» » » » Николай Остроумов - От летчика-истребителя до генерала авиации. В годы войны и в мирное время. 1936–1979


Авторские права

Николай Остроумов - От летчика-истребителя до генерала авиации. В годы войны и в мирное время. 1936–1979

Здесь можно купить и скачать "Николай Остроумов - От летчика-истребителя до генерала авиации. В годы войны и в мирное время. 1936–1979" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Центрполиграф»a8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Остроумов - От летчика-истребителя до генерала авиации. В годы войны и в мирное время. 1936–1979
Рейтинг:
Название:
От летчика-истребителя до генерала авиации. В годы войны и в мирное время. 1936–1979
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-227-01967-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "От летчика-истребителя до генерала авиации. В годы войны и в мирное время. 1936–1979"

Описание и краткое содержание "От летчика-истребителя до генерала авиации. В годы войны и в мирное время. 1936–1979" читать бесплатно онлайн.



Генерал-лейтенант Николай Николаевич Остроумов прошел долгий служебный путь. Во время Великой Отечественной войны он непосредственно участвовал в разработке воздушного обеспечения ключевых операций (Корсунь-Шевченковской, Белорусской, Ясско-Кишиневской, Берлинской и других). После войны, уже в генеральском звании, автор занимал высшие руководящие должности в советской военной авиации. Генерал-лейтенант Н. Н. Остроумов – один из творцов могущества советских ВВС. Он не только практик, опытный оперативный работник, но и ученый, проанализировавший и обобщивший богатейший опыт боевого применения советской авиации.






Когда, например, в районе Орехи – Выдрица противник оказал наступавшим частям упорное сопротивление, офицеры связи, располагавшиеся в танках, навели на него группы штурмовиков, возглавляемые капитанами Афониным, Святошенко и майором Гавраевым. Штурмовики нанесли точные удары по артиллерийским и минометным батареям. Сразу же после них опорный пункт Орехи – Выдрица атаковали танки, и спустя 30 минут он был освобожден.

Для авиационного сопровождения танкистов на поле боя вызывались группы самолетов. При подходе к району боевых действий ведущие групп связывались по радио с командиром корпуса, а затем с офицером наведения той танковой бригады, на поддержку которой они были подняты.

Система запроса пароля в ходе боевых действий полностью себя оправдала, так как бывали случаи, когда противник пытался дезориентировать наших штурмовиков. Так, при подходе к полю боя командир группы майор Кухарев запросил радиостанцию наведения обозначить цель. Земля ответила: «Бейте по северо-западной части рощи». Из овражков были пущены ракеты в сторону наших войск. Это показалось летчику подозрительным: он знал, что в овражках засел враг. На запрошенный им пароль никто не ответил. В это время на связь вышла наша радиостанция, и штурмовики нанесли мощный удар по артиллерии, находившейся в районе овражков.

В последующие дни 24–25 июня 1944 года танкисты корпуса совершили стремительный обходной маневр, вышли в тыл оршанской группировки противника и не допускали подхода его резервов к Орше. В дальнейшем они уничтожали войска, отходившие в юго-западном и южном направлениях, что имело большое значение для последующего овладения городом и железнодорожным узлом Орша, превращенными гитлеровцами в мощный оборонительный район на Минском направлении.

В ходе наступления штурмовики самое тесное огневое взаимодействие поддерживали с танкистами. Так, 25 июня наши танки вышли на северную окраину станции Погост, которую обороняла пехотная часть, усиленная пятью самоходными артиллерийскими установками. Вызванная группа штурмовиков нанесла по противнику точный удар, вслед за которым танковая атака закончилась взятием станции Погост.

26 июня 4-я танковая бригада, отрезав пути отхода противнику от Орши на юг и юго-запад, в районах Засекли и Кучино встретила сильный артиллерийский огонь. Туда были направлены 36 штурмовиков. В результате совместных действий враг был разгромлен.

Существенную помощь танкистам оказывали штурмовики при форсировании водных преград. Так, 27 июня из-за сильного артиллерийского и минометного огня приостановилась переправа 26-й танковой бригады через реку Березовку. Офицер связи направил в этот район штурмовиков, которые, по оценке командира танкового корпуса, своими эффективными действиями решили исход боя и обеспечили переправу танков.

Следует отметить исключительно высокую готовность групп штурмовиков к вылету по вызову. Постоянно в положении дежурства на аэродроме находились хорошо подготовленные, слетанные группы. Дежурство несли по графику.

Большое значение в достижении четкого взаимодействия имела обученность летчиков быстрому перенацеливанию в воздухе, особенно тогда, когда назначенный район цели в период полета к нему уже оказывался занятым нашими войсками. Хорошо отработанная система опознавания по радио и ракетам предотвращала возможность нечаянного удара по своим войскам.

Характерен такой пример. 26 июня командир авиакорпуса поставил летчикам задачу подавить артиллерию противника в районе Дятлово, Верховье, Барань и обеспечить переправу танков через реку Адров. Однако за полчаса до подхода нашей авиации танкисты уже переправились и заняли плацдарм в районе боевых действий штурмовиков. Только благодаря отличной радиосвязи все восемь групп по 12–16 самолетов каждая были своевременно перенацелены в район Коханово.

Перенацеливание имело большое значение, когда требовалось сосредоточить удары по вскрытому в ходе боя более важному объекту. Так, 25-я танковая бригада 25 июня в районе села Лисуны встретила сильное артиллерийское противодействие. По решению командира бригады офицеры связи перенацелили штурмовиков на артиллерию противника. Большую помощь летчикам оказал репер, поставленный нашими артиллеристами. После точного и сокрушительного удара с воздуха танки смогли беспрепятственно продвигаться вперед. Таких случаев в ходе боевых действий было много.

Кроме того, авиаторы штурмовали автоколонны противника, не допуская подхода его резерва. В ходе совместных действий с танкистами в их интересах велась непрерывная тактическая авиационная разведка специально подготовленными экипажами, а также каждым летчиком, выполнявшим задания в полосе действий танковых частей.

Основное внимание уделялось разведке на флангах и перед фронтом танковых частей. 26 июня, например, с 19.50 до 20.05 группа Илов, ведомая капитаном Максимовым, обнаружила артиллерию и танки в районе Староселья. Летчики сделали по четыре захода на цели. А переданные ими по радио данные были приняты на КП командира авиакорпуса и в танковых бригадах и позволили вовремя принять новое решение о направлении продвижения частей.

Подготовку аэродромов базирования штурмовиков в непосредственной близости от танковых бригад обеспечивали батальоны аэродромного обслуживания, которые двигались вместе с танкистами. Это было достигнуто благодаря правильной организации взаимодействия с учетом возможных темпов продвижения танковых соединений и четко спланированному аэродромному и тыловому обеспечению.

Поучительные примеры совместных действий авиации и танков в ходе Белорусской операции показывают, какое большое значение для взаимодействия имеет заблаговременная совместная подготовка к предстоящим действиям, как важно авиационным командирам для достижения общего успеха глубоко знать задачи и тактику действий танковых частей, с которыми предстоит взаимодействовать, тщательно отработать задачи по срокам, рубежам и объектам совместных действий, поддерживать в бою непрерывный личный контакт с командирами танковых соединений. Кроме того, стало ясно, сколь высокой должна быть подготовка находящихся в танковых частях офицеров наведения авиации, способных быстро и правильно с помощью технических средств наводить группы самолетов, а в случае необходимости по данным воздушной разведки или в соответствии с характером боя перенацелить их на более важные объекты, чтобы облегчить продвижение танковых частей.

Искусство взаимодействия, рожденное и отшлифованное в ходе Великой Отечественной войны, в наши дни непрерывно совершенствуется. При этом учитываются новая боевая техника и возросшие возможности средств управления. И сейчас, спустя три десятилетия после описанных событий, свято хранятся и преумножаются славные традиции боевой дружбы танкистов и летчиков, их высокая готовность, если понадобится, плечом к плечу громить любого врага нашей великой Родины.

Штурмовики в Ясско-Кишиневской операции. Август 1944 года

Аналогичный вышеописанному пример взаимодействия штурмовиков с наземными войсками мне пришлось наблюдать в период Ясско-Кишиневской наступательной операции летом 1944 года.

Весьма поучительны, на мой взгляд, подготовка и организация боевых действий 3-го гвардейского штурмового авиационного Смоленского корпуса при прорыве обороны противника в Ясско-Кишиневской операции, которая закончилась окружением и сокрушительным разгромом крупнейшей группировки немецко-румынских войск.

До начала операции летный состав корпуса изучил по фотопланшетам и картам крупного масштаба рельеф местности и все оборонительные сооружения, расположенные в полосе прорыва. Ничто не ускользнуло от внимания авиаторов. Траншеи, позиции артиллерийских батарей, дзоты, противотанковые препятствия, резервы – все объекты ударов были изучены досконально. Затем состоялся облет района боевых действий и были приняты зачеты у каждого летчика.

Командиры дивизий, полков, эскадрилий, ведущие групп, офицеры штабов выезжали на передний край для изучения местности и укреплений противника, для определения наиболее выгодных в тактическом отношении подходов к целям. Во время рекогносцировки окончательно отрабатывалась плановая таблица взаимодействия и проводился розыгрыш действий авиации и наземных войск в первый день операции, то есть при прорыве обороны противника.

В ходе розыгрыша, в котором участвовали как общевойсковые, так и авиационные командиры, разбирались не только действия различных родов войск при прорыве, но и уточнялись способы целеуказания артиллерийскими разрывами для штурмовиков, действия танков совместно с пехотой по рубежам. Особое внимание уделялось изучению целей для штурмовиков, от уничтожения которых зависел успех наступления войск, а также сигналы взаимного опознавания штурмовиков, танков и пехоты. Специально предусматривалось усиление действий штурмовиков на участках, где артиллерия сменяла свои огневые позиции.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "От летчика-истребителя до генерала авиации. В годы войны и в мирное время. 1936–1979"

Книги похожие на "От летчика-истребителя до генерала авиации. В годы войны и в мирное время. 1936–1979" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Остроумов

Николай Остроумов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Остроумов - От летчика-истребителя до генерала авиации. В годы войны и в мирное время. 1936–1979"

Отзывы читателей о книге "От летчика-истребителя до генерала авиации. В годы войны и в мирное время. 1936–1979", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.