» » » » Коллектив авторов - Психология общения. Энциклопедический словарь


Авторские права

Коллектив авторов - Психология общения. Энциклопедический словарь

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Психология общения. Энциклопедический словарь" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии, издательство Когито-Центр, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Психология общения. Энциклопедический словарь
Рейтинг:
Название:
Психология общения. Энциклопедический словарь
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-89353-335-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология общения. Энциклопедический словарь"

Описание и краткое содержание "Психология общения. Энциклопедический словарь" читать бесплатно онлайн.



Настоящее энциклопедическое издание подводит итог осуществления первого в России проекта по теме «Психология общения». Более 1100 статей словаря, написанные 340 авторами, содержат всестороннюю информацию по этой теме.






Вероятно, существует ряд механизмов, действующих в зависимости от ступени онтогенетического и индивидуально специфического развития эмпатических способностей человека. Т. к. специфика эмпатии заключается в ее эмоциональной природе, а содержанием эмоций является непосредственное отношение человека (к себе, своей деятельности, др. людям, предметам, ситуациям, их свойствам и т. д.), то содержанием Э. можно считать отраженное отношение переживающего к чему-либо, выраженное у наблюдателя в чувствах, идентичных чувствам этого переживающего человека. Отражение отношения человека к объективной действительности опосредуется познавательными процессами эмпатирующей личности.

Эмпатические реакции могут быть адекватны переживаниям другого в том случае, если у наблюдателя этих переживаний развита сенситивность восприятия к настроениям людей. Для понимания характера и причин переживаний объекта Э. воспринятой вербальной и невербальной информации обычно бывает недостаточно, поэтому более способными к эмпатии бывают люди, к-рые имеют развитое воображение, позволяющее дополнить с помощью представлений недостаток этой информации и составить целостную картину о ситуации переживания и самом переживающем индивиде. Благодаря воображению возможно эмоциональное соучастие в прошлых переживаниях рассказчика или героев литературных произведений. Кроме того, необходима заинтересованность наблюдателя в ситуации, вызывающей эмоции объекта наблюдения и опр. к нему отношение. В этом случае формирующийся образ наблюдаемого и (или) воображаемого может настолько чувственно захватить человека, что он, представляя себя на месте того, чей образ у него создается, начинает испытывать состояния, подобные тем, к-рые он видит или представляет.

В возникновении эмпатического отклика задействованы не только эмоциональные, но и рефлексивные процессы и воображение. Если эмпатический отклик минует контроль со стороны социально-рефлексивных процессов, то возникает «псевдоэмпатия», т. е. неадекватность эмпатического отклика и соответствующих реакций индивида действительным чувствам объекта эмпатии. Особое значение в механизме Э. имеет децентрация, к-рая осуществляется благодаря изменению представлений. Воображение позволяет осуществить децентрацию на основе перегруппировки представлений, что способствует перестройке исходной системы эгоцентрических отношений на децентрированные, соответствующие системе отношений др. человека.

Механизм децентрации развивается на опр. этапах онтогенеза. Он лежит в основе способности человека представить себя на месте другого, благодаря чему человек оказывается в состоянии понять и прочувствовать переживания др. человека. Когнитивные и эмоциональные свойства и механизмы психики в процессе возникновения эмоциональной отзывчивости не обособлены и являются качественно определенными сторонами социальной перцепции. Это доказывается исследованиями, результаты к-рых свидетельствуют о связи эмпатийности с опр. свойствами мышления и воображения, что позволяет уточнить их роль в механизме Э.

• Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976; Пашукова Т. И. О механизмах эмпатии и некоторых ее психических коррелятах // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар, 1983; Пашукова Т. И., Троицкая Е. А. Механизмы и функции эмпатии // Вестн. Моск. гос. лингв. ун-та. Сер.: Психол. науки. М., 2010; Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология эмоций. Вып. 5. М., 1975.

Т. И. Пашукова

Этика общения. Все моральные проблемы – «открытые» и «закрытые» – возникают и проявляют себя в О. людей друг с другом. О. обычно рассматривается как одна из наиболее значимых форм взаимодействия между людьми, основанная на потребности в др. человеке. О. предполагает не только обмен информацией, но и более глубинные личностно-экзистенциональные, субъективные связи между людьми при сохранении индивидуальности и самоценности общающихся сторон. Проблема О. анализируется в разл. ракурсах – психологическом, правовом, эстетическом и др. Этический аспект О. связан с исследованием его в кач. нравственной ценности, что предполагает рассмотрение его проявлений через призму добра и зла, в соответствии с принципами морали.

Главные параметры этического анализа феномена О.: 1) Учет полифункциональности О. (самовыражение, подтверждение бытия Я с помощью Другого, нравственное развитие, внеш. формы поведения и др.). О. симметрично, ибо предполагает функц. равенство участвующих в нем лиц как субъектов единой совместной коммуникативной деятельности. Структура О. диалогична: М. Бубер утверждал, что человек обретает собственную сущность, только вбирая в себя все человеческое, соотнеся себя с др. людьми (в философии до М. Бубера не существовало понятия «другого»), он разработал представление о «встрече», «диалоге». 2) Наличие многочисл. классификаций форм О. (прямое – косвенное, межличностное – межгрупповое и др.) Для этики наибольшее значение имеет прямое и межличностное О. Прямое О. определяется содержанием морали: оно реализуется в сфере моральных отношений, для к-рых нравственные формы, принципы и мотивы являются исходной целью и побуждением для поступка человека. Ценность межличностного О. (утилитарно-прагматическую, ориентированную на достижение социально-значимых результатов, и как самоценность) определяется его полифункциональностью и значимостью в жизни человека и общества. 3) Выявление нравственного статуса О. связано с его количественными и качественными параметрами, к-рые предопределяют восприятие О. в кач. положительной или отрицательной моральной ценности (напр., избыточность контактов приводит к «бегству от других»; неполноценность О. – к отказу от него). 4) Наиболее важные нравственные основания О.: духовное «родство» взаимопонимание возможность диалога; бескорыстность (признание самоценности Другого) терпимость; значимость Другого (интерес, уважение, любовь) стремление сохранить контакт; моральная совместимость (созвучие осн. ценностных ориентаций).

Дисгармония в количественных и качественных проявлениях О. актуализирует проблему одиночества. Самые значимые формы О., в к-рых наиболее опр. обнаруживается его нравственный смысл, – дружба и любовь. Многочисл. проявления этих феноменов объединяет высокоценное, заинтересованное отношение человека к Другому, различия определяются преим. объемом понятия-образа «Другой» (любовь проявляется не только к человеку, но и к Родине, Богу, природе и др.). Поэтому дружбу можно рассматривать как разновидность любви. В любом виде О. проявляется культура О., к-рая связана с этикетными нормами поведения.

Нравственное О. представляет собой единство нравственного сознания и поведения, к-рые дополняют друг друга и служат основой формирования правил нравственного О.: 1) восприятие участников О. в кач. целостных личностей с собственными интересами, ценностями и потребностями; 2) стимулирование творческих наклонностей личности, стремящейся к проявлению своих способностей; 3) оценивание поступков и действий др. людей согласно высокому моральному значению; 4) неприменение тех способов О., к-рые угнетают и подавляют стремление личности к свободной, продуктивной и морально-оправданной деятельности; 5) формирование отношений сотрудничества взаимопомощи; 6) отношение к личности на основе уважения, свободного волеизъявления и равных прав. Следование «золотому правилу нравственности» морально уравнивает людей и уподобляет их друг другу.

• Бачинин В. А. «Этика» Энциклопедический словарь. СПб., 2008; Бубер М. Я и Ты. М., 1993; Гуревич П. С. Этика. М., 2006; Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. М., 1982; Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М., 2008; Демидов А. Б. Феномены человеческого бытия. Минск, 1997.

В. М. Пухир

Эффект новизны – феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информация о ней, тогда как по отношению к незнакомой персоне наиболее значима впервы е появившаяся информация, создающая первое впечатление о человеке. Если эта информация носит оценочный, пристраст ный характер, то может возникнуть эффект ореола, или гала-эффект.

• Андреева Г. М. Межличностное восприятие в группе. М., 1981; Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. Л., 1965.

Л. А. Карпенко

Эффект ореола – распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления о человеке Э. о. может выступать в форме позитивной оценочной пристрастности («положительный ореол») и негативной оценочной пристрастности («отрицательный ореол»). Так, если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. Если общее первое впечатление о каком-либо человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам. В основе Э. о., как и мн. др. явлений социальной перцепции, лежат механизмы, обеспечивающие при недостатке информации о социальных объектах необходимой для успеха той или иной деятельности ее категоризацию, упрощение и отбор.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология общения. Энциклопедический словарь"

Книги похожие на "Психология общения. Энциклопедический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Психология общения. Энциклопедический словарь"

Отзывы читателей о книге "Психология общения. Энциклопедический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.