» » » » Владимир Васильев - Исторические и современные проблемы экономического развития республики Татарстан


Авторские права

Владимир Васильев - Исторические и современные проблемы экономического развития республики Татарстан

Здесь можно купить и скачать "Владимир Васильев - Исторические и современные проблемы экономического развития республики Татарстан" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Васильев - Исторические и современные проблемы экономического развития республики Татарстан
Рейтинг:
Название:
Исторические и современные проблемы экономического развития республики Татарстан
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-7042-2525-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Исторические и современные проблемы экономического развития республики Татарстан"

Описание и краткое содержание "Исторические и современные проблемы экономического развития республики Татарстан" читать бесплатно онлайн.



В работе рассмотрены исторические и современные проблемы экономического развития региона; обосновывается необходимость повышения экономической безопасности региона на основе развития современного, конкурентоспособного промышленного сектора; изучены реформы в системе управления промышленностью региона; представлены рекомендации по интеграции науки, образования и производства как фактора улучшения экономической безопасности региона.

Монография предназначена для руководителей предприятий и органов власти для разработки федеральных и региональных, отраслевых и комплексных целевых программ, направленных на повышение конкурентоспособности национальной и региональных экономик; преподавателей и студентов, а также для всех, кто интересуется вопросами региональной экономики.






Даже имеющееся в наличии новое оборудование крайне медленно внедрялось в производственный процесс. Большая его часть, подлежащая установке, сдавалась в монтаж в течение года со времени его выпуска, 1/4 часть сдавалась в течение 2 лет, вместе с тем имелись случаи, когда оборудование залеживалось на складах 2–3 года и более. Такого рода оборудование в народном хозяйстве республики на период 1977 г. имелось на сумму 45 млн руб., в том числе оборудование на сумму 4,7 млн руб. не использовалось более 5 лет. Так, оборудование, подлежащее установке, на сумму более чем 35 млн руб. находилось на складах Нижнекамского нефтехимического комбината Миннефтехимпрома СССР, большая часть которого не использовалась с 1973 г., в то же время было и такое оборудование, которое лежало без движения 8-10 лет. На КамАЗе имелось подлежащее установке оборудование на сумму 184 млн руб., в том числе на 144 млн руб. (или на 79 %) импортное. Данное оборудование находилось на складах предприятия более 3 лет[37].

Основными причинами образования излишнего оборудования являлись:

– изменение проектов строящихся объектов и технологии на реконструируемых предприятиях;

– поставка оборудования министерствами без учета возможности их использования на местах (к примеру, из-за недостаточности производственных площадей).

В результате на складах предприятий и организаций лежали новые станки и комплектующие, излишние для них: от 2 до 3 лет – 36 %, от 3 до 5 лет – 34 %, свыше 5 лет – 24 % (то есть 58 % всего излишнего нового оборудования не реализовывалось в течение 3–5 и более лет). Так, на Нижнекамском шинном заводе своевременно не были установлены, а в дальнейшем стали излишними 11 машин для определения прочности и деформации резины выпуска 1974 г. на сумму 55 тыс. руб.; на Казанском химическом заводе Министерства медицинской промышленности СССР с 1970 г. не использовалось различное оборудование на сумму 68 тыс. руб.[38]

Интересен и тот факт, что часть оборудования на предприятиях и в организациях республики была в монтаже и смонтирована, но при этом не запускалась в эксплуатацию. На начало 1977 г. такого рода оборудования было на сумму в 266,8 млн руб., в том числе на 1666,4 млн руб. (или 62 %) импортное. Только на КамАЗе было сосредоточено оборудование на сумму 99,5 млн руб., находящегося в монтаже, и на сумму 86,3 млн руб. смонтированного, но не сданного в эксплуатацию (из этого оборудования 76 % было импортным). В этой связи интересно проследить данные показатели по министерствам республики (см. табл. 1.10).

Таблица 1.10. Список министерств с находящимся на их предприятиях смонтированным, но не используемым оборудованием (в млн руб.)[39]

На предприятиях союзного и союзно-республиканского подчинения было сосредоточено 98,8 % всего оборудования, находящегося в монтаже и смонтированного, но не сданного в эксплуатацию. На предприятиях и в организациях республиканского подчинения такого оборудования имелось на 3,2 млн руб., или на 1,2 % от общего количества.

В связи с ростом городов, перетеканием сельского населения в города, ослаблением контроля со стороны руководящих органов за работой производственно-промышленного персонала наметились острые проблемы, связанные с прогулами и неявками на производство. Подтверждением данного тезиса служат показатели числа рабочих, совершивших прогулы по отраслям промышленности в 1965 и 1966 гг. (см. табл. 1.11).

Таблица 1.11. Число рабочих, совершивших прогулы по отраслям промышленности за 1965–1966 гг. (тыс. чел.)[40]

Повсеместно по всем отраслям республиканской промышленности (за исключением отрасли производства теплоэнергии и электроэнергии) наблюдался рост числа прогулов. Наибольшее же их количество было совершено в химической и резиноасбестовой, а также в лесной и деревообрабатывающей промышленности. Велика была и текучесть рабочих кадров. На предприятиях МПП ТАССР она составляла 27 %, Управления хлебопекарной промышленности при Совете Министров ТАССР – 18,2 %, в объединении «Татарстройматериалы» – 15,8 %. Ко всему этому добавлялось и то, что процент снижения прогулов также оставался практически неизменным. За 6 месяцев 1977 г. число рабочих, совершивших прогулы, к среднесписочной численности рабочих по объединению «Татарстройматериалы» составила 22,7 %, Управлению хлебопекарной промышленности при Совете Министров ТАССР – 7,7 %, Министерству топливной промышленности ТАССР – 5,7 %[41].

Во второй половине 1980-х гг. страна вступила в новую фазу своего развития – радикальной перестройке своего механизма в рамках социалистической модели хозяйствования. Не могли они не отразиться и на экономике Татарской АССР. В условиях общего экономического спада промышленность республики также испытывала значительные сложности экономического и организационного характера; серьезные противоречия в отраслевой структуре экономики; непонимание населением целей осуществляемых реформ и, как следствие, инертность, нежелание перестраиваться; сопротивление реформам на местах; конфронтация между старыми (командными) и новыми (рыночными) зарождающимися механизмами хозяйствования; непродуманность реформ и др. Решить эти проблемы руководству страны не удалось. Ошибки организационного и экономического характера, сопровождаемые проблемами политического, националистического характера, обусловили скорый развал Советского Союза.

В завершение данного раздела необходимо отметить, что Татарская АССР во второй половине XX в. еще более укрепила свои позиции в качестве ведущего индустриального центра страны. В республике продолжились процессы урбанизации, изменился качественный состав рабочей силы, возросло значение ряда перспективных отраслей, и прежде всего отраслей обрабатывающего производства (машиностроения, химической и нефтехимической промышленности).

В то же время назрели и серьезные проблемы, связанные со снижением роста региональной промышленности. И если в 1960-е гг. нормы плановых показателей практически ежегодно перевыполнялись, то уже в 1970–1980-е гг. результаты стали резко снижаться. По таким показателям, как годовой объем выпуска, реализация продукции, производительность труда, снижение выпуска низкокачественной продукции, очень часто наблюдалось недовыполнение. И даже если в отдельные годы нормы плана оказывались перевыполненными, то это происходило только за счет результативности отдельных крупных предприятий. Все это говорило о том, что общие тенденции кризиса командной экономики затронули и ТАССР.

1.2. Реформирование системы управления промышленностью в 1965–1980-х гг.

Вторая половина 1960-х гг. была ознаменована широкомасштабными контрреформами в промышленности страны, которые были обусловлены ошибками территориального руководства и необходимостью перехода к единому государственному централизованному планированию.

Задачей новой системы управления являлось сочетание элементов централизованного руководства с предоставлением широкой самостоятельности местных органов управления и усилением экономического стимулирования производства. Организационно укрепление централизованных начал должно было обеспечиваться упразднением советов народного хозяйства и восстановлением промышленных министерств.

Пути совершенствования управления промышленностью были намечены новым руководством в сентябре 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС. Пленум принял решения, направленные на дальнейшее усиление научного руководства хозяйственной жизнью страны, более полного использования объективных экономических законов и преимуществ социалистического строя[42]. В дальнейшем XXIII съезд КПСС одобрил решения Пленума ЦК, что явилось отправной точкой реформирования экономики.

В соответствии с этими задачами были упразднены Высший совет народного хозяйства СССР Совета Министров СССР, Совет народного хозяйства СССР, а также республиканские советы народного хозяйства и советы народного хозяйства экономических районов. Общее государственное управление экономикой стал осуществлять Совет Министров СССР, к функциям которого относились выявление важных народнохозяйственных потребностей, установление необходимых для их удовлетворения ресурсов, определение в соответствии с этим требуемых для всего народного хозяйства потребностей и темпов роста всей экономики и ее отдельных отраслей. Координирующую роль Совет Министров СССР осуществлял через соответствующие центральные ведомства и министерства[43]. По Конституции СССР[44] были разграничены права и обязанности республик в вопросах управления. Союзная республика должна была обеспечивать комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, проводить в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР, осуществлять координацию и контроль деятельности предприятий, объединений, учреждений и организаций союзного подчинения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Исторические и современные проблемы экономического развития республики Татарстан"

Книги похожие на "Исторические и современные проблемы экономического развития республики Татарстан" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Васильев

Владимир Васильев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Васильев - Исторические и современные проблемы экономического развития республики Татарстан"

Отзывы читателей о книге "Исторические и современные проблемы экономического развития республики Татарстан", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.