» » » » Евгений Анисимов - Хронология российской истории. Россия и мир


Авторские права

Евгений Анисимов - Хронология российской истории. Россия и мир

Здесь можно купить и скачать "Евгений Анисимов - Хронология российской истории. Россия и мир" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательство «Питер»046ebc0b-b024-102a-94d5-07de47c81719, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Анисимов - Хронология российской истории. Россия и мир
Рейтинг:
Название:
Хронология российской истории. Россия и мир
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-459-01650-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Хронология российской истории. Россия и мир"

Описание и краткое содержание "Хронология российской истории. Россия и мир" читать бесплатно онлайн.



Евгений Анисимов, известный историк и автор многократно переиздававшейся книги «История России от Рюрика до Путина», предлагает на суд читателей свою новую работу. «Хронология российской истории» охватывает все основные события, происходившие на территории нашей страны, – от призвания варягов до президентства Дмитрия Медведева. Главные вехи нашей истории представлены в книге на фоне событий мировых. Автор поставил своей задачей не столько познакомить читателя с историей зарубежных стран, сколько дать ему возможность сравнить Русь-Россию с ее далекими и близкими соседями, «вписать» ее в мировой процесс, почувствовать пульс времени. Подобное сравнение опровергает сложившиеся мифы о России как о «самой передовой» или, напротив, «безнадежно отсталой» стране мира и дает понимание действительного положения России в тот или иной исторический период. Написанная ярко и просто, как и все произведения Анисимова, «Хронология» расширит ваши представления о месте и роли России в мировой истории.






1603 Сегунат Токугава Иэясу

Правители Японии Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси сумели подавить раздробленность, а с 1600 г. верховная власть в Японии перешла к Токугаве Иэясу, который завершил процесс объединения Японии и в 1603 г. стал сегуном, основателем династии сегунов, правивших страной до середины 1868 г. Этот период называется эпохой Эдо – по имени столицы Японии Эдо (ныне Токио). Но всю полноту власти Токугава Иэясу получил только в 1615 г., когда расправился с сыном предыдущего правителя – Хидэёри, которого обвинил в заговоре, заставил покончить жизнь самоубийством и убил всех его сторонников. С тех пор Япония уже не знала серьезных мятежей, подавляя лишь эпизодические выступления самураев. С 1612 г. начались репрессии против христиан, их тысячами (включая миссионеров) казнили, иностранцам ограничивали возможности для торговли в японских портах, в 1635 г. появился указ о запрете японцам покидать страну и возвращаться тем, кто выехал. Страну закрыли для иностранцев, а португальскую дипломатическую миссию вырезали. С 1641 г. все контакты с иностранцами были дозволены только на искусственном островке Дэдзима у входа в порт Нагасаки.

1605 Смерть царя Бориса. Начало Смуты

В 1601 г. в России начался страшный голод, унесший сотни тысяч жизней. Молебны об отвращении беды не помогали, люди ели кошек и собак, а потом в Москве началось людоедство. Царь пытался помочь народу, раздавая хлеб и деньги, но чиновники (подьячие) разворовывали государеву милостыню, посылая за дармовым хлебом своих родственников и слуг, обряженных в драную одежду. При этом в государстве были немалые запасы продовольствия, однако власть не смогла хорошо организовать раздачу хлеба голодающим. Искренние, но неумелые попытки царя помочь людям оказались тщетными. Начались болезни, чума, участились разбои и грабежи на дорогах и улицах городов. Большая банда некоего Хлопка действовала прямо под самой Москвой. Людьми овладевали отчаяние и раздражение. Все они, ранее умолявшие Бориса сесть на трон Рюриковичей, теперь проклинали царя и винили во всех своих несчастьях. Народ, отвернувшийся от Бориса, теперь с надеждой ждал своего спасителя – ведь по стране с 1602 г. поползли слухи о неугодности Бориса Богу и о появлении «истинного царя» – царевича Дмитрия, якобы чудесно избежавшего в Угличе ножа убийцы. Обеспокоенный россказнями о воскресении царевича Дмитрия, Борис пытался устранить корни зреющего, по его мнению, заговора. Он приказал отправить в ссылку несколько бояр, включая членов рода Романовых. Самого умного и талантливого из них, красавца и щеголя Федора Никитича – отца будущего царя Михаила, постригли в монахи под именем Филарета в 1600 г. и держали в заточении в Троице-Сергиевом монастыре.

Явление на небе яркой хвостатой кометы летом 1604 г. напугало всех, в том числе и царя. Для средневекового сознания это был знак грядущей беды. Пытками и казнями Борис пытался задушить на корню слухи и пророчества, предвещавшие падение его царства. Но когда из Польши пришли точные известия о появлении самозванца под именем царевича Дмитрия, трон под Борисом зашатался. Убедить народ в том, что человек, выдававший себя за Дмитрия, – галицкий дворянин, самозванец, беглый монах-расстрига Юшка (в монашестве – Григорий) Отрепьев, оказалось невозможно. Борис пребывал в тоске и отчаянии.

И хотя 21 января 1605 г. армия воеводы князя Ф. И. Мстиславского разгромила шайки Лжедмитрия, остановить самозванца не удалось – один за другим города юга России переходили на его сторону. 13 апреля 1605 г. Борис долго смотрел на Москву с колокольни, потом выпил яд и, спустившись на землю, умер. Царя поспешно похоронили на следующий день возле гробницы Ивана Грозного в Архангельском соборе.

Объявленный царем 16-летний сын Бориса Федор Борисович правил всего лишь полтора месяца. Воеводы нового царя один за другим переходили на сторону самозванца, в самой же столице чернь день ото дня становилась все более дерзкой. А потом как гром среди ясного неба прозвучала новость – посланный в армию главнокомандующим П. Ф. Басманов вначале присягнул со всем войском царю Федору Борисовичу а потом вдруг переметнулся к самозванцу.

1605–1606 Правление Лжедмитрия I

В конце мае 1605 г. войска Лжедмитрия появились у ворот Москвы. Самозванец послал людей в Москву с указом устранить Годуновых от власти. Разъяренная толпа заставила бояр присягнуть Лжедмитрию, при этом князь Шуйский публично отрекся от своих клятв, что в Угличе он положил в гроб настоящего царевича Дмитрия. Царя же Федора Борисовича, его мать царицу Марию Григорьевну и сестру Ксению грубо вытащили из дворца и на телеге отвезли в бывший дом Годуновых. Один только престарелый патриарх Иов пытался остановить общее безумие, призывал не отказываться от присяги законному царю Федору, но толпа ворвалась в Успенский собор с оружием и дрекольем, вытащила Иова из алтарной части церкви и издевалась над ним. Начались погромы домов Годуновых и их сторонников, грабежи кабаков, всеобщее пьянство и разгул. Затем от самозванца пришел новый указ – умертвить Федора Борисовича. 10 июня стрельцы ворвались в дом Годуновых. Царицу Марию они удавили сразу, а Федор долго и отчаянно сопротивлялся, но и его убили. Народу сказали, что царица и Федор «от страха зелья испили и умерли». Народ же ликовал, ожидая прибытия в столицу царя «Дмитрия Ивановича». Еще не вступая в Москву, самозванец приказал низложить патриарха Иова. Боярин П. Ф. Басманов публично позорил Иова, называл его Иудой, а стражники содрали с него святительское платье. Несчастный старик горько плакал, когда его, первого русского патриарха, оскорбляли и унижали в главном храме России. Потом Лжедмитрий собрал Священный собор, который послушно утвердил отставку Иова под тем предлогом, что по слабости здоровья патриарх больше не в силах вести свою паству. Иова отправили в Успенский монастырь под Старицей, где он и умер в 1607 г.

Тем временем бояре во главе с Василием Шуйским отправились в Серпухов к самозванцу с «повинной». Там они преподнесли ему царские регалии, государственную печать и ключи от казны. Впрочем, уже тогда люди заметили, что Лжедмитрий Шуйскому и его товарищам не очень-то доверяет. Узурпатор и без них чувствовал себя уверенно. Ему, так легко захватившему власть в Москве, помогли не столько польские деньги и наемники, сколько ненависть простого народа к Борису и его необъяснимая, но искренняя любовь к «солнышку государю Димитрию Ивановичу», вера в то, что его правление непременно принесет благо измученной террором и голодом стране.

Самозванец оказался незаурядным, умным, ловким авантюристом, сумевшим уловить общественные настроения и «поймать свою фортуну». Ведь в доказательство своего царского происхождения он не привел ничего, кроме наивного рассказа о том, как некий монах узнал в нем царского сына «по осанке и героическому нраву». Но массе людей, изверившейся в Борисе, и этого было вполне достаточно! До своего побега в Литву в 1602 г. самозванец был близок к кругу Романовых, служил дьяконом кремлевского Чудова монастыря, работал в канцелярии патриарха Иова – словом, Гришка Отрепьев вполне постиг «московские обхождения» и действовал наверняка. В солнечный день 20 июня 1605 г. радостные толпы москвичей с крестами, иконами, хлебом и солью встречали «царя Дмитрия», окруженного польской охраной. Он пел с народом молебны на Лобном месте, а потом торжественно въехал в Кремль. Тут он тотчас совершил одно из своих первых злодеяний: надругался над дочерью Бориса царевной Ксенией, а потом велел постричь ее в монахини. На троне самозванец оказался неплохим правителем, он быстро и толково решал дела. Сразу же помиловал и возвратил из ссылки многих противников Годуновых, в том числе и Филарета Романова, поставленного им митрополитом Ростовским. Новый царь был ласков с народом, обещал править не суровостью, а милосердием и щедростью, он усердно молился в кремлевских соборах. Москвичи с восторгом встречали Лжедмитрия, который сразу же сумел им понравиться. Он обещал никого не казнить, в Кремле громко рыдал над гробом «батюшки» Ивана Грозного, позже за городом встречал возвращенную из ссылки «матушку» – инокиню Марфу (Нагую). После тайного и наверняка циничного разговора с самозванцем она приняла участие в постыдном представлении – оба, обнявшись, плакали на глазах народа, умиленного трогательной встречей матери и сына. А потом Гришка шел пешком возле кареты Марфы до самого Кремля.

Вместе с тем бояре быстро поняли, что имеют дело с удачливым проходимцем, и никаких иллюзий относительно его истинного происхождения не питали. Поэтому Лжедмитрий рано столкнулся с боярской оппозицией и вскоре уже приговорил одного из ее лидеров, боярина Василия Шуйского, к смерти, хотя в последний момент заменил ему казнь на эшафоте ссылкой, а потом и вообще помиловал Шуйского с родственниками. Это была его ошибка.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Хронология российской истории. Россия и мир"

Книги похожие на "Хронология российской истории. Россия и мир" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Анисимов

Евгений Анисимов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Анисимов - Хронология российской истории. Россия и мир"

Отзывы читателей о книге "Хронология российской истории. Россия и мир", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.