» » » » Михаил Беляев - Экономика для любознательных


Авторские права

Михаил Беляев - Экономика для любознательных

Здесь можно купить и скачать "Михаил Беляев - Экономика для любознательных" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство Литагент «ИД Наука»70a5d70d-38c6-11e4-9fd0-002590591ed2, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Беляев - Экономика для любознательных
Рейтинг:
Название:
Экономика для любознательных
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-9902331-8-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Экономика для любознательных"

Описание и краткое содержание "Экономика для любознательных" читать бесплатно онлайн.



Данная книга не претендует на статус учебника, ни в коей мере не охватывает экономические проблемы во всем их объеме, и не дает исчерпывающих ответов. Задачи автора куда скромнее – познакомить читателя с основными экономическими понятиями, с которыми он может столкнуться в своей повседневной жизни, а главное, попытаться объяснить: «Как это работает?», «Какое место занимает в экономическом механизме?» и «Зачем это вообще нужно?»

Для широкого круга читателей, старшеклассников, студентов неэкономических специальностей, а также для всех, кого интересует мир экономики.

При содействии Межрегиональной общественной организации потребителей «Союз потребителей финансовых услуг» («ФинПотребСоюз»).






К слову, отголоском времен дискуссий о «производительном» и «непроизводительном» труде остается термин «тариф», применяемый к транспортным услугам или электроэнергии и в коммунальной сфере. То есть к тем сферам, где продукт неосязаемый, не имеет вещественной формы (его нельзя потрогать и как следует рассмотреть). Любопытно вспомнить, что на ранних стадиях промышленного производства ученые-экономисты того времени были убеждены, что реальный продукт производится только в аграрном секторе, то есть на земле. Промышленники лишь пользуются его плодами, подвергая некоторой доработке.

Более того, теперь и домашний труд считается производительным и включается в показатели развития общенационального хозяйства. Ничего странного, хотя привыкли к таким новациям далеко не сразу. Но если посмотреть повнимательнее, то более странно, считать стирку рубашки в прачечной производительным трудом, а в точно такой же машине, но установленной дома – непроизводительным, или выпечку хлеба, или… да мало ли, что требуется в домашнем хозяйстве. А если учесть, что в развитых странах суммарное потребление энергии домашними приборами, их общая мощность достигают внушительных, «промышленных» величин, то странным уже может показаться невключение «домашних хозяйств» в число весомых производителей. Поэтому, повторим еще раз, в настоящее время любой труд (даже самый никчемный с точки зрения здравомыслящего обывателя) считается «производительным» и создающим стоимость, то есть богатство.

Как измерить экономику?

В этой связи существенному пересмотру подверглись базовые показатели, отражающие уровни развития национального хозяйства. Так, в Валовой внутренний продукт (ВВП), отражающий весь произведенный в стране продукт в течение года, стали включать (по стоимости) продукцию «домашних хозяйств». Другим важным показателем является Национальный доход. Чем они отличаются?

Валовой внутренний продукт дает представление о том продукте, которым будет располагать общество в течение следующего года. «Валовым» продукт называется потому, что учитывает всю произведенную продукцию, а «внутренним» потому, что учитывает только продукцию, произведенную предприятиями, размещенными на экономической территории страны. (Ранее рассчитывался Валовой национальный продукт, который включал продукцию предприятий, которые могли быть расположены на зарубежных территориях). В отличие от ВНП показатель ВВП более точно отражает именно усилия нации, общества данной страны, затраченные на производство своего продукта. Иными словами, благодаря этому показателю, общество знает, сколько у него будет в ближайшей перспективе кирпичей для строительства, металла для грузовиков, угля и нефти для отопления домов и обеспечения производства.

Показатель (или понятие) Национального дохода наиболее близко подходит к понятию вновь созданной или добавленной стоимости, отражающими именно «прирост» богатства. Образно его можно представить как ВВП, из которого вычтены суммы, отражающие затраты прошлого труда: использованные ресурсы станков и оборудования, сырья, учтенного в показателе за прошлые периоды и тому подобное. Иными словами, показатель национального дохода дает ответ на вопрос, насколько общество стало богаче, сколько оно в лице предпринимателей, государства и тружеников сможет потратить в следующем году на приобретение благ или средств производства.

Чей в стране продукт?

А как делится вновь созданный продукт? На самом деле это вопрос вопросов, по поводу которого ведется борьба (мирная) между тружениками, владельцами средств производства (капиталистами) и государством.

Часть, бесспорно, нужно отдать государству – ведь оно обеспечивает безопасность граждан, защиту рубежей, строит объекты государственного, общенационального значения, восстанавливает хозяйство после катастроф. В конце концов, оно управляет экономическими процессами, а с помощью бюджетных расходов содержит социальную сферу: врачей, учителей, помогает наименее обеспеченным членам общества.

Предпринимателям, занятым в самых разных сферах – от добычи полезных ископаемых до деловой информации – тоже нужны деньги. Не только на личное потребление, но и на поддержание и развитие производства: покупку станков, оборудования, сырья, компьютеров и т. д… А производство как раз и дает новый продукт, который увеличивает богатство и, одновременно, создает рабочие места.

Труженики, занимая рабочие места, получают заработную плату.

Как говорится – «скованные одной цепью».

А теперь вопросы по распределению созданного продукта. Можно ли все отдать в виде заработной платы труженикам? Была такая популистская теория «неурезанного дохода» на заре революции, согласно которой рабочий должен получать весь созданный им доход. Звучит заманчиво, но кто в таком случае будет инвестировать в производство и где потом работать тем же труженикам, получившим «неурезанный» доход? Можно ли отдать все в виде прибыли предпринимателям? Капиталист, купив яхты и бриллианты, наверняка займется инвестированием, но кто будет работать без заработной платы? Логику можно перенести на государственные расходы. Если государство все заберет в бюджет, то, что останется предпринимателям для производства, и что будут получать рабочие? Вот такой магический треугольник приходится решать постоянно в ходе политических и социальных процессов в рыночной экономике.

И еще. Несколько слов в защиту труженика, необходимости обеспечения ему как минимум достойного уровня жизни. Несколько слов, но ключевых, для понимания экономического устройства современного общества. Необходимость достойной оплаты труда – вопрос не только гуманистический и социальный. Это жесткое экономическое требование, условие функционирования рыночной экономики.

Заработная плата тружеников является важнейшим компонентом и фактором, обеспечивающим реализацию произведенного товара. Если уровни заработной платы невысоки, то производитель не сможет продать выпущенный товар, а значит, он не получит прибыль и не сможет продолжить производство. А это, в свою очередь, означает сокращение производства на следующий год, то есть обеднение страны или, что совсем понятно, резкое сокращение рабочих мест (то есть кто-то останется без работы и без заработков) и увеличение безработицы. Таким образом, проблема доходов населения не только и не столько социальная, сколько чисто экономическая. Она лежит не в плоскости «благотворительности», а в плоскости принципиальной возможности и способности производства функционировать (можно будет продать произведенный товар или нет).

На еще более научном языке способность хозяйства непрерывно из года в год возобновлять производственный цикл называется воспроизводством. Для того, чтобы цикл был непрерывным, а производство могло возобновиться, произведенный продукт должен быть реализован конечному потребителю. В свою очередь это означает, что произведенный продукт (результаты труда) был распределен между участниками таким образом, чтобы эта реализация состоялась. Проблема реализации не ограничивается рамками только фирмы или гигантской корпорации – это общеэкономическая задача на уровне всей национальной экономики. Недаром она занимала умы экономистов практически с самого начала становления экономической науки. Вспомним знаменитые таблицы Кене или К. Маркса, в которых анализировалось, при каких условиях общество способно развивать производство.

Размышления по поводу произведенного продукта и его распределения наглядно демонстрируют, что от фундаментальных и, вроде бы, скучных политэкономических понятий до таких близких и необходимых для повседневной жизни как, например, «заработная плата» всего несколько шагов.

Все для «Хомо экономикус».

«Человек-потребитель» становится центральной фигурой хозяйственного механизма. Точнее, он всегда был такой фигурой, только в настоящее время это стало особенно отчетливо видно. Если в прежние времена крестьянин на ярмарке не смог продать какое-то количество изготовленных им за зиму дуг или владелец мануфактуры несколько рулонов сукна, никакой катастрофы не наблюдалось. Производители или сокращали собственное потребление (расходы на еду, одежду) или отправляли товар на склад до лучших времен. Их денежные проблемы мало влияли на других участников рынка, поскольку все действовали, в общем-то, изолированно и независимо друг от друга.

В современном производстве, современном хозяйстве все плотно взаимосвязано – поставщики сырья, потребители товаров, банки с расчетами и кредитами, производители продуктов. Рынки до предела насыщены товарами, продавцы чувствуют локоть соперников и дыхание в затылок. Сбой в реализации товаров от производителя (особенно крупного) сказывается на всем хозяйстве. Вот почему проблема сбыта выдвигается на первый план. Причем не просто сбыта, а реализация именно конечному потребителю, то есть простому человеку, а не реализация продукции одного завода, поставляющего полуфабрикаты и заготовки другому заводу (так называемое «промежуточное потребление»). Человек прямоходящий, человек умелый, хомо сапиенс, становится человеком экономическим – «хомо экономикус». Он становится в центре производства и производство это, в конечном итоге, замыкается на него.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Экономика для любознательных"

Книги похожие на "Экономика для любознательных" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Беляев

Михаил Беляев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Беляев - Экономика для любознательных"

Отзывы читателей о книге "Экономика для любознательных", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.