Авторские права

В. Фомин - Философия

Здесь можно скачать бесплатно "В. Фомин - Философия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Литагент «Флинта»ec6fb446-1cea-102e-b479-a360f6b39df7, год 2014. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
В. Фомин - Философия
Рейтинг:
Название:
Философия
Автор:
Издательство:
Литагент «Флинта»ec6fb446-1cea-102e-b479-a360f6b39df7
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-9765-1745-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия"

Описание и краткое содержание "Философия" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта третьего поколения. Пособие раскрывает основные этапы становления человеческих представлений о мире и очерчивает круг проблем, стоящих перед философией сегодня. Обращение к философско-антропологической проблематике есть концептуальная позиция авторов, ориентировавших свои лекции на будущих педагогов.

Для преподавателей, студентов, магистрантов, аспирантов и всех интересующихся мировоззренческими и методологическими проблемами философии.






В качестве третьей особенности духовного производства можно указать на его креативность. Это столь модное сегодня и употребляемое подчас не к месту слово обозначает творческий характер духовного производства. Можно указать и на человекотворческий характер духовного производства, формирующий человека как сознательное, мыслящее и творческое существо. Именно креативный характер духовного производства обеспечивает становление и развитие культуры в целом, о чем пойдет речь в следующей лекции.

Вопросы для самопроверки

1. Как соотносятся понятия «дух» и «душа»? Что обозначает понятие «духовность»?

2. Почему понятие «духовная жизнь» целесообразнее заменить понятием «духовная деятельность»? Что включает в себя духовная деятельность?

3. Что такое «духовные ценности» и чем они отличаются от ценностей материальных?

4. Каковы особенности духовного производства?

5. В чем проявляется взаимосвязь индивидуального и общественного сознания?

6. Перечислите и охарактеризуйте формы общественного сознания.

Тема 16

Философия культуры

1. Культура как предмет философского анализа. Понятие культуры. На протяжении всей истории философская мысль обсуждала проблему фундаментального различия между тем, что существует независимо от человека – миром, природой, натурой и тем, что создано человеком, как во внешнем, физическом, так и духовном, бытии. Уже в древнегреческой философии зародилось представление о «техне», как искусной практической деятельности, мастерстве, создающем необходимый человеку предметный мир, и представление о «падейе» – творении человеком самого себя. Греки осознали творческую силу человека, благодаря которой он становится «мерой всех вещей». Уже в китайской философии существовало понятие «жэнь», а в индийской «джарма».

В 45 г. до н. э. римский оратор Марк Туллий Цицерон в работе «Тускуланские беседы» употребляет агротехнический термин «cultura» – «обработка земли, возделывание почвы» в значении философского возделывания человеческого ума. Заслуга Цицерона в том, что он впервые употребил слово «culture» в ином смысле – применительно к воздействию на объекты материального мира, то есть на объективную действительность. Понятие «cultura» оказалось противопоставлено другому латинскому термину «natura» – «природа». В данном контексте слово «культура» стало означать явление, созданное, вне природное.

Именно с тех пор мир культуры, любой его предмет, явление или процесс воспринимается не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленный на преобразование того, что дано непосредственно природой, существовало независимо от человека.

Видимо это дало основание Гегелю определить культуру как «созданную человеком «вторую природу».

Но прежде чем рассматривать культуру в аспекте ее социального бытия, определим, что следует считать культурой, ведь употребляя слово «культура» в различных аспектах, мы изменяем и его смысл. Особенно в бытовом аспекте. Одни под культурой понимают ценности духовной жизни (произведения литературы, живописи, музыки и т. д.), другие – отождествляют культуру с образованностью, третьи – объединяют культуру с нравственными, этическими нормами. Нередко культуру отождествляют с цивилизацией и цивилизованностью.

Под культурой в философском смысле мы имеем в виду мир окружающих нас вещей, несущих на себе отпечаток человеческого ума, труда, таланта. Но необходимо помнить, что под «вещью» следует понимать не только предметы, но и процессы, явления, связи.

В широком смысле под культурой принято понимать совокупность достижений человечества в материальной и духовной сферах деятельности человека и характеризующих степень развития общества. В более узком смысле термин «культура» относят к сфере духовной жизни людей, т. е. определяют как совокупность духовных ценностей. Под культурой также понимают уровень развития, достигнутый в какой-либо области знания или деятельности (культура труда, культура общения, музыкальная культура, экономическая культура и т. п.).

В истории философской мысли так же выдвигались самые разнообразные концепции понимания культуры. Философия культуры есть совокупность попыток философского объяснения культуры как явления, его расчленения на ряд областей, объяснения законов его структуры, соподчинения между частями этого явления и определения его ценности.

Философский анализ культуры часто совпадает с философским пониманием истории, поскольку культура существует в истории и часто воспринимается как история. Начала философии культуры можно проследить еще у Платона. Однако четкую форму философия культуры принимает лишь в XVIII в. Благодаря развитию идей Ж.-Ж. Руссо, Вольтера, Иоганна Готфрида Гердера (1744–1803) философия культуры становится учением о становлении и действии телесно-душевной-духовной целостности человека в мире природы и одновременно в исторически духовном мире. В классической философии культуры особый интерес представляют: преимущественно эстетическое восприятие культуры Ф.В. Шеллингом и учение о мировом разуме как источнике культуры у Г.В.Ф. Гегеля. Он, как и до него Кант, рассматривает феномен культуры в онтологическом аспекте. В культуре он видит объективацию духа в общественных формах: праве, морали, семье, государстве.

Центральными категориями такого понимания культуры Гегелем выступают понятия «опредмечивание», «отчуждение», объемлющие всю предметную деятельность людей. В онтологическом понимании Гегелем культуры имеются все предпосылки для дальнейшего рассмотрения культуры не столько как индивидуальной человеческой, сколько социальной деятельности.

Поскольку философское осмысление культуры как специфического вида человеческой деятельности часто соотносится с философским пониманием истории, следует остановиться на концепциях, строящихся на социально-исторических взглядах.

Одной из первых культурфилософских концепций этого направления можно считать теорию культурно-исторических типов русского историка и философа Николая Яковлевича Данилевского, изложенную в работе «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1869 г.). В основе взглядов Данилевского лежит представление, что цивилизации (культурно-исторические типы) подобно живым организмам проходят стадии зарождения, расцвета и гибели. Культурно-исторические типы проявляют себя в четырех сферах: религиозной, собственно культурной, политической, социально-экономической. «Совершенство» того или иного культурно-исторического типа зависит от гармонии перечисленных составляющих. Ход истории проявляется в смене культурно-исторических типов, вытесняющих друг друга последовательно. Отрицая существование единой мировой культуры, Данилевский выделял десять культурно-исторических типов, завершивших или завершающих свое развитие. Особое место в мировой культуре будущего Н.Я. Данилевский отводил славянскому культурно-историческому типу, имеющему перспективу.

Проблему соотношения культуры и цивилизации в большей степени рассматривает немецкий философ и историк культуры Освальд Шпенглер (1880–1936). Так же как и Данилевский, он приверженец концепции сменяемости цивилизаций, концепции, отрицающей общечеловеческую преемственность в культуре. Существование разных культур в разное время он рассматривал как простое чередование, не имеющее внутренней связи. Термин «цивилизация» в концепции О. Шпенглера означает последнюю, неизбежную фазу каждой культуры. Умирая, культура вырождается в цивилизацию, переходя от творческого порыва к бесплодию, от развития к застою. Следует уяснить, что взгляды Шпенглера строятся на противопоставлении культуры и цивилизации. Главный вывод О. Шпенглера, изложенный им в работе «Закат Европы» (1921–23 гг.) в том, что массовая бездуховная продукция цивилизации враждебна культуре и приводит к ее умиранию.

Близка позиции О. Шпенглера концепция английского историка и социолога Арнольда Тойнби (1889–1975). Характеризуя ее, следует отметить общее со Шпенглером понимание цивилизации и особенное, присущее только взглядам самого Тойнби, выраженное в концепции всемирно-исторического развития культуры от локальной к единой, общечеловеческой.

Культурологическую позицию Зигмунда Фрейда следует анализировать в контексте предложенного им психоаналитического метода. Культура выступает проекцией «индивидуальной психики на общественный экран». Отправная точка культуры в концепции Фрейда – принуждение и запрет влечений. Для полноты картины культуры в понимании З. Фрейда необходимо вспомнить понятия «либидо» и «сублимация», являющиеся в его культурологической концепции основой культурной деятельности человека. Определенное значение в концепции Фрейда играет понятие «бессознательное», которое также требует своего толкования применительно к сфере культуры.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия"

Книги похожие на "Философия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В. Фомин

В. Фомин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В. Фомин - Философия"

Отзывы читателей о книге "Философия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.