» » » » Антология - Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в.


Авторские права

Антология - Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в.

Здесь можно скачать бесплатно " Антология - Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юмористические стихи, издательство Советский писатель, год 1975. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Антология - Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в.
Рейтинг:
Название:
Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в.
Автор:
Издательство:
Советский писатель
Год:
1975
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в."

Описание и краткое содержание "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в." читать бесплатно онлайн.



Настоящее издание — самое полное из существующих собрание русских эпиграмм — насчитывает свыше 2000 образцов. Долгая жизнь популярного поэтического жанра показана здесь от его истоков в XVII столетии до Октября 1917 г. В книге более 250 авторов эпиграмм, среди которых первоклассные мастера жанра и многие известные поэты, эпизодически или мимоходом обращавшиеся к нему. В сборнике немало удачных стихотворных миниатюр, принадлежащих второстепенным, вовсе забытым и безымянным авторам.






463–466. «Смесь», 1769, № 14, с. 111; № 21, с. 168; № 22, с. 176 и № 12, с. 96 463. Аналогичный сюжет встречается у ряда западноевропейских авторов, например, в эп-ме «A los autores antiguos…» Хуана де Ириарте (русский перевод см. в ИКЭ, с. 106). 466. Рубан (в тексте Рубач) — см. спр. п. примеч. 193. Разрубит на стихи. Эти строки эп-мы повторяют уже ранее высказанный упрек в адрес Рубана: «Сей стихотворец мог бы всползти на Парнас, но он не пишет стихи, а рубит их, как дрова» («Смесь», № 12, с. 91). См. также четыре эп-мы на Рубана в кн.: И. И. Хемницер, Полн. собр. стих. БП, 1963, с. 218–219.

467. «Ни то ни сио», 1769, № 5, с. 33–37. Бабушка. Так называл себя журнал «Всякая всячина», неофициальным издателем которого была Екатерина II. Разговор с ней в форме письма, будто бы присланного в редакцию, ведет, по предположению П. И. Беркова (см. его кн.: «История русской журналистики XVIII века», М.—Л., 1952, с. 235–238), соиздатель В. Г. Рубана С. С. Башилов (псевдоним: Неспускалов). Курмамет — по указанию Беркова, псевдоним сотрудника «Всякой всячины» В. И. Лукина (1737–1794). Фалалей — по мнению Беркова (см. там же, с. 192–195), псевдоним др. сотрудника «Всякой всячины», Д. И. Фонвизина. Рецепта просишь ты в болезни. Курмамет спрашивал у «Всякой всячины», как ему избавиться от болезни, в которую он впал из-за того, что начитался скверных статей в журнале «Ни то ни сио». Там вместо двух тебе явилось трое что. В той же статье Ибрагим Курмамет, в частности, писал, что с ним «от частых, да еще и на других языках, Ни то ни сё, Ни то ни сё… с русским что, что, что… сделался обморок» (№ 23, с. 77). Свахлять — накропать. На лоне Магомета — в мусульманском раю.

468. «Смесь», 1769, № 17, с. 136. «Ни то ни сио» — журнал, издававшийся В. Г. Рубаном (см. спр. п. примеч. 193). И в блоху наконец в июле преродилось. Журнал прекратил свое существование в июле 1769 г. В последнем его номере (л. 20, с. 154–156) был опубликован перевод с латинского «Блоха (Из Овидиевых фрагментов)», на что здесь и намекает ст. 4.

469–470. «Вечера», 1772, № 8, с. 64. 470. Пение — здесь в переносном смысле: воспевание в стихах, поэтическое творчество. Сафо, или Сапфо (вторая половина VI в. до н. э.) — древнегреческая поэтесса, жившая на о. Лесбосе, из-за несчастной любви к юноше Фаону бросилась в море с Левкадской скалы; Сапфо была прозвана десятой музой за свои гениальные стихи; ее имя стало нарицательным для женщин, отличавшихся на поприще поэзии. Ла Сюза, или герцогиня Ла Сюз (1618–1673) — знаменитая в свое время французская красавица и поэтесса. В 1684 г. вышла ее кн.: «Recueil d’oeuvres galantes en prose et en vers», vol. 1–4, Paris; впрочем, там оказалось много стих., принадлежащих Полю Пеллисону (1624–1693), да и к остальной части, как полагают, приложены руки др. поэтов.

471–472. «Вечера», 1773 (на обложке 1772), № 23, с. 181.

473–476. СПВ, 1780, № 6, с. 38 и 200–201. № 475 — под загл. «На уединение Нарцисса». Печ. по СЛРС, 1784, № 16, с. 80. Ср. №№ 319 и 352. 473. Веньямин Франклин (1706–1790) — американский политический деятель и ученый, составивший сам себе эпитафию «The body…». Французский писатель Шарль Нодье (1780–1844) составил пародию на эпитафию Франклина и вставил ее в свою новеллу «Библиоман». 476. Советница — невежественная щеголиха из комедии Д. И. Фонвизина «Бригадир» (1766–1769), презирающая все отечественное вплоть до русского языка как достояние «подлого» народа.

477. «Рассказчик забавных басен, служащих к чтению в скучное время или когда кому делать нечего», 1781, полугодие 2, с. 40.

478–480. «Вечерняя заря», 1782, ч. 2, с. 315, 316, 80. 480. Пуант заимствован из французской эпитафии (перевод и источник см. под № 105 и в примеч. к нему). Ср. также анонимную эпитафию в журнале «Дело от безделья», 1792, № 4, с. 240.

481–482. «Покоящийся трудолюбец», 1784, ч. 2, с. 234 и 1785, ч. 4, с. 252.

483–484. «Растущий виноград», 1786, № 5, с. 90 и 92. В экземпляре ПД почерком конца XVIII — начала XIX в. чернилами раскрыт автор эп-м — Ив. Виноградов (указано В. П. Степановым). Если эта помета достоверна, то автор эп-м — Иван Иванович Виноградов (1765–1801), сын священника. Он учился в духовном училище; за злоупотребление спиртными напитками был отдан в солдаты. Выйдя в отставку, Виноградов зарабатывал на жизнь частными уроками и переводами с немецкого, французского, латинского и древнегреческого языков. Многие из них опубликованы. См. также примеч. 331.

485–486. НЕС, 1788, № 8, с. 79. 485. Загл. уточнено по списку ПД. В журнале: «Нарумяненная Ветулла». Перевод эп-мы Э. X. Клейста «Du scheinest jung zu sein; allein wer weiß es nicht, Das du viel älter bist, Vetull’! als dein Gesicht?». 486. Перевод эп-мы того же автора «Lycon und seine Schwester Agathe…». Ее мысль восходит к латинской эп-ме французского поэта Жоашена Дю Белле (1522–1560) «Parue puer lumen quod habes concede parent)…». Известен также ее анонимный вариант на французском языке: «Jeanne et Andre son fils sont beaux comme le jour…».

487–488. «Беседующий гражданин», 1789, № 5, с. 293 и № 12, с. 399, без подписи. 487 — в «Чтении для вкуса, разума и чувствований», 1793, ч. 12, с. 232, подпись: С. П. Автор, вероятно, Семен Пестов, так как он активно сотрудничал в «Беседующем гражданине» (о поэте см. в примеч. 502).

489. Печ. впервые по сб. «Рукописное собрание стих. 1800 года сентября 28 дня», ч. 1, л, 56 (ПД). Подобная концовка встречается во многих эп-мах того времени, например в стих. «Herr Stoltzer, der von edlen Blut…» первого крупного немецкого эпиграмматиста Г. Р. Вакерлина (1584–1651): «Ihm fehlet eben nichts als Hirn», То же в анонимной эп-ме под загл. «Писатель» («Беседующий гражданин», 1789, ч. 1, с. 90); ср. также № 578. Яков Александрович Брюс (1732–1791) — генерал-аншеф, в 1784 г. получил назначение на пост главнокомандующего Москвы, являлся также генерал-губернатором обеих столиц. Этим временем и следует датировать эп-му.

490. ЛН, № 9–10, 1933, с. 20. Из комментария публикатора явствует, что эпитафия относится к фавориту Екатерины II Г. А. Потёмкину, так как в списке конца XVIII в. (ГПБ, XVII, № 183, сб. Д. Т. Волкова) она находится перед державинским «Водопадом» (1791), который явился откликом на смерть всесильного вельможи.

491–494. Печ. впервые по рукописной «Книге, называемой „Когда что попалось“» (ПД). 492, Жить Мафусаилов век — жить очень долго (согласно Библии, один из патриархов, Мафусаил, прожил 969 лет). 493. Образ евнуха в серале широко использовался эпиграмматистами и острословами того времени. Ср. эп-му Пирона на аббата Дефонтена «Certain auteur, fameux par cent libelles…» или эп-му С. А. Тучкова «Недавно наш Милон книг множество собрал…» («Соч. и переводы», ч. 4, СПб., 1817, с. 72).

495–496. «Дело от безделья», 1792, № 1, с 106–107. 496. Перевод французской эпитафии «En се lieu (вариант: Ci-dessous) git un grand seigneur…», которая принадлежит либо Сезару Бло (1610–1655), либо, согласно большинству др. указаний, графине де Брежи (1619–1693), статс-даме Анны Австрийской.

497. «Еженедельник, или Собр. разных философических, исторических физических и нравоучительных рассуждений, переведенных с разных языков, также загадок, элегий, эпиграмм и других разных в стихах и прозе российских мелких соч.», 1792, № 18, с. 283. Арнольд — дʼАрно Франсуа (1718–1805), французский поэт, автор эп-мы «Deux Amours sont, dont lʼun est circonspect…».

498–499. Там же, № 6, с. 96. В № 4 «Еженедельника…» напечатано 14 двустрочных надписей Корнелия Шонея Гудского с замечанием об авторе, что он «назван был христианским Теренцием потому, что писал на латинском языке священные комедии слогом П. Теренция» (№ 4, с. 61). 2. Зоил — см. примеч. 30.

500. «Зритель», 1792, ч. 1, № 3, с. 113. Перевод эп-мы французского поэта Шарля-Симона Тевено (1759–1821) «Je lʼai vu! — Qui? — Satan. — Vous raillez. — Non, vraiment…».

501. П. Н. Арапов, Летопись русского театра, СПб., 1861, с. 165. Направлена против повести Карамзина «Бедная Лиза» (1792). Эраст — герой этой повести.

502. «Чтение для вкуса, разума и чувствований», 1793, ч. 12, с. 231, подпись: С. П. Это, скорее всего, Семен Пестов (1763–1827), автор нескольких сатир, помещенных в периодических изданиях тех лет. Такими же инициалами он подписывался в «Беседующем гражданине». Биогр. сведений о нем не обнаружено (см. также № 487).

503. Там же, с. 227, подпись: Б **. Перевод эп-мы английского поэта Александра Попа (1688–1744) «Nature and Nature’s laws lay hid in night: God said: „Let Newton be“, and all was light». Вот другое ее переложение в «Зеркале света» без подписи под загл. «Надпись Невтону»: «Природа и ея во тьме был скрыт закон. Бог рек: „Да будет свет!“ И бысть Невтон» (1786, ч. 2, № 23, с. 118). У М. М. Хераскова, очевидно, является перефразировкой этой эп-мы «Надпись к портрету Петра Великого»: «Россия тьмой была покрыта много лет. Бог рек: „Да будет Петр!“ И бысть в России свет» (Собр. русских стих…, изданное В. Жуковским, ч. 5, М, 1811, с. 212, без подписи, автор указан в ОРА, с. 8). Английский поэт Дж. К. Сквайер (1884–1958) сделал к эп-ме А. Попа приписку: «It did not last: the Devil howling „Ho. Let Einstein be“, restored the status quo». Обе эти эп-мы перевел С. Я. Маршак:

Был этот мир глубокой тьмой окутан.
Да будет свет! И вот явился Ньютон.
Но сатана недолго ждал реванша.
Пришел Эйнштейн — и стало всё как раньше

(С. Я. Маршак, Стих, и поэмы, БП, 1973, с. 632). Да будет свет! — выражение из Библии (кн. Бытия, I, 31).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в."

Книги похожие на "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Антология

Антология - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Антология - Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в."

Отзывы читателей о книге "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.