Георг Кооп - На линейном крейсере Гебен

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "На линейном крейсере Гебен"
Описание и краткое содержание "На линейном крейсере Гебен" читать бесплатно онлайн.
Конечно, нельзя сказать, что во всех несчастьях Российской Империи повинны эти два немецких корабля, но волею Провидения они сделали для этого неизмеримо больше, чем можно было бы предполагать в самых невероятных прогнозах. Горы бумаги и моря чернил изведены журналистами, писателями, военно-морскими специалистами, политиками и историками для того, чтобы со всех сторон и на разные лады описать удивительный феномен “Гебена” и “Бреслау”, однако воспоминания, оставленные самими немецкими моряками, служившими в ту пору на этих кораблях, крайне скудны. В связи с этим предлагаемые вниманию читателя воспоминания немецкого старшины-радиста Георга Коппа, почти всю мировую войну прослужившего в составе экипажа линейного крейсера “Гебен”, представляют несомненный интерес для широких кругов интересующихся военно-морской историей читателей. Эти воспоминания пересказаны живым и доходчивым языком Гансом Малотке, “профессиональным филологом” из ведомства доктора Геббельса, а переведены на русский язык Ольгой Александровной Степановой и публикуются в нашей стране впервые.
Следует отметить, что Копп наблюдал все события, которые он живописует, из радиорубки и был военнослужащим срочной службы. Поэтому воспоминания его в чём-то подобны “Цусиме” А.С. Новикова-Прибоя – батальному полотну, обозреваемому из баталерки броненосца “Орёл”, которое, хотя и не может дать сколь- нибудь достоверного оперативно-тактического и военнотехнического отчёта о боевых действиях, но позволяет понять мироощущение и мотивацию действий широких слоёв матросских масс, вовлечённых волею судеб в эпохальные исторические события. Так что, не стоит предъявлять автору претензий за наивное представление замыслов и действий немецкого и русского командования, за перечисление неисчислимых потерь, которые, как он твёрдо верил, “Гебен” и “Бреслау” нанесли своему противнику. Гораздо интереснее в его описании то, чему он сам был непосредственным свидетелем и участником. А такого материала в книге немало.
Мы идем именно такой скоростью, чтобы русские могли нас догнать. Уже несколько часов они следуют за нами. Они всё дальше удаляются от Босфора. Скоро они удалятся на такое расстояние, которое нам требуется. Приближается час, когда “Гебен” сможет оторваться от русского флота. Всё готово для того, чтобы развить максимальный ход. Кораблю словно передалось наше волнение, будто сдерживаемая сила, трепеща в ожидании, готовая вырваться, лишь поджидает великого момента.
Час дня! Но что это? Наблюдательные посты сообщают, что первый линкор из следующего за нами флота, головной корабль, поворачивает влево!!
Черт побери, русские пронюхали в чём дело? Дело должно им казаться нечистым. Они не так глупы, как мы думали. Флот таким образом хочет возвратиться к Босфору. Мы всё же должны вернуться, безусловно говорят себе русские. Этот маневр вражеского флота, конечно, перечеркнул все наши планы. Не остается ничего другого, как попытаться обогнать вражескую эскадру прямо сейчас. На это нас теперь вынуждает поведение противника, хотя мы хотели подождать до 2 часов.
На “Гебене” с усердием берутся за работу. Теперь всё должно решиться! Было бы лучше, если бы мы могли начать маневр. Теперь, так как русские разворачиваются, само по себе сложное положение становится ещё более сомнительным. Единственный выход, который нам остается, – попытаться обойти русский Черноморский флот. Если русские корабли в строю кильватера повернут один за другим, успех возможен, если же они повернуться “все вдруг”, тогда мы не сможем проскользнуть. Тогда обратная дорога для нас будет отрезана. Речь идет о жизни и смерти!
Все на борту находятся в высшем напряжении, когда начинается фантастическая гонка. Теперь ты, отважный, не раз испытанный “Гебен”, подтверди это вновь! Теперь твои стальные легкие, твои турбины, должны нам снова помочь. Машины нашего корабля быстро набирают полные обороты. По бешеному ритму турбин чувствуется, как “Гебен” буквально поднялся из воды под действием своих 85 000 лошадиных сил! Напряженно ревут турбины, шумят винты за кормой, великая, неслыханная борьба неожиданно охватила весь корабль. Всё одновременно подчиняется единому ритму.
Корма глубоко оседает в воду, позади за кораблём пенящейся, кипящей полосой несется море. Носовая часть немного поднялась из воды. Широко разметались носовые волны по обеим сторонам форштевня. При максимальных оборотах турбин весь корпус корабля начинает вибрировать и сотрясаться, “Гебен” мчит что есть сил. В тот момент, когда он бороздит блестящую, мерцающую поверхность воды, он становится похож на бешено мчащийся гоночный катер!
Все оборачиваются к русским. Что они будут делать теперь? Лихорадочно следим за каждым движением кораблей. Слава Богу, они разворачиваются в кильватерной колонне! Один за другим.
“Гебен” мчится словно привидение. На максимальном ходу мы подходим вплотную к вражеским линкорам. Теперь нужно прорваться любой ценой! От русского Черноморского флота нас не отделяют и 10 000 метров. Ещё ни разу у нас не было такой волнующей, напряженной встречи с противником, как теперь. Мы не стреляем, у нас тихо, словно все сосредоточение силы концентрируется только на одной цели: пройти! “Гебен” ещё сможет расстрелять свой боезапас, если котлы не выдержат бешеного, отчаянного напряжения.
Сильно вспениваются волны к обеим сторонам форштевня
Странно, русские линкоры тоже не открывают огня. Не используют малое расстояние! Адмирал Эбергард, командующий русским Черноморским флотом, безмолвен, когда видит дьявольский корабль, несущийся таким образом мимо всех его кораблей. Он ожидал всего, что угодно, только не этого безрассудно-отважного предприятия! Это, должно быть, сказочная, неописуемая картина, как “Гебен” мчится мимо противника.
В жутком напряжении прослеживается каждая отдельная фаза гонки, с тихим удовлетворением отмечается самое малое продвижение. Только бы выдержали котлы: каждый, вышедший сейчас из строя, может определить нашу судьбу. Но все хорошо, материальная часть выдерживает экстремальные нагрузки. Дальше и дальше мы отходим от противника. Скоро всё получится. “Гебен” устремляется дальше, теперь мы проходим последний русский корабль, мы оторвались от них! Парад перед русским Черноморским флотом благополучно завершен.
Только теперь медленно начинает проясняться, что собственно произошло. Благодарно глаза бродят по прекрасному, гордому кораблю. Как только мы не благодарим наши машины! Отважные кочегары “Гебена” вновь хорошо выполнили своё дело, как и ты, милый и дорогой корабль, ты, славный, отважный “Гебен”, спас нас от верной гибели. При этой ужасной гонке ты прошел больше, чем в 1912 году на ходовых испытаниях, когда тебя испытывали на максимальную скорость. Теперь ты шёл ещё быстрее, чем тогда в Ионическом море, когда было необходимо уйти от англичан, ты прошел при этой отчаянной гонке свыше 30 морских миль!
Миноносец « Муавенет»
Теперь с русскими покончено. Им чуточку могло бы повезти, но снова ничего не вышло. “Гебен” не так-то легко уничтожить. У нас сейчас снова есть свобода передвижения, обычно при подобных преследованиях и стычках скучать не приходится. Мы продвигаемся дальше навстречу Босфору. Мы хотим попасть в нашу бухту Стения ещё до наступления темноты.
17 часов вечера, солнце стоит уже на западе, когда мы радируем “Бреслау”: он должен с миноносцами с поставленными тралами выйти нам навстречу и протралить фарватер. Можно с уверенностью предположить, что русские снова поставили мины перед Босфором. В 18 часов мы находимся недалеко от Босфора, нам навстречу уже идет “младший брат”. Корабли сближаются. Экипаж “Бреслау” построен на палубе, к нам обращено восхищенное “ура” товарищей. За “Гебеном” ещё одна мастерски проведенная операция{23} .
Теперь отстают и вражеские эсминцы, мы медленно приближаемся к побережью, с наполовину закопчёнными трубами, говорившими о гонке не на жизнь, а на смерть. Перед нами лежат мысы, мы сворачиваем в пролив. Ужасы этого похода уже частично позабыты. В прекрасном великолепии красок над берегами горит закат, когда мы идем вниз по течению. А как нас встречают! Все радостно приветствуют “Гебен”.
По обе стороны суши стоят восхищенные турки: женщины и мужчины машут нам и кричат. Размахивают платками, аплодируют, счастливые, радостные люди устремляются в лодках как можно ближе к гордому кораблю, когда они убеждаются, что “Гебен” действительно вновь вернулся целым и невредимым. В восторге они падали в своих шлюпках на колени и благодарили Аллаха за то, что он защитил их “Явуз” от всех бед. Единая, большая радость отражается на их лицах.
Как же они беспокоились! По всей длине Босфора был ясно слышен отзвук сегодняшней утренней битвы. Северный ветер доносил эхо внутрь пролива, и каждый чувствовал, какой неслыханный поединок разгорелся перед Босфором. Все тревожились за “Гебен”, который должен был противостоять целому флоту.
Они собрались в мечетях и церквях, и, пока гром битвы глухо раскатывался над Босфором и от Терапи до Бебека при разрыве снарядов дребезжали оконные стекла, они опускались на колени и молили Аллаха, чтобы тот дал “Гебену” выйти победителем из этого неравного боя против превосходного противника. И Аллах услышал молитвы! Вздох прошел по Константинополю, когда узнали, что “Гебен” вновь невредимым вошел в бухту Стения.
Водолаз на следующее утро обследует борт корабля в том месте, где взметнулся фонтан воды, и находит достаточно большую вмятину. “Гебен” протаранил русскую подводную лодку, которая при атаке налетела на нас и при столкновении взорвалась. Отсюда сотрясение{24} .
Разозленный, как уже было однажды, русский Черноморский флот показался вскоре после этого у Синопа на анатолийском побережье и выместил свой гнев на этом неукрепленном порту. Больше 1000 выстрелов было сделано по городу.
Чтобы отплатить русским за это, турецкий флот обстрелял Анапу, Туапсе, Сухум, Сочи и Поти. На следующий день турецкий миноносец “Муавенет” выполняет с героизмом и отвагой виртуозную операцию. После того как экипаж тщательно изучил организацию охраны кораблей союзников, миноносец выходит ранним утром 12 мая к Моротской бухте, чтобы атаковать стоящие там вражеские корабли. “Муавенет” держит курс близко к побережью и незамеченным проходит на рассвете мимо патрульных кораблей. Ещё мгновение, и турецкий миноносец стоит перед несколькими вражескими линкорами. От одного из серых колоссов он сразу же получает переданный по азбуке Морзе опознавательный сигнал, на что “Муавенет” немедленно открывает огонь.
События происходят затем настолько быстро, настолько неожиданно, что напоминают гром среди ясного неба. Ужасный взрыв разрывает утреннюю тишину! Именно в этот момент, когда было отвечено на опознавательный сигнал, три торпеды уже находились в пути. У линкора “Голиаф” поднимается мощный столб воды – затем грохочет второй взрыв, серый колосс кренится на борт и быстро уходит под воду навстречу гибели.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "На линейном крейсере Гебен"
Книги похожие на "На линейном крейсере Гебен" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Кооп - На линейном крейсере Гебен"
Отзывы читателей о книге "На линейном крейсере Гебен", комментарии и мнения людей о произведении.