отдела боевой подготовки. Была организована работа запасных полков в две, а иногда и в три смены, расширен состав запасных аэродромов этих полков.

Одновременно штатные полки 12-й воздушной армии в полном составе отправлялись на фронт, вместо них на оставленных аэродромах, укомплектованные присланным молодым составом, готовились новые полки. Всего для фронта было подготовлено и отправлено порядка 2500 человек летного состава, за что 12-я ВА была отмечена правительством. В числе награжденных орденом Красной Звезды был и я.

Приезжавшая группа инспекторов из Главного управления формирования, комплектования, боевой подготовки ВВС КА во главе с генерал-полковником авиации А. В. Никитиным осталась довольна проделанной в армии работой. Я обратился к Никитину с личной просьбой: направить меня на фронт. Война шла уже два с половиной года, и без опыта войны вряд ли можно было успешно решать задачи в тылу. А. В. Никитин сказал, что он будет иметь в виду мою просьбу. В конце декабря 1943 года пришло распоряжение направить меня в штаб ВВС КА.

По моем прибытии в Москву А. В. Никитин сказал, что он согласовал вопрос о направлении меня в штаб одной из воздушных армий фронта, где были вакантные места моего уровня. В штабе 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта был необходим заместитель начальника оперативного отдела. На следующий день в Александрию летел Ли-2. Там находится второй эшелон штаба 5-й ВА. Поблагодарив за заботу, я на следующее утро был на аэродроме. В Александрии начальник штаба 5-й ВА генерал-лейтенант авиации Н. Г. Селезнев ознакомил меня с обстановкой, сказал, что я буду работать на ВПУ штаба, где постоянно находится командующий 5-й ВА.

5-я воздушная армия 2-го Украинского фронта

Встретил меня на посадочной площадке начальник оперативного отдела штаба подполковник Степан Наумович Гречко. Он и я были рады, что судьбы наши опять переплелись. Разместившись в отведенной хате, я получил полную информацию о проводимой работе и моих обязанностях.

Затем С. Н. Гречко я был представлен командующему 5-й ВА генерал-лейтенанту авиации С. К. Горюнову. Последний задал несколько вопросов о 12-й воздушной армии, высказал сожаление, что такого боевого генерала, как Т. Ф. Куцевалов, отправили в тыл. Затем сказал: «Степан Наумович поможет вам войти в строй. Надеюсь, что вы будете ему хорошим помощником». Выполнение основных обязанностей требовалось совмещать с не менее ответственным дежурством на ВПУ, иначе говоря – на командном пункте командующего. Это дежурство выполняли Степан Наумович и я. В мои обязанности входило ежедневно к 18.00 докладывать генералу Горюнову последние данные об обстановке на фронте и подводить короткие итоги боевых действий соединений за прошедшие день или ночь. После этого я докладывал полученные распоряжения из штаба фронта и подготовленные предложения о задачах авиасоединениям на последующее время, исходя из плана воздушной армии на операцию и запросов из войск на авиационную поддержку.

Для этого требовалось во время дежурства непрерывно собирать данные, следить за текущей обстановкой, вникать в ход обстановки, все досконально помнить и знать. В первое время я, подготовив все необходимое за дежурство, докладывал своему начальнику, а впоследствии по его поручению докладывал непосредственно командующему. Последний, после изучения материала, докладывал свое решение и задачи армии генералу армии И. С. Коневу. После утверждения последним задач армии на следующий день задачи авиасоединениям передавались Степаном Наумовичем или мною по ВЧ. Одновременно эти задачи передавались во второй эшелон штаба ВА для контроля их получения и выполнения. Во время дежурства я готовил донесение о выполнении задач за прошедший день, которое посылалось в штабы фронта и ВВС Красной армии.

В конце декабря 1943 года, после уничтожения Корсунь-шевченковской группировки войск противника, началась подготовка к новой наступательной операции. Непосредственно на ВПУ находились основные начальники отделов и служб. Получив указания от командующего воздушной армией, они приняли участие по своей специальности в разработке плана и организации обеспечения нового авиационного наступления.

Основную роль в разработке плана играл начальник оперативного отдела, все остальные готовили необходимые данные. Особое значение имело согласование действий 5-й воздушной армии со взаимодействующим штабом 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта. План авиационного наступления подписывал начальник штаба и командующий 5-й воздушной армией. Командующий 2-м Украинским фронтом требовал, чтобы план представлял собой графический документ. Именно в таком виде он был представлен на утверждение генералу армии И. С. Коневу.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "От летчика-истребителя до генерала авиации. В годы войны и в мирное время. 1936–1979"

Книги похожие на "От летчика-истребителя до генерала авиации. В годы войны и в мирное время. 1936–1979" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Остроумов

Николай Остроумов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Остроумов - От летчика-истребителя до генерала авиации. В годы войны и в мирное время. 1936–1979"

Отзывы читателей о книге "От летчика-истребителя до генерала авиации. В годы войны и в мирное время. 1936–1979", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.