» » » » Антология - Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в.


Авторские права

Антология - Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в.

Здесь можно скачать бесплатно " Антология - Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юмористические стихи, издательство Советский писатель, год 1975. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Антология - Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в.
Рейтинг:
Название:
Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в.
Автор:
Издательство:
Советский писатель
Год:
1975
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в."

Описание и краткое содержание "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в." читать бесплатно онлайн.



Настоящее издание — самое полное из существующих собрание русских эпиграмм — насчитывает свыше 2000 образцов. Долгая жизнь популярного поэтического жанра показана здесь от его истоков в XVII столетии до Октября 1917 г. В книге более 250 авторов эпиграмм, среди которых первоклассные мастера жанра и многие известные поэты, эпизодически или мимоходом обращавшиеся к нему. В сборнике немало удачных стихотворных миниатюр, принадлежащих второстепенным, вовсе забытым и безымянным авторам.






Сергей Александрович Ольхин — поэт, участвовал в изданиях А. Ф. Воейкова и М. А. Бестужева-Рюмина.

1245–1246. Б, 1826, № 8, с. 108–109.

А. Я. РИМСКИЙ-КОРСАК (1804 — после 1856)

Александр Яковлевич Римский-Корсак в 1818–1823 гг. обучался в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте в Петербурге, где слушал лекции по русской словесности В. К. Кюхельбекера. Благотворная литературная среда пансиона, связанная с Пушкиным, Дельвигом и др. писателями, способствовала увлечению Римского-Корсака поэзией. В пансионе же началась его дружба с будущим композитором М. И. Глинкой, который учился там же. По окончании пансиона он поселился вместе с Глинкой на одной квартире, которая становится своеобразным пансионским литературным салоном. Известны романсы М. И. Глинки, написанные на стихи Римского-Корсака. С 1828 г. Римский-Корсак — участник кружка Дельвига, печатается в его альм. «Подснежник» и др. изд. В 1830-е гг. он жил в Варшаве, где преподавал русский язык в четырехклассном училище; с конца 1830-х гг. переехал в Смоленск; в 1850-е гг. снова жил в Варшаве.

1247. Альм. «Альбом сев. муз», СПб, 1828, с. 335. Ср. со стихами из «Евгения Онегина»: «Как стих без мысли в песне модной, Дорога зимняя гладка» (гл. 7, строфа 35).

И. БРАВИН

И. Бравин — лицо неизвестное, не исключена возможность того, что это не настоящая фамилия, а чей-либо псевдоним.

1248. ДЖ, 1828, № 17, с. 192, с примеч. издателя: «Трудно отстать от старой привычки — мы это видим и на купцах-прозаиках».

Ф. Н. ГЛИНКА (1786–1880)

Федор Николаевич Глинка — поэт, прозаик, драматург, представитель раннего этапа декабристского движения, один из руководителей Союза благоденствия и Вольного общества любителей российской словесности. Подробнее о нем см.: В. Г. Базанов, Ф. Н. Глинка. — В кн.: Ф. Н. Глинка, Избр. произв., БП, 1957, с. 3–54.

1249. ЛГ, 1831, 27 марта, с. 146.

Н. А. ПОЛЕВОЙ (1786–1816)

Николай Алексеевич Полевой — журналист, писатель, историк, переводчик. Происходил из купеческой семьи. В 1825–1834 гг. — издатель журнала МТ, один из первых в России представителей демократической идеологии умеренного толка. Выступал с критикой дворянской культуры, что поставило его в конфликт со многими писателями и органами печати, в частности с ЛГ. Эп-мы Николая Полевого отражают острую полемику с Пушкиным и его литературными соратниками, объединившимися вокруг ЛГ. Это были пародийные эп-мы, удачно имитирующие стилевые особенности поэзии своих адресатов. Полевой печатал их в «Новом живописце общества и литературы», сатирическом приложении к МТ в 1830–1831 гг. (в 1832 г. он издал эти приложения отдельным сб. под тем же названием). В этом приложении «Полевой охотно объединял свои пародии в циклы, предлагая читателям то пародийный альманах „Литературное зеркало“, то пародийную литературную газету „Трудолюбивый муравей“. Он не только высмеивал моду на альманахи, но и стремился охватить в едином комплексе идейно-художественный материал „Литературной газеты“ и альманахов типа „Северные цветы“» (Морозов, с. 48).

1250–1253. 1 — МТ, 1830, № 1, с. 95, в рецензии на анонимную кн. «Пиитическая игрушка, отысканная в сундуках покойного дедушки Классицизма. Изданная H. М.» (М., 1829), в которой Н. А. Полевой предлагал анонимному автору распространить свое изобретение — поэтическую машину, приспособленную для написания новогодних стихов, — на современную псевдоромантическую поэзию. Пародия на жанр дружеского послания. Подробнее об этом см.: Морозов, с. 703–704. Душемутительный поэт — цитата из стих. Баратынского «Подражателям» (МВ, 1830, № 1). 2 — «Новый живописец общества и литературы», 1830, № 2, с. 32. Пародия на стих. Баратынского («Гамлетов») «Везде бранит поэт Клеон…» (см. № 1029), в свою очередь явившееся эп-мой на стих, в Б, осмеивавшие Баратынского и его литературных друзей. 3 — там же, № 4, с. 64. Назон Публий Овидий (43 до н. э. — 17 н. э.) — римский поэт. Ювенал Децим Юний (ок. 60 — ок. 127) — римский поэт-сатирик, творчество которого носило грозно обличительный характер. 4 — там же, № 13, с. 228. Ответ на эп-мы Баратынского в ЛГ (1830, 5 и 10 июня) против Н. А. Полевого (№№ 1051–1053). Пушкин откликнулся на эту эпиграмматическую перепалку след. черновой заметкой: «Является колкое стихотворение, в коем сказано, что Феб, усадив было такого-то, велел его после вывести лакею за дурной тон и заносчивость, нестерпимую в хорошем обществе, и тотчас в ответ явилась эпиграмма, где то же самое рассказано немного похуже с надписью: „Сам съешь!“» (Пушкин-ПСС, т. 12, с. 151).

1254. «Новый живописец общества и литературы», 1830, № 2, с. 30. Направлена против П. А. Вяземского, которому присвоен пародийный псевдоним Шолье-Андреев. Шолье Гильом (1636–1720) — французский поэт, автор анакреонтических стихов. Поэт Оргон. Это имя встречается в эп-ме Вяземского «Какими нас морил несносными стихами Вчерашний день Оргон!..» (№ 810). Ждал ли он неслыханного чуда? и т. д. Намек на евангельскую легенду о превращении Христом воды в вино.

1255. Там же, № 8, с. 135. Пародия на эп-му Пушкина (Обезьянина) «Собрание насекомых». Содержит обвинение в подражательности как самого Пушкина (Чайльд-Гарольдия, Дон-Жуания), так и поэтов его круга. Дидеротия — вероятно, намек на Вяземского. Дидро Дени (1713–1784) — французский философ-просветитель. Русской белены семья. Видимо, имеются в виду песни Дельвига и фольклорные произведения Пушкина. Пырей Ливонии — H. М. Языков, автор стих. «Ливония»; Ливония — старинное название Прибалтийского края. Финский… чертополох — намек на Баратынского, который до 1825 г. служил в Финляндии и написал элегию «Финляндия». Мак Германии — вероятно, С. П. Шевырев (см. спр. п. примеч. 1282), напечатавший в 1827 г. перевод «междудействия» из второй части «Фауста» Гете и критический разбор этой сцены. Древних эллинов горох — Дельвиг, писавший свои идиллии античными размерами.

1256. «Новый живописец общества и литературы», 1831, № 21, с. 350. Талантин — так был назван Грибоедов в одной из заметок Ф. В. Булгарина («Лит. листки», 1824, № 16). В наст. эп-ме — прозвище, использованное уже в ироническом смысле и переадресованное поэтам пушкинского круга. Эп-ма пародирует стиль резких эп-м Пушкина и Баратынского. Палкой кончу я расчет! Ср. окончание эп-мы Пушкина на Н. И. Надеждина: «И тотчас взрослого болвана Поставить в палки приказал» (№ 1004). Резкость эп-м Пушкина и Баратынского была пародирована также в анонимных эп-мах (№№ 1421 и 1423).

1257. PB, 1842, № 4, с. 60. Адресат — С. П. Шевырев, ответ на его эп-му «Ага! узнал и тотчас ты заметил…» (№ 1288), Фрерон — см. примеч. 543.

Н. С. ГОЛИЦЫН (1796–1833)

Николай Сергеевич Голицын — друг П. А. Катенина. Несколько стих. Голицына было опубликовано во второй части «Соч. и переводов» П. А. Катенина (СПб., 1832). Об эп-мах Голицына см.: Б. Л. Модзалевский, Заметка. По поводу письма Пушкина к князю Вяземскому от 20 марта 1820 г. («Пушкин и его современники», вып. 31–32, Л., 1927, с. 71–84).

1258. «Пушкин и его современники», вып. 31–32, Л., 1927, с. 80. Н. А. Полевой — см. спр. п. примеч. 1250. Обритый сын брадатого отца — намек на то, что Полевой был сыном купца.

1259. Там же, с. 81. Повод написания эп-мы — переводческая ошибка П. А. Вяземского, которую высмеял также П. А. Катенин. (см. № 1260, а также №№ 888–889).

П. А. КАТЕНИН (1792–1853)

Павел Александрович Катенин — поэт, драматург, литературный критик, участник Отечественной войны 1812 г., член раннего декабристского тайного общества «Союз спасения». Вольнолюбивый человек, Катенин не уживался с властями (увольнение из армии за спор с великим князем Михаилом Павловичем в 1820 г.; высылка из столицы в 1822 г. за то, что он в театре ошикал актрису М. А. Азаревичеву, любовницу петербургского генерал-губернатора М. А. Милорадовича; вынужденное увольнение из армии в 1838 г). Подробно о Катенине см.: Г. В. Ермакова-Битнер, П. А. Катенин. — В кн.: П. А. Катенин, Избр. произв., БП, 1965, с. 5–57.

1260. Письма П. А. Катенина к Н. И. Бахтину, СПб., 1911, с. 171, в письме от 8 февраля 1830 г., со след. припиской: «Разом вылилась, и немедленно хочу, чтобы она была напечатана: отдайте редактору „Литературной газеты“ и, если станет отговариваться, скажите, что на это нет права; я подписываю свое имя; личности (до чести касающейся) нет, на меня могут в тех же пределах напечатать сто…» (там же, с. 172). По своим литературным убеждениям Катенин принадлежал к младоархаистам. Позиция эта поставила его во враждебные отношения к ряду писателей, в первую очередь к П. А. Вяземскому. В январе и феврале 1830 г. Дельвига не было в столице, фактическим редактором газеты в это время был Пушкин, которому, по всей вероятности, и была передана эп-ма Катенина. Объединяя вокруг ЛГ передовых дворянских писателей, Пушкин делал все возможное, чтобы обуздать сектантские тенденции Вяземского и Катенина, издавна враждовавших друг с другом. Отклонив эп-му, Пушкин добился того, что и Катенин и Вяземский деятельно участвовали в ЛГ. Наш барельефами прославленный писатель. Подразумевается переводческая ошибка Вяземского в его статье «О жизни и сочинениях В. А. Озерова», напечатанной в качестве предисловия к посмертному изданию соч. В. А. Озерова (1817). Вяземский писал в предисловии: «В „Поликсене“ взята обильная дань с „Илиады“, и в этом смысле можно, по выражению Эсхила, назвать ее „барельефом“ пиршеств Гомера» (с. 37). Катенин отметил, что слово «reliefs» в данном контексте означает не «барельеф», а «остатки» (СО, 1820, № 5; 1822, № 14). 20 февраля 1820 г., прочтя замечание Катенина в СО, Вяземский писал Пушкину: «Поздравь, мой милый сверчок, приятеля своего N. N. с счастливым испражнением барельефов пиров Гомера, которые так долго лежали у него на желудке. Признаюсь, я вложил Эсхилу выражение ему чуждое… я позабыл справиться с другим источником, или по крайней мере с французским словарем, который, сказавши мне, что reliefs на языке старинном значит: restes de viandes (объедки), меня избавил бы от преступления против Эсхила, а желудок г-на N. N. от барельефов, которые, легко сознаюсь с ним, не так скоро переваришь, как мясные объедки» (Пушкин-ПСС, т. 13, с. 12). Тринадцать лет спустя после этого Катенин напомнил об ошибке Вяземского в эп-ме. Об этом см. также №№ 888–889 и примеч. к ним.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в."

Книги похожие на "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Антология

Антология - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Антология - Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в."

Отзывы читателей о книге "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.