» » » » Алексей Рогачев - Москва. Великие стройки социализма


Авторские права

Алексей Рогачев - Москва. Великие стройки социализма

Здесь можно купить и скачать "Алексей Рогачев - Москва. Великие стройки социализма" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Литагент «Центрполиграф»a8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Рогачев - Москва. Великие стройки социализма
Рейтинг:
Название:
Москва. Великие стройки социализма
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-227-05106-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Москва. Великие стройки социализма"

Описание и краткое содержание "Москва. Великие стройки социализма" читать бесплатно онлайн.



Из этой книги вы узнаете, как в годы советской власти нелегким и упорным трудом зодчих и строителей формировался неповторимый облик новой Москвы – торжественно-столичный и одновременно приветливый, человечный.

Автор рассказывает о том, как проектировались и как строились в 1930—1970-х годах некоторые замечательные московские здания и архитектурные ансамбли, оказавшие существенное влияние как на облик города и жизнь москвичей, так и на развитие советской архитектуры и строительства.






Присутствовавшие на совещании представители медицинских и педагогических кругов дружно признали проект Севана самым лучшим. Оказалось, что зодчий начал работу над школой еще в 1939 году, вел ее один, без какой-либо помощи. Оценив достоинства работы, но отметив ее эскизный характер, Архитектурный совет предложил выстроить по проекту Г.В. Севана одну экспериментальную школу, по опыту строительства и эксплуатации которой следовало принимать решение о его дальнейшей судьбе.

Совет отметил положительные черты и других проектов. Тамбиев и Вавировский удачно разместили лестничные клетки – в концах коридоров, что обеспечивало легкую ориентацию и сквозное проветривание.

Джус оказался единственным, кто представил проект школы на 1080 ученических мест (напомним, что с 1935 года стандартная вместимость московской школы была принята в 880 мест). Такое решение могло быть полезным в перспективе – для застройки новых районов с молодым населением и большим количеством детей школьного возраста[59].

Наилучшей проработкой всех деталей учебного процесса отличались, естественно, школы двух давно работавших в этой области специалистов – Степановой и Чалдымова.

Характерно для уровня мышления зодчих того времени то, что, уделив много внимания изучению планов и фасадов проектов, Архитектурный совет даже не поинтересовался, какие конструкции и специальные материалы нужны для них, насколько применимы к ним передовые технологии индустриального строительства[60]. А ведь этот аспект имел большое значение для определения дальнейшей судьбы школьного строительства в Москве.

Дав общую оценку представленным проектам и предложениям, Архитектурный совет окончательное решение о лучшем проекте не принял. И дискуссия продолжилась. Пожалуй, впервые с 1935 года московские школы вновь удостоились столь пристального внимания. Свои мнения о том, каким должно быть учебное здание, высказывали педагоги, врачи, методисты, архитекторы, инженеры[61].

Проект школы. Арх. Л.А. Степанова, С.Д. Юсин. 1951 г. Фасад

Но пока шли горячие споры, практическим монополистом в реальном школьном строительстве оставалась Л.А. Степанова. Только вместо четырехэтажных школ теперь по ее новому проекту строились пятиэтажные.

Поначалу к пятиэтажным школам попытались приладить испытанный фасад четырехэтажной, но из-за изменившихся пропорций здания такой подход оказался не самым лучшим решением. Пришлось изобретать новый фасад, чем занялся архитектор С.Д. Юсин.

От прежней, четырехэтажной школы он сохранил общий принцип вертикального членения фасада и портик у входа. К сожалению, исчезло яркое двуцветие, центральная часть оказалась выделенной только картушем над карнизом (да и тот при увеличившейся высоте здания «потерялся»), горизонтальные членения, разработанные для четырехэтажного здания, в пятиэтажном утратили свою пропорциональность. Получилось, что при всех достоинствах плана новой школы по своему внешнему виду она стала шагом к обычным коробочкам, мало выделяющимся из окрестной застройки. Правда, С.Д. Юсин внес в облик этих пятиэтажных школ ясный признак, позволяющий безошибочно их опознать. Речь идет о четырех медальонах с портретами классиков русской литературы – М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, А.М. Горького и В.В. Маяковского, расположенных в простенках пятого этажа.

Фасад фасадом, а целый ряд существенных достоинств планировки позволили новому проекту Степановой – Юсина успешно сокрушить конкурирующие проекты. Большим достижением проекта явилась унификация пролетов перекрытий и возможность применения новейших прогрессивных конструкций. Так основным типом школы для Москвы стали степановские пятиэтажки, которых успели выстроить несколько десятков.

Пожалуй, впервые в истории московского школьного строительства сложилась ситуация, когда практически все новые школьные здания строились по одному проекту! Так, в 1952 году из двадцати семи строившихся во всей Москве школ двадцать шесть возводились по проекту Степановой! Возникла своего рода монополия, которая продержалась три-четыре года.

Как некий курьез можно отметить выполненную в эти годы надстройку одного из старейших городских училищных домов, называвшегося Капцовским – по фамилии купца, финансировавшего строительство. Двухэтажное строение с интересным завершением, имитировавшим крыши средневековых западноевропейских домов, превратилось в четырехэтажную коробку (Леонтьевский переулок, 19/2), на которой как печать времени красуются все те же четыре портретных медальона степановской школы!

Новый проект Л.А. Степановой задал некий стандарт высоты – с тех пор в течение десяти – двенадцати лет все типовые московские школы проектировались в пять этажей.

И хотя это давало существенный экономический эффект, все же признать сложившееся положение удовлетворительным было нельзя. Ведь одинаковые школы стали возникать на совершенно разных участках – тесных и просторных, прямоугольных и сложной конфигурации, ориентированных во все стороны света.

Поэтому в 1952 году с монополией в школьном строительстве решено было покончить. За дело взялся Институт архитектуры общественных и промышленных сооружений Академии архитектуры СССР. Его сотрудники обобщили опыт первых послевоенных лет и подготовили программы (своего рода подробные задания) и положения для проектирования школ на 880 учащихся. В 1952 году их одобрило такое авторитетное учреждение, как Государственный комитет Совета министров СССР по делам строительства. А уж по утвержденным программам в Специальном архитектурно-конструкторском бюро Архитектурно-планировочного управления Мосгорисполкома сразу несколько авторов разработали новые проекты школ для Москвы.

Еще раз была сделана попытка перейти к более вместительному типу школ – трехкомплектных на 1360 учащихся. Москва росла, жилые кварталы застраивались все более высокими зданиями, и в их окружении, конечно, лучше бы смотрелось крупное школьное здание. Такое решение давало определенные преимущества и с точки зрения учебного процесса, при том же уровне затрат предоставляя педагогам и школьникам дополнительные помещения – вплоть до плавательного бассейна, двух буфетов вместо одного и даже специальной лекционной аудитории – почти как в университете![62] К сожалению, это ценное начинание, хотя и нашло поддержку педагогов, реализовано не было. Путевку в жизнь получили более традиционные проекты школ на 880 мест.

Один из них выполнил архитектор Н.М. Вавировский, взяв за основу свою прежнюю разработку, представлявшуюся еще на совещании Архитектурного совета в 1950 году. Его школа так же, как и школа Степановой, пятиэтажная, но ее план отличается редкой компактностью и простотой. На каждом типовом этаже (их всего три – кроме первого и пятого) размещено по семь помещений для занятий (классов и лабораторий), выходящих в просторный коридор-рекреацию. В его торцах расположены лестницы, видные со всех сторон. На первом этаже сосредоточены основные общешкольные помещения, на пятом этаже расположен актовый зал. Так как большая часть классов выходила на главный фасад, то последний нужно было ориентировать на юг. Поэтому проект получил кодовое название Ю-1.

Фасад здания решался в классических традициях. Простенки между окнами двух верхних этажей трактуются как пилястры, поставленные на цоколь, образуемый тремя нижними этажами. Расположенный в середине фасада главный вход выделен портиком из четырех полуколонн. На проектных чертежах фасад очень красив, однако, осуществленный в натуре (например, Олимпийский проспект, 11), он не столь привлекателен и проигрывает фасаду школ Степановой, который более прост, а потому и более пригоден для массовой реализации.

Возможно, в связи с этим архитекторы В.С. Андреев и К.Д. Кислова разработали другой, более простой (говоря откровенно, более скучный) фасад для Ю-1 (увидеть этот другой фасад в натуре можно, например, на Измайловском проспекте, 53). И проект Ю-1 пошел по Москве «един в двух лицах». Кроме того, иногда школе «приделывали» и вовсе не предусмотренные проектом фасады, так что узнать ее «по лицу» просто невозможно.

Проект школы С-1. Арх. Г.В. Вязьмин. 1952 г. Фасад

Если имелся Ю-1, то вполне логично было ожидать и появления С-1, то есть проекта школы с классными помещениями, выходящими во двор. В этом случае главный фасад ориентировался на север. Проект под кодовым наименованием С-1 выполнил все в том же САКБ архитектор Г.В. Вязьмин. План школы оставляет странное впечатление: учебные помещения ориентированы на все четыре стороны света: четыре класса на каждом этаже смотрят на юг, по одному – на запад и на восток, а самое большое помещение – лаборатория (физическая, химическая или биологическая) выходит на север. Как ни поворачивай такую школу, по крайней мере одно помещение останется без полноценной инсоляции. Зато в остальном проект был хорош. На каждом этаже имелось два рекреационных зала площадью по 60 квадратных метров, со своим входом с лестничной клетки. В каждый зал открывались двери трех классов. Благодаря этому на переменах ребятам разных возрастов предоставлялись отдельные рекреации. Размещение вспомогательных помещений отличалось логичностью и четкостью[63].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Москва. Великие стройки социализма"

Книги похожие на "Москва. Великие стройки социализма" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Рогачев

Алексей Рогачев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Рогачев - Москва. Великие стройки социализма"

Отзывы читателей о книге "Москва. Великие стройки социализма", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.