» » » » Надежда Клушина - Семьеведение: учебное пособие


Авторские права

Надежда Клушина - Семьеведение: учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Надежда Клушина - Семьеведение: учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Литагент «Владос»deb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2006. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Надежда Клушина - Семьеведение: учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Семьеведение: учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2006
ISBN:
5-691-01517-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Семьеведение: учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Семьеведение: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие раскрывает различные аспекты семейно-брачных отношений: социологию семьи, психологию семейных отношений, основы социальной работы с семьей.

Пособие адресовано студентам, аспирантам, изучающим проблемы развития семейных отношений и оказания всесторонней помощи семье и ее членам.






1. Ответьте на следующие вопросы:

Что представляют собой ценности семьи и брака?

Какое значение имеет изучение ценностей семьи для социолога, социального работника?

2. Назовите родовые ценности семьи.

3. Закончите следующие предложения:

Семья – древнейшее жизнеустройство на Земле, один из механизмов самоорганизации общества, с которым связано утверждение…

Ценность – термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на…

В рамках европейской культуры к основным ценностям относятся…

Семейные ценности обусловлены…

4. В чем выражается гуманистическая сущность семейных ценностей?

5. Приведите примеры влияния определенных факторов на формирование ценностных ориентаций личности.

6. Могут ли семейные ценности повлиять на успешность или неуспешность жизненного пути человека?

7. Охарактеризуйте систему православных ценностей семьи и брака по плану:

1) происхождение и сущность брака;

2) альтернативы браку и семье;

3) допустимость до и внебрачных контактов;

4) вступление в брак;

5) распад семьи;

6) обязанности супругов;

7) воспитание детей в семье.

8. Расскажите о ценностях семьи и брака.

9. Какие выделяются семьи с точки зрения ценностей и ценностных ориентиров?

10. Выступите перед сокурсниками с сообщением-экспромтом на тему

«Семья и общество», используя опорные фразы:

Тема семьи относится к вечным, поскольку…

Себя воспроизводит в себе на микроуровне все проблемы современного общества…

Роль семьи в обществе неоднозначна и несравнима ни с какими другими социальными институтами потому, что…

Именно в семье закладывается…

Семья выступает как первичный воспитательный коллектив…

В современных условиях формирования новых общественных отношений проблемы семьи приобретают новое звучание, это связано с тем, что…

В силу ряда причин современная семья стала одним из объектов социальной работы. Это объясняется тем, что…

Очевидно, что социальная работа с семьей будет эффективной только тогда, когда…

Литература

Кураев А. Мужчина и женщина в книге Бытия // Альфа и Омега, 1996. № 2–3.

Мацковский М. С., Бодрова В. В. Ценность семьи в сознании различных слоев населения: Семья в представлениях современного человека. – М., 1990.

О христианском браке и об обязанностях мужа и жены. – М., 1995.

Религия в истории и культуре / Под ред. М. Г. Писманика. – М., 1998.

Савинов Л. И. Семьеведение (Глава «Родовые ценности семьи»). – Саранск, 2000.

Семья православного христианина. В 2 т. – М., 1997.

Синельников А. Б. Социально одобряемые причины развода в прошлом и настоящем // Социс. 1992. № 2.

Таинство брака // Сост.д. Моисеев. – М., 1998.

Форсова В. В. Православные семейные ценности // Социологические исследования, 1997. № 1.

Шиманский Г. И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты. – М., 1997.

Глава 4. Основные функции современной семьи

1. Основные функции семьи

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социетальных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества.

Под социальными функциями подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. К важнейшим функциям семьи и брака относятся:

1. Воспроизводство населения. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другим. Семья – это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения новыми поколениями.

2. Социализация. Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья – ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, модальные установки, прививают принятые в этом обществе («положительные») манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют действия детей.

3. Забота и защита. Семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде, но им необходима и эмоциональная поддержка отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. Семья поддерживает тех своих членов, которые по инвалидности, старости или юным годам не могут позаботиться о себе.

4. Социальное самоопределение. Узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит родительская семья. Она же определяет социальный статус индивида.

Кроме перечисленных, к важнейшим функциям семьи относятся: организация быта, организация личного потребления, психологическая и материально-бытовая поддержка членов семьи и т. д.

Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. По мнению Н. Я. Соловьева, «функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет».

Г. Навайтис выделяет следующие группы семейных потребностей:

– создание и поддержание материальных условий жизнедеятельности семьи;

– потребности в любви, уважении, опеке, связанные с материнством;

– потребность в психологической и физической близости;

– потребность в семейном общении.

К этому следует добавить потребность в самореализации личности как жены-матери-хозяйки дома, мужа-отца-главы семейства.

Основная, правовая функция семьи, как следует из определения А. Г. Харчева, – репродуктивная, т. е. биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личном плане.

Наряду с основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

– воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

– регенеративная («возобновление») – передача статуса, имущества, социального положения;

– хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

– экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

– сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

– духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

– сексуально-эротическая – удовлетворение сексуальных потребностей супругов, сексуальный контроль;

– социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

– досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

– эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;

– рекреативная («восстановление») – функция восстановления психологического здоровья, достижения психологического комфорта.

Некоторые исследователи называют эту функцию психотерапевтической. В семье, как в интимной первичной группе, предполагается эмоциональное влечение ее членов друг к другу – уважение, преданность, симпатия, что способствует доверительности в семейном общении, прочности семейных отношений.

2. Специфические и неспецифические функции семьи

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. К ним относятся – рождение детей (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации). Они остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Семьеведение: учебное пособие"

Книги похожие на "Семьеведение: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Надежда Клушина

Надежда Клушина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Надежда Клушина - Семьеведение: учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Семьеведение: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.