Федор Сологуб - Том 4. Творимая легенда
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Том 4. Творимая легенда"
Описание и краткое содержание "Том 4. Творимая легенда" читать бесплатно онлайн.
В четвертом томе собрания сочинений классика Серебряного века Федора Сологуба (1863–1927) печатается его философско-символистский роман «Творимая легенда», который автор считал своим лучшим созданием.
…размыкали по приморскому шоссе, как древнюю Брунгильду. – Брунгильда (533-б 13) – вдовствующая королева Австразии (на востоке Франкского королевства), погибшая мученической смертью: 80-летнюю женщину привязали к копытам дикой лошади, и та на быстром скаку разорвала тело жертвы на части.
Максимилиан Волошин. Леонид Андреев и Федор Сологуб*
Впервые – в газ. «Русь». 1907.19 дек. № 340. Печ. по изд.: Волошин М. Лики творчества. Л.: Наука, 1988 (серия «Литературные памятники»). Автор рецензии – Максимилиан Александрович Волошин (наст. фам. Кириенко-Волошин; 1877–1932) – поэт, критик, художник, переводчик.
Андреев Леонид Николаевич (1871–1919) – прозаик, драматург, публицист.
«Шиповник» (1906–1918) – книгоиздательство в Петербурге – Петрограде, основанное художником-карикатуристом З. И. Гржебиным (1869–1929) и С. Ю. Копельманом (1881–1944); в 1907–1917 гг. выпускало одноименные альманахи.
…отмеченных знаком «Скорпиона» или «Грифа». – «Скорпион» (1899–1916) – символистское книгоиздательство С. А. Полякова в Москве, выпускавшее альманах «Северные цветы». «Гриф» (1903–1913) – символистское книгоиздательство С. А. Соколова (С. Кречетова) в Москве и одноименный альманах.
«Жизнь человека» («Шиповник», 1907,1908) – философская трагедия Л. Н. Андреева, поставленная В. Э. Мейерхольдом в феврале 1907 г. в театре В. Ф. Комиссаржевской и К. С. Станиславским в декабре 1907 г. на сцене МХТ.
«Елеазар» («Золотое руно». 1906.№ 11–12) – рассказ Андреева. «Рассказ мрачный, как клистирная трубка», – такую шутливую самооценку дал своему детищу автор в письме к Горькому, на что тот немедленно отозвался так: «…это, на мой взгляд, лучшее из всего, что было написано о смерти во всемирной литературе. Мне кажется даже, что ты как бы приблизился и приближаешь людей к неразрешимой загадке, не разрешая ее, но страшно близко знакомя с нею. Ее чувствуешь – спокойную, темную, великую своим спокойствием – это удивительно хорошо. Превосходно выдержан стиль. Вообще – как литература, как произведение искусства – эта вещь дает мне огромное наслаждение и вызывает славную радость за тебя – молодчина ты!» Но были и другие суждения, возмутившие и расстроившие Андреева, например – А. В. Луначарского, который назвал автора «Елеазара» «самым могильным могильщиком», «эмиссаром смерти», «гробокопателем» (статья «Тьма» в сб. «Литературный распад». СПб., 1908. Кн. 1). Волошин посвятил анализу рассказа статью, введя его в контекст произведений мировой литературы, посвященных теме воскресения («„Елеазар“, рассказ Леонида Андреева» // Русь. 1907. 16 февр.).
«Знание» (1898–1913) – книгоиздательское товарищество в Петербурге, организаторами которого выступили К. П. Пятницкий и М. Горький. Вокруг «Знания» объединились писатели-реалисты.
Фигуры на гробницах Медичей… – Имеется в виду Капелла Медичи (Новая ризница), построенная в 1524–1534 гг. во Флоренции Микеланджело Буонарроти (1475–1564). Над саркофагами в нишах скульптор поместил статуи Лоренцо и Джулиано Медичи, а также скульптурные изображения аллегорических фигур Утра, Дня, Вечера и Ночи.
…деталь, очень запомнившаяся… бумажка от карамельки. – Имеется в виду один из первых рассказов Андреева «Большой шлем» (1899).
Бальзак Оноре де (1799–1850) – французский классик-реалист, автор эпопеи «Человеческая комедия», состоящей из 90 романов, повестей и рассказов.
«Все преходящее есть только символ» – первые слова Мистического хора в финале философской трагедии Гёте «Фауст» (1808–1832).
…о «тяжелых взорах пламенного Змия»… – В этом абзаце Волошин с неточностями цитирует роман Сологуба (см. в наст. изд.).
«Был знойный день…» – Из рассказа Сологуба «Отрок Лин» (первоначальное название «Чудо отрока Лина»; 1906).
…в период «Иуды»… – Повесть Андреева «Иуда Искариот» была опубликована в «Сборнике товарищества „Знание“ за 1907 год», кн. 16 (СПб., 1907) под названием «Иуда Искариот и другие».
«За нашу братию!..» – Неточные цитаты из «Тьмы» Андреева.
…гоголевского «Портрета». – «Портрет» – повесть Гоголя.
…из радостной легенды о воскресшем Лазаре? – Библейская притча о чуде воскрешения Иисусом Христом умершего праведника Лазаря. См.: Евангелие от Иоанна, гл. 11, ст. 17–44. Этот день церковью празднуется в Лазареву субботу, перед Вербным воскресеньем (за неделю до Пасхи).
Евгений Замятин. Федор Сологуб*
Впервые – в сб. «Современная литература». Л.: Мысль, 1925 (под заглавием «Белая любовь»).
Примечания
1
Изображение, создающее иллюзию реальности; обманчивая внешность (франц.).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Том 4. Творимая легенда"
Книги похожие на "Том 4. Творимая легенда" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Федор Сологуб - Том 4. Творимая легенда"
Отзывы читателей о книге "Том 4. Творимая легенда", комментарии и мнения людей о произведении.