» » » » Татьяна Никитина - Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни


Авторские права

Татьяна Никитина - Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Никитина - Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Никитина - Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни
Рейтинг:
Название:
Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-358-11981-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни"

Описание и краткое содержание "Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни" читать бесплатно онлайн.



Учебник содержит материал о ключевых вопросах истории и теории права и государства, в нем рассмотрены система и важнейшие отрасли российского права – конституционное, гражданское, семейное, трудовое, уголовное и др. Основной текст учебника дополняют интересные факты, сведения, документы. Развернутый методический аппарат включает вопросы для самоконтроля, темы для проектов, рефератов и обсуждения, рубрики «Это интересно», «Информация к размышлению», «Исследуем документы и материалы». В конце книги даны словарь юридических понятий и перечень интернет-ресурсов.

Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, одобрен РАО и РАН, включён в Федеральный перечень.






1. Что такое гражданин? «Отечества достойный сын» (Н. А. Некрасов).

2. Двойное гражданство: выгоды и трудности.

Обсуждаем, спорим

1. «Принцип крови» или «принцип почвы» – что справедливее?

§ 21. Федеративное устройство

По историческим меркам Россия стала федерацией совсем недавно. Российская империя была унитарным государством. Первым правовым актом, закрепившим федеративную форму государственного устройства, была Конституция РСФСР 1918 г. С образованием СССР 30 декабря 1922 г. и принятием Конституции СССР 1924 г. РСФСР, наряду с Белоруссией, Украиной и Закавказской Федерацией, стала союзной республикой в составе СССР. В дальнейшем количество союзных республик росло, в их границах образовывались новые автономные республики и края. В составе РСФСР насчитывались десятки субъектов Федерации. При этом Россия сама была субъектом федеративных отношений внутри СССР. С распадом СССР в конце 1991 г. Российская Федерация обрела государственную независимость (Декларация о государственной независимости России была принята раньше, 12 июня 1990 г.).

Одним из основных признаков государства, как известно, является территориальное деление населения. Государство состоит из определенных территориальных единиц: провинций, графств, штатов, земель, губерний, областей, департаментов. Проблема урегулирования политических, экономических, правовых и иных взаимоотношений между центральной властью и административно-территориальными единицами и автономными образованиями разрешается (с той или иной степенью успеха) путем правового закрепления формы государственного устройства.

Существуют две формы государственного устройства: федерация и унитарное государство. Федерация – такая форма государственного устройства, при которой входящие в состав страны единицы (земли, штаты, области) имеют собственные конституции или уставы, законодательные, исполнительные, судебные органы; при этом образуются единые для всех субъектов Федерации органы государственной власти, устанавливается единое гражданство, денежная единица и т. д. Унитарное государство состоит из государственных территориальных единиц, не имеющих своей конституции, своих законов, правительства. Конфедерация объединяет полностью независимые государства, которые при этом создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных (военных, внешнеполитических и других) целях, формой государственного устройства в точном смысле слова не является.

С установлением советской власти в нашей стране сложилось не государственное (как в большинстве других стран мира), а национально-государственное устройство. Принцип национально-государственного устройства заключается в том, что в основу территориального деления страны кладется, как правило, этнический принцип – наличие коренной, так называемой титульной, национальности. Поэтому и названия этих регионов образуются от народов, проживающих в них, например Татарстан и Башкортостан и др. Государственное устройство строится без учета национальной принадлежности населения, живущего в соответствующих территориальных единицах.

Статья 1 Конституции признает Россию федерацией, статья 5 определяет следующие основы федеративного устройства:

• государственная целостность;

• единство системы государственной власти;

• разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

• равноправие и самоопределение народов в РФ.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти и между собой все субъекты РФ равноправны.

Территория Российской Федерации целостна и неприкосновенна. Конституция не допускает выхода субъектов РФ из ее состава, осуждает сепаратизм (движение за отделение той или иной части государства и создание нового государства).

В состав Российской Федерации входят 83 субъекта РФ: 21 республика; 9 краев; 46 областей; 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург); 1 автономная область; 4 автономных округа.

В последнее время ряд субъектов РФ проявляют тенденцию к объединению. Так, Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в один субъект РФ – Пермский край.

Республики в составе Российской Федерации имеют свою конституцию и законодательство. Остальные субъекты РФ имеют свой устав и законодательство.

Отметим, что Указом Президента РФ все субъекты Федерации были объединены в 8 федеральных округов, которые возглавили полномочные представители федеральной власти. Это сделано для лучшей координации деятельности входящих в них республик, краев, округов, областей.

Сущность федерации состоит в разумном и взвешенном, взаимовыгодном подчинении субъектов РФ федеральному центру и учете центром интересов субъектов РФ. Федеративное устройство предполагает разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов. В исключительном ведении Российской Федерации находятся: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, федеративное устройство и территория РФ, федеральная государственная собственность, вопросы войны и мира и многое другое. В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов и иных нормативных актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами и др. Во всех других сферах, которые не относятся к ведению РФ или совместному ведению, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Конституция РФ в максимальной степени учитывает интересы народов, населяющих территорию России. Она не только не устанавливает какие-либо различия в правовом положении представителей различных национальностей, но и прямо запрещает любые формы дискриминации по национальному признаку. Конституция РФ соответствует общепризнанным стандартам международного права.

К сожалению, в России, как и в других многонациональных странах, существуют сепаратистские тенденции. Важно понимать, что сепаратизм является одним из опаснейших для любого государства явлений. В результате страдают народы, слабеют государства. Выигрывают лишь представители национальных элит, немногочисленных и коррумпированных, для которых сепаратизм – средство обеспечения личной власти и личного благополучия.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое федерация, конфедерация, унитарное государство?

2. Каково государственное устройство России?

3. Какие основы федеративного устройства Российской Федерации закреплены в Конституции?

4. Сколько субъектов входит в Российскую Федерацию? Каковы их виды?

5. Как разграничены предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов?

6. Что такое сепаратизм? Кому он выгоден?

Исследуем документы и материалы

В Конституции гарантируются права коренных малочисленных народов, таких, как ханты, манси, эвенки, чукчи, саами и др. Их численность колеблется от нескольких сотен до 40 тыс. человек. Ввиду малочисленности, неблагоприятных социальных, экологических и других условий некоторые из них находятся на грани исчезновения.

Международно-правовым ориентиром в осуществлении государственной политики в отношении коренных малочисленных народов России является Конвенция Международной организации труда № 169 «О коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» от 26 июня 1989 г. Обращая внимание на то, что эти народы беспрепятственно и без дискриминации пользуются правами человека и основными свободами, Конвенция содержит положения о специальных мерах охраны лиц, принадлежащих к коренным малочисленным народам, с целью смягчения переживаемых ими трудностей. Декларируется право указанных народов выбирать собственные приоритеты развития, а также право на традиционно занимаемые земли, пользование и управление природными ресурсами, находящимися на этих землях, получение компенсации за убытки и ущерб, наносимый в связи с использованием данных земель. Правительствам предлагается выработать специальные меры, защищающие права и интересы коренных народов в области найма и условий занятости, профессиональной подготовки, кустарных промыслов и сельских ремесел, социального обеспечения и здравоохранения, образования и средств общения, судебно-правовой защиты… (В. Кряжков, правовед).

Темы для проектов и рефератов

1. Виды субъектов РФ по Конституции РФ.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни"

Книги похожие на "Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Никитина

Татьяна Никитина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Никитина - Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни"

Отзывы читателей о книге "Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.