» » » » Коллектив авторов - Психология общения. Энциклопедический словарь


Авторские права

Коллектив авторов - Психология общения. Энциклопедический словарь

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Психология общения. Энциклопедический словарь" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии, издательство Когито-Центр, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Психология общения. Энциклопедический словарь
Рейтинг:
Название:
Психология общения. Энциклопедический словарь
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-89353-335-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология общения. Энциклопедический словарь"

Описание и краткое содержание "Психология общения. Энциклопедический словарь" читать бесплатно онлайн.



Настоящее энциклопедическое издание подводит итог осуществления первого в России проекта по теме «Психология общения». Более 1100 статей словаря, написанные 340 авторами, содержат всестороннюю информацию по этой теме.






• Бачинин В. А. «Этика» Энциклопедический словарь. СПб., 2008; Бубер М. Я и Ты. М., 1993; Гуревич П. С. Этика. М., 2006; Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. М., 1982; Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М., 2008; Демидов А. Б. Феномены человеческого бытия. Минск, 1997.

В. М. Пухир

Эффект новизны – феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информация о ней, тогда как по отношению к незнакомой персоне наиболее значима впервы е появившаяся информация, создающая первое впечатление о человеке. Если эта информация носит оценочный, пристраст ный характер, то может возникнуть эффект ореола, или гала-эффект.

• Андреева Г. М. Межличностное восприятие в группе. М., 1981; Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. Л., 1965.

Л. А. Карпенко

Эффект ореола – распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления о человеке Э. о. может выступать в форме позитивной оценочной пристрастности («положительный ореол») и негативной оценочной пристрастности («отрицательный ореол»). Так, если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. Если общее первое впечатление о каком-либо человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам. В основе Э. о., как и мн. др. явлений социальной перцепции, лежат механизмы, обеспечивающие при недостатке информации о социальных объектах необходимой для успеха той или иной деятельности ее категоризацию, упрощение и отбор.

В. С. Агеев

Раздел 5

Вербальное и невербальное общение

Одной из важных в психологии общения является проблема соотношения речевых и неречевых средств общения. В данном разделе словаря содержатся материалы, раскрывающие особенности вербального и невербального общения. В статьях раздела подчеркивается, что одним из основных направлений исследований речевого общения является поиск способов и приемов оценки содержательного аспекта текстов. Контент-анализ, интент-анализ обращены к ментальному состоянию говорящего субъекта, его мотивам, намерениям, интенциям. Описаны эгоцентрическая, внутренняя, ригидная речь. Представлен анализ общения на различных коммуникативных уровнях – в частности, подчеркивается, что невербальная коммуникация в процессе общения осуществляется параллельно со словом (как бы «между слов») и составляет второй по отношению к слову информационный канал общения, существенно дополняющий и видоизменяющий смысловое содержание речи. Выделяется эстетическая невербальная информация, связанная, прежде всего, с оценкой речи и голоса говорящего, со стереотипами восприятия самого говорящего. Описаны методы построения психологического портрета человека по невербальным особенностям его речи; оценки эмоционального слуха, как способности субъекта восприятия к адекватному определению эмоционального состояния говорящего по звуку его голоса; оценки его искренности (психологический детектор лжи по голосу).

Раскрываются особенности невербального общения, для к-рого характерно использование в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций. Рассматривается такое явление, как невербальная интеракция – взаимодействие между кинесической структурой невербального поведения и пространственно-временными компонентами общения – проксемикой. В целом подходы к невербальному общению определяются тем, как трактуется собственно феномен общения, как решается проблема взаимосвязи души и тела, внешнего и внутреннего, на стыке каких областей психологии рассматривается невербальное общение. Раскрывается проблема соотношения внешнего и внутреннего в человеке. В данном разделе словаря отражены различные подходы к вербальному и невербальному общению: паралингвистический, концепция дискурсивного анализа невербальных сообщений, концепция многоуровневого анализа невербальных коммуникаций, концепция невербальной утечки информации; представлен социально-психологический подход к невербальному общению, учитывающий взаимодействие личности и ситуации, предлагающий структурно-функциональный анализ невербального поведения, а также трактующий его как целостно-динамическое явление, сопряженное с развитием субъекта общения и опосредованного культурно-историческими контекстами. В рамках данного подхода рассматриваются социально-перцептивное и интерактивное направления анализа невербального общения, гендерный подход, выделено психотерапевтическое направление и указаны различия между вербальным и невербальным языками общения.

Редактор-составитель В. А. Лабунская

Внешнее и внутреннее в человеке: проблема соотношения. В процессе О. людей их внутренние, сущностные стороны раскрываются, выражаются внешним образом, становятся, в той или иной степени, доступными для других. Это происходит благодаря взаимосвязи внешнего и внутреннего в человеке. При самом общем рассмотрении такой взаимосвязи необходимо исходить из ряда философских постулатов, касающихся не только таких понятий, как «внешнее» и «внутреннее», но и «сущность», «явление», «форма», «содержание». Внешнее выражает свойства предмета как целого и способы его взаимодействия с окружающей средой, внутреннее – строение самого предмета, его состав, структуру и связи между элементами. При этом внешнее дается в процессе познания непосредственно, в то время как познание внутреннего требует теорет. исследования, в ходе к-рого вводятся так называемые «ненаблюдаемые сущности» – идеализированные объекты, законы и т. п. Поскольку внутреннее раскрывается через внешнее, движение познания рассматривается как движение от внешнего к внутреннему, от того, что доступно наблюдению, к тому, что ненаблюдаемо. Содержание определяет форму, и его изменения вызывают ее изменения, с др. стор. – форма воздействует на содержание, ускоряет или тормозит его развитие. Т. о., содержание постоянно меняется, форма же остается нек-рое время устойчивой, неизменной, до тех пор, пока конфликт между содержанием и формой не уничтожит старую форму и не создаст новую. При этом содержание обычно связывается с количественными изменениями, а форма – с качественными, скачкообразными. Сущность – это внутреннее, к-рое неотделимо от вещи, необходимо присутствует в ней, пространственно находится внутри нее. Явление – форма выражения сущности. Оно совпадает с сущностью, отличается, искажает ее, что обусловлено взаимодействием предмета с др. предметами. Для того чтобы отразить такое искажение в восприятии человека, вводится категория «видимость» как единство субъективного и объективного в отличие от явления, к-рое полностью объективно.

Проблема внешнего и внутреннего приобретает свою специфику и особую сложность, если объектом познания выступает человек (особенно когда при объяснении взаимосвязи внешнего и внутреннего используют такие понятия, как «тело» и «душа»). Ранних исследователей данной проблемы интересовали: 1) взаимоотношение внешнего и внутреннего в человеке, его телесного и духовного, тела и души; 2) возможность судить о внутр., личностных качествах, основываясь на внеш., телесных проявлениях; 3) связи тех или иных внутр., душевных расстройств с внеш. проявлениями, т. е. влияние психического на телесное и наоборот. Еще Аристотель в своей работе «Физиогномика» пытался найти взаимосвязи внешнего и внутреннего как в общем, философском плане, так и конкретно – при изучении человека. Он полагал, что тело и душа слиты в человеке настолько, что становятся друг для друга причиной большинства состояний. Но их взаимосвязь и взаимообусловленность относительна: при любом внутр. состоянии можно достигнуть внешнего выражения, к-рое вовсе не будет ему соответствовать. Также может существовать такое внешнее, к-рому уже не соответствует (полностью или частично) внутреннее и наоборот, может существовать внутреннее, к-рому не соответствует какое-либо внешнее. Гораздо позднее конкретное «наполнение», признание и дальнейшая разработка постулата о единстве внешнего и внутреннего в человеке, его души и тела, стремление к пониманию их сложного, многопланового взаимодействия послужило плодотворной основой развития многих совр. направлений психологии. Среди них: психология невербального поведения, исследования человеческой экспрессии, психология лжи, целостный подход психосоматической медицины и т. п.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология общения. Энциклопедический словарь"

Книги похожие на "Психология общения. Энциклопедический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Психология общения. Энциклопедический словарь"

Отзывы читателей о книге "Психология общения. Энциклопедический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.