» » » » Биньямин Файн - Нищета неверия. О мире, открытом Богу и человеку, и о мнимом мире, который развивается сам по себе


Авторские права

Биньямин Файн - Нищета неверия. О мире, открытом Богу и человеку, и о мнимом мире, который развивается сам по себе

Здесь можно купить и скачать "Биньямин Файн - Нищета неверия. О мире, открытом Богу и человеку, и о мнимом мире, который развивается сам по себе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Мосты культуры / Гешарим, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Биньямин Файн - Нищета неверия. О мире, открытом Богу и человеку, и о мнимом мире, который развивается сам по себе
Рейтинг:
Название:
Нищета неверия. О мире, открытом Богу и человеку, и о мнимом мире, который развивается сам по себе
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-93273-33
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Нищета неверия. О мире, открытом Богу и человеку, и о мнимом мире, который развивается сам по себе"

Описание и краткое содержание "Нищета неверия. О мире, открытом Богу и человеку, и о мнимом мире, который развивается сам по себе" читать бесплатно онлайн.



Профессор Тель-Авивского университета Биньямин Файн – ученый-физик, автор многих монографий и статей. В последнее время он посвятил себя исследованиям в области, наиболее существенной для нашего понимания мира, – в области взаимоотношений Торы и науки. В этой книге автор исследует атеистическое, материалистическое, светское мировоззрение в сопоставлении его с теоцентризмом. Глубоко анализируя основы и аксиомы светского мировоззрения, автор доказывает его ограниченность, поскольку оно видит в многообразии форм живых существ, в человеческом обществе, в экономике, в искусстве, в эмоциональной жизни результат влияния лишь одного фактора: материи и ее движения. Неверие, секулярный взгляд на мир, основанный на обожествлении природы и ее законов в качестве первоисточника всего, – это и есть современное идолопоклонство, борьбу с которым автор ставит своей основной задачей.

Перевод: К. Александер






Ясно, что Б-жественный духовный мир богат и разнообразен и законы природы представляют собой лишь его часть. Согласно еврейскому подходу, основанному на Танахе (Библии), Б-г является творцом мира, вместе с его законами и порядком, и Он управляет им. Б-г сотворил мир состоящим из двух частей, или из двух миров: духовного и материального. И большая часть Танаха посвящена обсуждению духовного мира.

Словари определяют дух как «область абстракций, область разума и морали», а слово духовный определяют как «относящийся к области абстракций или к области разума и морали, теории умозрения, относящийся к духу» (обратное от «материальный»).

Понятие духовной реальности очень глубоко укоренено в еврейской традиции. Раби Йеѓуда ѓа-Леви в своей книге «Кузари» так говорит о «Сэфер Йецира», «Книге Творения»: «И в этой книге определено, в чем суть десяти: …десять сфирот , (с которыми связано слово блима , «ничто», должны пониматься так): закрой ( блом , на иврите) свои уста и не говори, закрой ( блом ) свое сердце и не размышляй…» (4:27). Вот как объясняет это раввин Шломо Авинер: «Значение слова блима , ничто, определяется его этимологией, происхождением от выражения бли маѓут , «без сути». Это означает отсутствие чего бы то ни было материального, воплощенного. Ограниченность человека заставляет его полагать, что существует только то, что воплощено, а святое, духовное, возвышенное не имеет материального воплощения, а потому не воспринимается как реальность. Но на самом деле все наоборот: насколько нечто свободно от материальности, насколько оно близко к блима , «ничто», настолько оно сильнее материального, реальнее его» (Комментарий к «Сэфер ѓа-Кузари», ч. 4, с. 270). Рамбам говорит о тех, кто не верит в реальность духовного: «…То, что не есть тело и ему не присущи качества тела [события, происходящие с телом, и его описания, такие, как: сила и слабость, жадность и щедрость и т. д.], не существует для глупцов… Ведь ясно [для мудрецов]: чистый разум, свободный от материальности, более силен в своем существовании, чем материальные явления. И неверно выражение «более силен»; на самом деле существование абстрактных сущностей более истинно – поскольку с ними не может произойти изменение никакого вида [как с телом, которое непрерывно изменяется, теряет старую форму и приобретает новую, и существование его временно и конечно. Но духовное, отделенное от материи – существует устойчиво и всегда остается тем же самым]». («Игерет тхият ѓа-метим», с. 353, издательство «Рамбам ла-ам» (на иврите)). А вот что пишет Рамхаль, рабби Моше Хаим Луццато, в книге «Дерех Ѓа-шем»: «Мир состоит из материальной и духовной частей. Материальное – это то, что воспринимается нашими органами чувств… А духовное – это творения, лишенные материи, которых наши органы чувств не воспринимают…» (Ч. 1, начало главы 5).

Раввин Элияѓу Деслер увязывает духовность с законами природы и с сущностью природы:

«Духовность – это суть творения и его предназначение. Это означает, что все, происходящее на наших глазах в материальном мире, имеет свой корень в духовном. И не только существование мира, но и сам характер его развития и движения, то, как материальный предмет воздействует на другие и какому воздействию подвергается, – все совершается и управляется только ради нужд духовности, в порядке, определяемом духовностью, и ради духовной цели, которую Творец заложил в Свое творение. Стих говорит об этом: “Если бы не завет Мой (о том, что следует изучать Тору) днем и ночью, законов небес и земли не установил бы Я”. Это означает, что даже законы природы определяются духовной целью, заключенной в Завете Торы, а то, что представляется нам естественными законами нижнего мира, – не более чем иллюзия. Множество высказываний наших мудрецов, благословенной памяти, указывает на этот принцип, и главное среди них – то, что в благословении перед произнесением утреннего Шма они повелели в двух местах именовать Б-га “Тем, Кто обновляет каждый день, всегда, все мироздание”. Тем самым они открыли нам, что материальное бытие лишено независимого существования. Неприемлемо мнение, что мир был сотворен когда-то, в определенный момент времени и с тех пор существует за счет своих собственных сил. На самом деле каждый день, каждую минуту – «всегда» – ему требуется постоянное обновление творения» («Михтав ме-Элияѓу», 1, с. 183, на иврите).

Таким образом, статус материального и духовного миров не равнозначен. Каждое мгновение существования материального мира зависит от мира духовного – «корень всего происходящего в материальном мире находится в духовном». И современная физика это подтверждает. В предыдущей главе мы пришли к заключению, что физическая материя – это нечто весьма странное. Она состоит из удивительных реальностей – из физических полей, которые занимают весь объем материи, и из частиц, которые никакого объема не занимают. Физическое поле в определенной степени напоминает духовную сущность: в любой точке пространства оно существует как возможность, потенциально. Только когда в определенной точке пространства появляется электрический заряд, на него начинает действовать сила. Суть поля – это информация о том, что должно происходить в каждой точке пространства в тот момент, когда туда помещают электрический заряд. В определенном смысле физическое поле – это информационное поле, но ясно, что эта информация есть духовная сущность, без которой поля не существовало бы. Другая составная часть материи – это квантовые частицы. Можно показать, что и здесь определяющей является духовная сущность. И мы уже подчеркивали, что для существования материи принципиально необходимо существование духовной реальности, однако ее недостаточно – если Б-г не заставит ее действовать, материи вообще не будет. В этой связи стоит обратиться к теме, которая возникает здесь достаточно неожиданно, а именно:

Наука и каббала

Если вчитаться в Танах, можно обнаружить, что, несмотря на то что в нем содержится множество рассказов о Б-жественных откровениях и о контакте пророков с Ним, он ничего не рассказывает нам о том, что же такое Б-г. Задачу понять сущность Б-га, хотя бы частично, приняла на себя еврейская каббала. Следует подчеркнуть, что миссия каббалы, состоящая в раскрытии сущности, скрытой за внешними формами мира, – эта миссия имеет сегодня не меньшую важность, чем когда-либо в прошлом. «Ибо всегда, когда природа и человек рассматриваются как Его [то есть Б-га] творения – а это непременное условие высокоразвитой религиозной жизни, – раскрытие тайной жизни трансцендентного компонента мироздания будет всегда одним из основных и важнейших направлений человеческой мысли» [13] .

Несколько слов о том, что содержит в себе каббала и какими инструментами пользуется. Как уже сказано, цель каббалы состоит в том, чтобы проникнуть, насколько это возможно, в духовный мир Б-жества, однако ясно, что человек не располагает соответствующими понятиями, пригодными для хотя бы частичного Его описания. Ведь все наши понятия мы получаем из чувственного опыта, а в области Б-жественного у нас такого опыта нет. Поэтому философия, которая создала такого рода понятия и пользуется ими, не способна работать с этой областью. Притчи и аллегории – обычная форма философского мышления, но ни притча, ни то, что она символизируют, не в состоянии проникнуть в область, расположенную за пределами нашего понимания. В чем же состоит принципиально новый путь каббалы? Философы создавали понятия, а каббалисты создвали символы . Символы – это основной инструмент описания реальности, которая и сама по себе, и по своим законам не может быть выражена в привычных нам понятиях. Отсюда следует, что символ не может быть переведен ни на какой язык. Каждый символ – это новое слово, не связанное ни с каким из ранее существовавших понятий, и каждый истинный символ есть в определенном отношении тайна. Здесь мы не ставим себе задачи входить в рассмотрение специфических каббалистических символов, но важно понять, в чем состоит предназначение языка символов и что он призван описывать.

Здесь необходимо упомянуть, что мир Б-жественной духовности, тема этой главы, – это и есть то, что описывает каббала. Мы видели, что духовный мир – это нечто вроде пускового механизма Б-га. Все процессы в природе происходят через применение к материи законов природы, а применяет их Б-г – точно так же, как человеческая душа использует нервную систему человека. Каббала описывает духовный мир через систему сфирот . Нам нет необходимости заниматься подробным описанием сфирот, чтобы увидеть, что они представляют собой попытку понять различные стороны Б-жественного духовного мира. Вот как Гершом Шолем описывает каббалу: «Каббалист, стремящийся постичь течение скрытой жизни каждого предмета, находит их и в самой Б-жественности. Единство Б-га – это единство скрытой Его жизни, с которой переплетена и человеческая жизнь, и жизнь всех миров. Течение этой жизни и ее постоянный ритм – именно это раскрывается в «сфирот», которые подробно описываются в любом каббалистическом сочинении через намеки и символы. Сфирот – это волны тайной жизни Б-жественности, которыми она из глубин Эйн-соф воздействует на творение, и излучение этого воздействия есть скрытая внутренняя суть и мистерия самого творения» («Дварим бего», с. 250, на иврите).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Нищета неверия. О мире, открытом Богу и человеку, и о мнимом мире, который развивается сам по себе"

Книги похожие на "Нищета неверия. О мире, открытом Богу и человеку, и о мнимом мире, который развивается сам по себе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Биньямин Файн

Биньямин Файн - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Биньямин Файн - Нищета неверия. О мире, открытом Богу и человеку, и о мнимом мире, который развивается сам по себе"

Отзывы читателей о книге "Нищета неверия. О мире, открытом Богу и человеку, и о мнимом мире, который развивается сам по себе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.