» » » » Владимир Васильев - Исторические и современные проблемы экономического развития республики Татарстан


Авторские права

Владимир Васильев - Исторические и современные проблемы экономического развития республики Татарстан

Здесь можно купить и скачать "Владимир Васильев - Исторические и современные проблемы экономического развития республики Татарстан" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Васильев - Исторические и современные проблемы экономического развития республики Татарстан
Рейтинг:
Название:
Исторические и современные проблемы экономического развития республики Татарстан
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-7042-2525-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Исторические и современные проблемы экономического развития республики Татарстан"

Описание и краткое содержание "Исторические и современные проблемы экономического развития республики Татарстан" читать бесплатно онлайн.



В работе рассмотрены исторические и современные проблемы экономического развития региона; обосновывается необходимость повышения экономической безопасности региона на основе развития современного, конкурентоспособного промышленного сектора; изучены реформы в системе управления промышленностью региона; представлены рекомендации по интеграции науки, образования и производства как фактора улучшения экономической безопасности региона.

Монография предназначена для руководителей предприятий и органов власти для разработки федеральных и региональных, отраслевых и комплексных целевых программ, направленных на повышение конкурентоспособности национальной и региональных экономик; преподавателей и студентов, а также для всех, кто интересуется вопросами региональной экономики.






Такое емкое понятие, очевидно, предопределило и его широкое применение. В настоящей работе мы будем говорить об интеграции образования, науки и производства. Какая концепция может стоять в основе такого объединительного процесса, какова результативность его в последние два десятилетия, какие количественные и качественные изменения происходят и ожидаются в логике интеграции образования, науки и производства на территории Республики Татарстан? Эти и другие вопросы мы рассмотрим здесь через призму инженерно-технического образования. Интерес к подготовке и повышению квалификации инженерно-технических работников обусловлен актуальностью такого образования для социально-экономического развития страны. Республика Татарстан в работе рассматривается как субъект Российской Федерации с определенно положительным результатом интеграции образования, науки и производства, а также перспективами, связанными с ней.

В отечественной и зарубежной практике накоплен значительный опыт интеграции науки, образования и производства, широко представленный в научно-педагогической литературе (Ю. В. Шагина, 3. С. Сазонова, Ю. В. Левицкий и др.).

В ряде исследований (А. Е. Упшинская, А. М. Коптяев, В. Б. Супян и др.) отмечена целесообразность интеграции науки и образования. В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» интеграция науки и образования выделена в качестве одной из целей этой политики. Достижение данной цели осуществляется «на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов, лабораторий на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования, кафедр на базе научных организаций государственных академий наук, а также научных организаций федеральных органов исполнительной власти»[84].

Интеграция науки и производства в трудах исследователей (Е. М. Коростышевская, И. А. Халиуллин и др.) является одним из основных факторов развития промышленного сектора, продуктивности экономики.

В работах, посвященных интеграции образования и производства, приводятся доказательства ее эффективности для человека и общества в целом (А. Р. Шайдуллина, Н. К. Чапаев, М. Г. Кокорев, В. В. Моисеенко, И. П. Смирнов и др.). Не закрепленная законодательно, как в случае интеграции науки и образования, интеграция образования и производства, науки и производства, тем не менее, получила широкое практическое выражение.

Обзор исследований не оставляет сомнений в справедливости предположения о целесообразности трехкомпонентной интеграции. Из обзора также следует вывод о том, что науку, образование и производство необходимо исследовать не как последовательные явления, а как взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы. Схематично такую взаимообусловленность можно представить в виде орграфа с тремя вершинами и шестью разнонаправленными дугами (см. рис. 2.1).

Рис. 2.1. Ориентированный граф «Взаимообусловленность образования, науки и производства»

Во взаимосвязи эти процессы детерминируют развитие друг друга. Человеческий капитал от образования и материальный – от производства обеспечивают приращение в науке интеллектуального капитала.

Нам представляется необходимым рассматривать на данном этапе рассуждений не образование в целом, а профессиональное образование в частности, поскольку оно в значительной степени обусловлено требованиями производства и науки. Необходимость соответствия содержания и структуры профессионального образования потребностям рынка труда отмечена в Федеральной целевой программе развития образования на период 2011–2015 гг. В обществе одним из критериев эффективности профессионального образования является профессиональная подготовленность выпускников. От уровня удовлетворенности производства в квалифицированных кадрах зависит оценка качества подготовки таких специалистов. Сложившийся стереотип, однако, не исключил идею гуманизации образования, принятую институтами образования в качестве доктрины. На законодательном уровне как принцип государственной политики в области образования определен «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье»[85].

В таком ключе «интеграцию науки, профессионального образования и производства в самом общем виде необходимо рассматривать как взаимодействие этих процессов, направленное на получение нового научного знания, свободное и всестороннее развитие личности, а также реализацию спроса в квалифицированных кадрах на рынке труда»[86].

Рассмотрим подробно современные концепции интеграции на предмет наибольшего соответствия их направленности на ее триединый результат.

На практике потребность работодателей в кадрах абсолютизируется в понимании цели профессионального образования, пропагандируются концепции взаимодействия профессионального образования и рынка труда, социального партнерства, концепция высшего профессионального образования рабочих[87]. Объяснить это можно продолжительной тенденцией уменьшения роли государства, выраженной в его стремлении в максимально допустимой степени реализовать ультралиберальную модель финансирования образования. Рынок труда, как основной потребитель, формируя заказ образованию, устанавливает критерии качества подготовки исходя из необходимости решения конкретных задач на производстве, не основываясь на понимании важности развития личности, общества в целом.

Есть примеры исследований экономистами весьма формализованного подхода к анализу взаимодействия профессионального образования и рынка труда, анализу экономической стоимости образования как формы инвестиции. Учеными рассматриваются такие методы расчета экономического эффекта от инвестиций в образование, как: алгебраический метод, метод функции прибыльности, метод расчета экономического вклада образования в зависимости от агрегатной формы функции, метод расчета возможного экономического эффекта индивидуальных инвестиций в образование с точки зрения корпоративного эффекта[88]. Такие подходы к определению эффективности образования укореняют представления о профессиональных компетенциях как о безальтернативной ценности для общества.

Современные подходы к оценке инвестиций в образование, на наш взгляд, являясь рыночными по своей сути, должны быть пересмотрены подобно тому, как это сделано в экономике природопользования в отношении оценки природы. По аналогии можно предложить рассматривать общую экономическую ценность результата образования для рынка труда как сумму стоимости использования (эта стоимость может быть рассчитана одним из вышеперечисленных методов) и стоимости неиспользования, отражающей социальные аспекты значимости результатов образования для общества, не связанные, однако, ни прямо, ни косвенно с выгодами для производства. В этом случае метод расчета эффекта от инвестиций в образование будет соответствовать представлениям о направленности интеграции науки, профессионального образования и производства на новое знание, развитие личности, удовлетворение спроса рынка труда в кадрах.

Среди современных концепций интеграции образования и производства концепция открытости в образовании в большей степени сориентирована на развитие личности. Однако в логике реализации данной концепции производство может остаться не удовлетворенным.

Таким образом, каждая из концепций в отдельности (концепция взаимодействия профессионального образования и рынка труда, социального партнерства, концепция высшего профессионального образования рабочих, открытости в образовании) не отвечает общему представлению об интеграции как условии взаимообусловленного развития ее компонент. Поэтому мы склонны рассматривать их в качестве концептуальных положений, которые необходимо реализовывать во взаимосвязи. Необходимо, чтобы концепции, ориентированные на производство, были увязаны с концепцией, направленной на развитие и общества (в целом), и личности (в частности). Примером такой взаимосвязи может послужить объединение концепций социального партнерства и открытости в образовании. Поскольку каждая из этих концепций предполагает определенную стратегию ее реализации, очевидно, что в качестве положений новой концепции они в значительной степени предопределят принципы интеграции образования и производства, условия, модели, механизмы, требования, процедуры и др.

Таким образом, результаты исследований вышеперечисленных авторов и многих других работ в значительной степени способствовали решению проблемы интеграции науки, профессионального образования и производства, но не исчерпали ее. Об этом свидетельствует, например, дефицит инженерно-технических работников на производстве. Необходимость повышения эффективности интеграции образования, науки и производства актуализировала поиск новых решений.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Исторические и современные проблемы экономического развития республики Татарстан"

Книги похожие на "Исторические и современные проблемы экономического развития республики Татарстан" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Васильев

Владимир Васильев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Васильев - Исторические и современные проблемы экономического развития республики Татарстан"

Отзывы читателей о книге "Исторические и современные проблемы экономического развития республики Татарстан", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.