» » » » Михаил Беляев - Экономика для любознательных


Авторские права

Михаил Беляев - Экономика для любознательных

Здесь можно купить и скачать "Михаил Беляев - Экономика для любознательных" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство Литагент «ИД Наука»70a5d70d-38c6-11e4-9fd0-002590591ed2, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Беляев - Экономика для любознательных
Рейтинг:
Название:
Экономика для любознательных
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-9902331-8-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Экономика для любознательных"

Описание и краткое содержание "Экономика для любознательных" читать бесплатно онлайн.



Данная книга не претендует на статус учебника, ни в коей мере не охватывает экономические проблемы во всем их объеме, и не дает исчерпывающих ответов. Задачи автора куда скромнее – познакомить читателя с основными экономическими понятиями, с которыми он может столкнуться в своей повседневной жизни, а главное, попытаться объяснить: «Как это работает?», «Какое место занимает в экономическом механизме?» и «Зачем это вообще нужно?»

Для широкого круга читателей, старшеклассников, студентов неэкономических специальностей, а также для всех, кого интересует мир экономики.

При содействии Межрегиональной общественной организации потребителей «Союз потребителей финансовых услуг» («ФинПотребСоюз»).






Так вот задача регулятора заключается в том, чтобы понять, какая теория может быть применена в качестве основной в данный момент для конкретного хозяйства, в данный конкретный период с целью выработки конкретных действий. Но для этого необходимо скрупулезно изучить особенности текущего экономического момента. Многие экономические явления, которые выглядят совершенно одинаковыми, на самом деле вызваны различными причинами, проявляются в различной экономической среде. Поэтому, методы «лечения» недуга, даже, несмотря на внешне похожие симптомы, должны быть различными, иногда даже противоположными.

В реальной экономике одна и та же ситуация имеет ничтожные шансы на абсолютно точное повторение, тем более в разных странах. Перенос опыта одной страны в другую требует крайне осторожного и взвешенного подхода, так как каждая страна имеет свою собственную историю, свою национальную культуру, свои особенности законодательства (даже если они максимально «выровнены» внутри, например, Европейского Союза), свою структуру хозяйства, свой уровень развития экономики, свою эффективность производства. Соответственно этой специфике и должен действовать регулятор, тем более, что на практике ни одна теория не применяется в чистом виде.

Ошибочные теории, может быть, и существуют, и их применение, безусловно, ничего кроме вреда принести не может, но не меньший вред приносит неправильное применение даже блестящих теоретических находок. Блестящих, правда, для вполне определенных экономических обстоятельств, обо никому, ведь, и в голову не придет рассчитывать, например, космические аппараты, ограничиваясь знаниями механики, и, наоборот, пытаться применить знания из области ядерной физики к изготовлению комбайна или сеялки на том основании, что у ядерщиков все здорово получается. Пожалуй, нет ничего более губительного для хозяйства, чем пытаться насильственно применить какую-нибудь теорию, не изучив особенности экономики своей страны и не поняв, что же действительно необходимо предпринять в данном конкретном случае и только потому, что у соседей когда-то похожий рецепт сработал.

Государство и рынок

Государство в смешанной экономике выполняет исключительно важные экономические функции, выступая одновременно и партнером по бизнесу, и обеспечивая условия для успешной работы бизнеса. Но в экономике, основанной на принципах рынка, никто и ничто, включая государство, не может обходиться без денежных средств. Для обеспечения своей работы государство формирует бюджет, то есть фонд, который оно предполагает расходовать на свои нужды. Бюджет называют главным финансовым документом страны, его, после обсуждения, принимает парламент и он имеет силу закона. И недаром, поскольку в значительной степени от бюджета, его расходной и доходной части зависят условия жизни и работы населения страны.

Государству требуется:

• во-первых, содержать свой аппарат, различные органы государственной власти;

• во-вторых, значительная часть занятых относится к, так называемой, бюджетной сфере – здравоохранение, армия, педагоги, сотрудники правоохранительных учреждений, научные сотрудники, дипломаты, пенсионеры, инвалиды.

Часть занятых работников в бюджетной сфере (государственной службе) выполняют социальные функции, помогая малообеспеченным членам общества, другие поддерживают порядок, третьи защищают рубежи Родины, обеспечивая ее безопасность. Все они нужны и необходимы. Государство не может устраниться от образовательного процесса, бросить на произвол судьбы науку, полностью положиться на самоокупаемость в медицине, отказаться от армии.

Государство как крупный предприниматель участвует в экономическом строительстве. В экономике существуют такие области, которые требуют огромных капиталовложений, но не приносят практически никакой прибыли и имеют длительный срок окупаемости, связаны с большими рисками. Естественно, в такие отрасли предприниматель идет крайне неохотно, а иногда даже не может, поскольку не имеет достаточно средств. А нередко не может взяться за их реализацию, потому что большинство таких объектов относятся к стратегически важным и частный капитал, в качестве доминирующего, там неприемлем. Но без подобных объектов не может существовать вся остальная экономика. Например, массовое строительство дорог, гидроэлектростанций, вырабатывающих электроэнергию. Такие объекты называются инфраструктурными или образно «тылами производства» – непосредственно не участ-вуя в производстве, они обеспечивают его эффективную работоспособность.

Бюджет и налоги

Итак, расходы государства немалые и без них, действительно, не обойтись. Но расходы должны обеспечиваться доходами. Откуда берет государство деньги? Частично из прибыли государственных предприятий. И это был основной источник до перестройки – ведь при социализме практически все предприятия принадлежали государству. В рыночной экономике бюджет наполняется преимущественно по налоговым каналам с некоторой добавкой в виде уплаченных штрафов, пошлин, реализованного имущества, которое принадлежало государству и некоторых других. Налогов существует огромное количество и разнообразие.

Они бывают федеральные и местные. Федеральные перечисляются в федеральный бюджет, то есть в бюджет всей страны, а местные идут местным органам и обеспечивают решение вопросов на городском (муниципальном), районном, областном уровне.

Основными налогами выступают налог на прибыль, взимаемый с предприятий и подоходный налог, уплачиваемый гражданами (а есть еще налоги на транспортные средства, земельный налог, налоги на наследство и дарения и много-много других).

Некоторые налоги существуют практически постоянно и общеприняты во всех развитых странах, другие могут иметь временный характер и быть обусловленными какими-либо чрезвычайными обстоятельствами, особенностями национальной экономики или преследовать определенные цели.

Предназначение налогов, особенно, взимаемых с граждан, большинству даже не очень знакомых с экономической наукой и практикой, хорошо известно – с одной стороны, они служат источником бюджетных поступлений, с другой, хотя бы частично, выравнивают уровни доходов, внося элемент социальной справедливости. Налоги бывают:

• прогрессивные (увеличение ставки налога по мере увеличения суммы, облагаемой налогом);

• регрессивные (все наоборот, и существуют, пожалуй, только в теории), с «плоской» шкалой, когда ставка остается неизменной независимо от уровня облагаемой суммы.

Специалистам известен и шедулярный (слово диковинное, но если вспомнить английское «schadule» – шкала, то можно примириться и с ним) налог, который часто путают с прогрессивным. Действительно, они похожи, поскольку предполагают увеличение ставки налога по мере увеличения облагаемой суммы. Но разница заключается в том, что ставка прогрессивного налога возрастает равномерно, а в случае шедулярного налога, облагаемая сумма разбивается на своеобразные ступени и каждая ступень облагается по своей ставке.

Налоги разделяются на прямые и косвенные (акцизы):

• Прямой налог уплачивается непосредственно получателем дохода в определенной сумме, рассчитанной в соответствии с существующими законами и инструкциями.

• Косвенные налоги заложены в цену реализуемого товара (например, на предметы роскоши, табак, алкоголь). Покупатель уплачивает его сам того не замечая, а в большинстве случаев и не подозревая о его существовании. Покупая товар, он одновременно оплачивает и товар и налог, поскольку такой налог включен в цену товара. Необходимо помнить, что впоследствии уплаченная сумма «расщепляется» на составные части и перечисляется по назначению получателям.

В период социалистического строительства считалось, что косвенные налоги, поскольку они относятся преимущественно к предметам роскоши или вообще необязательного для простых граждан потребления (алкоголь, табак, деликатесы), выполняют важную социальную роль, выравнивая уровни доходов, изымая лишние средства у более обеспеченных слоев, а потом, через бюджет, возвращаются в общество и расходуются на общественные потребности.

Налоги в руках государства служат серьезным и действенным инструментом регулирования экономики. Не говорим о бюджете, который позволяет государству непосредственно выполнять свои функции. Варьирование налоговых ставок, введение или отмена налогов в целом или только на определенные виды деятельности, изменение ставок, применение льготных ставок для видов деятельности, которые желательно простимулировать (вплоть до налоговых каникул) или повышение для тех, которые целесообразно притормозить – объединяется понятием налоговая или бюджетная политика государства.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Экономика для любознательных"

Книги похожие на "Экономика для любознательных" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Беляев

Михаил Беляев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Беляев - Экономика для любознательных"

Отзывы читателей о книге "Экономика для любознательных", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.