» » » » Лев Успенский - За семью печатями


Авторские права

Лев Успенский - За семью печатями

Здесь можно скачать бесплатно "Лев Успенский - За семью печатями" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Молодая гвардия, год 1958. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Лев Успенский - За семью печатями
Рейтинг:
Название:
За семью печатями
Издательство:
Молодая гвардия
Жанр:
Год:
1958
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "За семью печатями"

Описание и краткое содержание "За семью печатями" читать бесплатно онлайн.



В начале XVIII века на берегу Дона был найден громадный слоновый зуб. Откуда он тут взялся?

Древнегреческие писатели и историки сообщают, что в землях скифов на вершинах гор жили «стерегущие золото грифы», таинственные полуптицы-полулюди. Что это? Только сказка? А если нет, то какими они были, эти древние жители гор?

На скалах, на месте будущего Братского моря, в самое последнее время обнаружены очень своеобразные рисунки, выполненные тысячи и тысячи лет назад. И один из них очень похож на топографическую карту Ангары. Что, если это действительно так? Значит, существовали географы во времена неолита?

Сколько вопросов, загадок, дел встает перед археологами — людьми, изучающими скрытые за семью печатями следы давно ушедшей жизни! Сколько неожиданностей приносит их трудная, порою кропотливая работа, помогающая правильно осветить историю всех народов и времен!

Писатели Л.В. Успенский и К.Н. Шнейдер, увлеченные замечательной наукой, живо и ярко рассказали на страницах своей книги о ряде интересных археологических открытий, результаты которых они видели своими глазами.

Большое место в книге уделено показу своеобразного мира археологических экспедиций, работы «в поле», приемов реставрации, сохранения, обработки и анализа собранного материала, то есть той стороны деятельности ученых, которая остается скрытой от любознательного взгляда при посещении археологических музеев.






«Кто видел слоновый скелет, — озадаченно рассуждал пунктуальный Гмелин, — и находящиеся при Костенске кости похочет с ним сравнить, тот, нимало не сомневаясь, почтет их за настоящие останки от слонов: ибо кто станет против сего спорить, чтоб сходствующие во всем со слоновыми костями не были прежде самым делом слоновыми? Таким образом, в рассуждении вещи довольно известно, какого она свойства... Но остается показать, откуда взялись сии слоновые кости?»

Как могла «показать» это тогдашняя наука? Историю Земли и жизни на Земле она все еще укладывала в тесные рамки библейского мира. Было раз навсегда установлено: хочешь узнать, когда сотворен мир, прибавь к сегодняшней дате 5508 лет, ни более ни менее, отсчитай этот отрезок времени назад и попадешь как раз в первый день творения. Сегодня 1812 год? Значит, космос вышел из рук создателя «во единую от суббот» ровно 7 320 лет тому назад. Вышел целый и готовый, в божественном совершенстве, с растениями, что прозябают и сейчас, с животными, которым предназначено пастись в их тени, и с точно таким венцом творения человеком, какой и сегодня ломает голову над своим прошлым.

Рассуждения этой науки — вековой служанки теологии — были безукоризненно ясными. Будь мамонты сотворены богом, праотец Ной волей-неволей погрузил бы в ковчег по крайней мере четверку этих зверей, ежели они относились к «нечистым тварям», а то и все четырнадцать штук. Но тогда они жили бы и сейчас. А раз их нет теперь, не было их и до потопа. Попробуйте возразить!

Пытливые умы могли, как Давид, метать камешки в Голиафа мракобесия, он твердо стоял на ногах. В основанных Петром «Санкт-Петербургских ведомостях» еще в 1731 году безыменный автор горячо громил суеверов, считающих находимые в земле обработанные кремни за «громовые стрелы».

Мы уже видели: он великолепно понимал, что передним — древние орудия или оружие боя дальнего и ближнего. С гневным негодованием описывал он наивных консерваторов-ученых, смешных «физиков», продолжающих, вопреки здравому смыслу, держаться за народные сказки и мифологические объяснения, множа туманные легенды о происхождении пресловутых «чертовых пальцев». К сожалению, однако, он не мог отрицать, что подобных «физиков» вокруг него было еще очень много.

Прошло еще несколько десятков лет. Ломоносов заговорил о земных недрах, сокровищнице таких сведений о прошлом, которые не нуждаются в проверке библией. Радищев опубликовал замечательный труд о трех периодах развития человека — каменном, бронзовом и железном веках. Но об этом осмеливались думать, а тем более говорить только самые светлые умы науки и на Западе и у нас; да и фактов еще было недостаточно у них в руках.

В силу этих причин еще долго название «Костенки» в представлении наших ученых связывалось лишь с рассказом об удивительной усыпальнице громадных скелетов. Сначала их считали слоновыми, позднее, после знаменитой находки целой туши мамонта на севере Сибири, ошибка была исправлена. Но дальше этого исправления никто не шел.


РОВЕСНИК МАМОНТА

Середина XIX столетия — великий рубеж в истории науки: Лайель перестроил наново геологию, Дарвин — учение о жизни. Человечество как бы поднялось на высокую вершину, и необозримые горизонты открылись перед ним в пространстве и во времени. Вчера еще оно вело счет на мили и века, завтра будет считать миллиардами лет, сотнями световых годов и радиусами земной орбиты. Вчера мир человека ограничивался крошечной планеткой, на которой он воображал себя образом и подобием божества, и жалкими семью тысячелетиями. Сегодня он увидел вечность и бесконечность вселенной и за собой и впереди, стал первым из равных в нескончаемой эстафете живых существ. Перед ним встал вопрос: когда же среди этих бездн началось его собственное существование? Где его начало?

Еще в первой половине века ученые Буше де Перт и Лартэ отодвинули это начало далеко за библейский рубеж, в непривычную даль времени. В 1856 году заступ немецкого землекопа натыкается на черепную кость человека, жившего, может быть, за сотни тысяч лет до того, как богу вздумалось сотворить мир. Семь лет спустя Лайель выпускает свои «Геологические доказательства». Чернышевский со страстной убежденностью говорит о каменном веке. Мир прозрел; казалось бы, никому нет нужды вспоминать теперь нелепые даты — 7373, 7374 годы от «начала века».

Но это не так. Одни ищут истину, другие боятся и ненавидят ее. Правда мешает многим. Бесспорное оспаривается с яростным упорством; каждую вновь открытую дверь стараются, если не захлопнуть наглухо, то хоть задекорировать так, чтобы она не была видна. На факты биолога Дарвина, на железную логику отца геологии Лайеля, на стройные выводы палеонтолога Ковалевского обрушивается злоба ханжей, тупое зубоскальство профанов.

«Что я вижу, что я слышу, —

язвительно констатирует, наблюдая все это, А. К. Толстой, в эпиграмме на мракобеса-цензора Михаила Лонгинова, —

молвят овамо и семо: огорчает очень Мишу Чарлза Дарвина система».

Но таких огорченных «Миш», вельмож и отцов церкви, мракобесов и изуверов было много во всех концах света, и они сильны, на их стороне грубая сила, сила денег, сила косности. Мобилизовано все — от богословия до фальсифицированной науки. Чтобы противостоять этому бешеному напору, истине нужны новые факты, свежие находки. Официальная наука в лучшем случае отмалчивается. Правде приходится пробираться окольными путями, добывать настоящее знание чуть не украдкой.

В конце семидесятых годов Академия наук командирует в Костенки видного зоолога, а также археолога и этнографа Ивана Полякова. Мы не знаем теперь, какую миссию возлагали на Полякова его хозяева и начальники. Зато нам отлично известно, какую цель ставил перед собою он сам. Она была очень ясной и конкретной: найти следы деятельности человека в тех же слоях земли, в которых попадаются кости мамонта, доказать, что человек и первобытный северный слон были сверстниками, обитали на земле в одно время и, так сказать, видели друг друга.

Эти смелые расчеты Костенки оправдали.

Мир, в котором жил и действовал ученый Поляков, был, на наш взгляд, прекурьезным миром. Вот с важной, высокой целью прибывает в глушь представитель первого научного учреждения страны, лицо, облеченное в некотором роде чрезвычайными полномочиями. На его удостоверениях и рекомендациях темнеют печати с двуглавыми орлами; в заголовках его документов стоят громкие слова: «Императорская академия наук», «его высокопревосходительство тайный советник, академик такой-то»... Казалось бы, такого гостя должны на руках носить. Но не тут-то было!

Каждая пядь земли в этих забытых богом Костенках кому-нибудь да принадлежит. От хозяина участка — купца третьей гильдии, кулака, акцизного чиновника или мещанина без определенных занятий — зависит: позволить копать эту землю или нет. А кому это, спрашивается, нужно, чтобы на его усадьбу пришли какие-то сторонние люди и начали рыться в земле? Да притом — зачем? Добро бы искать клад, золото; так нет, — для науки. Знаем мы эту науку!.. Покопают, покопают, да и выкопают чуму или холеру. Кости им, видите ли, старые понадобились...

Ну, и конец. Наука может отступить: торжествует священная собственность.

Помогла счастливая случайность: археолог Поляков оказался тонким дипломатом, а местный псаломщик Мануйлов был великим любителем меда и пчел. Дьячку Мануйлову очень нужен был новый омшаник (погреб для ульев) и как раз в том углу его сада, где земля хранила в себе много каких-то костей.

Но омшаник стоит дорого...

И вот посланец Академии наук лукаво берет на себя роль подрядчика по земляным работам. Чудесно: он соорудит дьячку вожделенный сарай, если тот позволит вырыть в своем саду достаточно глубокую яму.

Рано утром 16 июня 1879 года заступы взрезали росистую еще землю в садочке хозяйственного дьячка Мануйлова, а к вечеру Поляков, взволнованный до предела, в великом возбуждении выбрался из только что отрытого небольшого котлована. На его дне он увидел то, что, по его словам, произвело на него «неизгладимо глубокое, потрясающее впечатление». Вся глина была переполнена костями мамонта и их обломками, а вперемежку с ними — да, да, именно вперемежку! — лежали кремневые орудия, бесспорно изготовленные рукой доисторического человека. Одни кости были просто расколоты, другие обожжены на очаге, обгорели в пламени костра... наконец в третьих засели осколочки кремня, может быть, отколовшиеся от камня при обработке этой кости.

Сомнений больше быть не могло. Много тысячелетий назад здесь, на холмах, над Доном, обитали люди-мамонтоеды. Ни на шаг не отставая от клыкастых стад, они неустанно преследовали их. Они жили мамонтами, питались ими. Не было пощады зверям от страшных гонителей. Шла смертельная битва дикой силы и только начавшего брезжить разума. И разум уже побеждал...


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "За семью печатями"

Книги похожие на "За семью печатями" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Лев Успенский

Лев Успенский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Лев Успенский - За семью печатями"

Отзывы читателей о книге "За семью печатями", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.