» » » » Б. К. С. Айенгар - Сердце Йога-сутр


Авторские права

Б. К. С. Айенгар - Сердце Йога-сутр

Здесь можно купить и скачать "Б. К. С. Айенгар - Сердце Йога-сутр" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Здоровье, издательство Литагент «Альпина»6bdeff1e-120c-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Б. К. С. Айенгар - Сердце Йога-сутр
Рейтинг:
Название:
Сердце Йога-сутр
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2015
ISBN:
978-5-9614-3749-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сердце Йога-сутр"

Описание и краткое содержание "Сердце Йога-сутр" читать бесплатно онлайн.



Вся жизнь Б.К.С. Айенгара была посвящена практике и изучению йоги. В процессе неустанного труда ему удалось создать уникальную практическую методику, которую отличает точность и ясность. Убежденный в том, что йога предназначена для всех – юных и пожилых, здоровых и больных, богатых и бедных, Айенгар сумел адаптировать древнейшее искусство к восприятию современников. Именно Айенгару мы обязаны распространением йоги по всему миру, и его метод стал одним из наиболее популярных. Айенгаровская «Йога-дипика. Прояснение йоги» служит учебником для нескольких поколений учеников по всему миру. В настоящей работе он внятно и доступно растолковывает афоризмы Йога-сутр Патанджали, раскрывая читателю философскую суть этого великого учения. С предисловием Далай-ламы.






В главе V я рассмотрел понятия кутастха и паринама читты. Я полагаю, что, прежде чем рассматривать свойства читты, следует взглянуть на эти понятия еще раз более подробно.

4. Кутастха читта (большое «Я»)

Абсолютное, чистое сознание – это не что иное, как созерцатель, который остается навеки невозмутимым, устойчивым, безмолвным и исполненным блаженства. Эта чистая грань сознания остается неизменной от рождения до смерти. Кутастха, абсолютное сознание, обитает в сущности (свастха) в форме большого «Я» (ахам-акара), в то время как меняющееся сознание имитирует реальное сознание, превращаясь в эго (ахамкару).

5. Паринама читта (малое «я»)

Другой гранью сознания является паринама читта, колеблющееся сознание, устремляющееся в разных направлениях, постоянно меняющееся. Это сознание возбужденное, прыгающее с одной мысли на другую и увлекающееся целым ворохом идей. Я называю читту в ее переменчивости эго, ахамкарой, малым «я», употребляя в последнем словосочетании строчную букву, чтобы разграничить это сознание и сознание неизменное. Переменчивая читта возникает из читты, изменениям не подвластной. Кутастха читта – это чистое сознание, в то время как паринама читта – сознание омраченное.

вритти сарупьям итаратра (I. 4)

Зеркало не может отражать образ четко, если на нем налет пыли. Так же и созерцатель, имея на себе отпечатки чувств восприятия, оказывается под их воздействием и превращается в искусственное, сотворенное сознание.

нирмана-читтани асмита-матрат (IV. 4)

Когда зеркало чисто, отражение в нем тоже чисто. Так же и созерцатель, отстраняясь от буйного потока мыслей и растождествляя себя от них, сияет один во всей своей славе и отражает собственную чистоту без всякого искажения.

Часто искусственное сознание маскируется под истинную асмита-читту. Нужно воспитывать свое сознание, развивать его таким образом, чтобы оно не имитировало истинное, а преображалось в него.

Исходя из этих двух сутр, становится очевидным, что термин асмита можно понимать по-разному в зависимости от контекста. С точки зрения главы IV Йога-сутр асмита – это чувство индивидуальности, прорастающее из созерцателя. Она отождествлена со своим источником и понимается как чистое сознание. Но с точки зрения главы II это чувство индивидуальности, присущее незрелому сознанию, которое заявляет о себе как о чистом сознании, порождая тем самым клеши.

Чтобы показать разницу между кутастха и паринама читтой на практике, я расскажу, как присутствие большого «Я», чистого сознания созерцателя, ощущается в занятиях пранаямой, асанами и дхьяной.

В пранаяме вдох начинается во вместилище кутастха читты, а затем преобразуется в паринама читту. При задержке после вдоха (антара кумбхака) кутастха читта смешивается с паринама читтой, сливаясь с ней в единое целое. На вдохе, при котором воздух выталкивается наружу, паринама читта убывает, а кутастха читта, наоборот, прибывает. На задержке после выдоха (бахья кумбхака) паринама читта поглощается созерцателем и становится с ним одним целым (кутастха читта).

Когда мы выполняем асаны, кутастха читта преобразуется в паринама читту, забывая свою истинную природу, утрачивая устойчивость. Сознание уподобляется беспокойной птичке из легенды, рассказанной в Мундакопанишаде. Это хорошо заметно со стороны. Какие-то части тела растягиваются слишком сильно, какие-то – недостаточно. В одних чувствуется опаска, в других – боль (бадхана), а где-то возникает приятное, сладкое ощущение (бхавана). Какие-то мышцы работают охотно и внимательно, какие-то против желания и небрежно, а некоторые остаются безразличными, не давая никакого отклика или сопротивления.

Вместилищем кутастха читты в процессе выполнения асан становится срединная линия тела от макушки до промежности. Практикующему следует работать в позах так, чтобы паринама читта (в данном случае боковые части тела) выравнивалась на одной линии с кутастха читтой. Можно также заставить разум (буддхи) протекать и разливаться единым потоком, подобно маслу, неуклонно текущему из одного сосуда в другой при переливании.

Как опытный практикующий я уверен, что если вернуть разум, отклоняющийся в ненужных направлениях, в единое русло и позволить ему растекаться от одной границы тела к другой целостным потоком, то выполнение асан превратится в стхирам сукхам асанам. Когда паринама читта трансформируется в кутастха читту, блуждающий читтан преобразуется в однонаправленный читтан. Это веданта. «Веда» означает «знание», а «анта» – это апогей (знания, мудрости). Когда мы выполняем асаны должным образом, свет разума созерцателя распространяется вдаль и вширь, беспрепятственно освещая собой все вокруг и равномерно распространяясь по всему телу. В этом совершенство асан. Когда свет созерцателя разливается от своего источника к периферии, а от периферии – к источнику, наступает завершающий этап – веданта асаны. Это и есть стхира сукхам асанам (II. 46).

Единственность разума, текущего от сердцевины к границам, подробно разъясняется в сутре II. 26.

Только достигнув вивекакьяти (см. Й-с., II. 26), практикующий в состоянии понять подлинное значение сутры II. 48:

тата двандва-анабхигхата (II. 48)

В совершенно выполняемой асане человек должен cокрушить двойственность сознания и пережить ничем не омрачаемое состояние единства.

В дхьяне паринама читту образуют чувства, ум, разум, ахамкара (эго) и сознание. В состоянии созерцания (дхьяна) эти элементы паринама читты должны свернуться в направлении кутастха читты. Устремление к созерцателю должно привести к тому, чтобы обе читты слились воедино.

В дхьяне нужно подтолкнуть паринама читту к объединению с кутастха читтой, чтобы чистое сознание стало постоянным, непрерывным и сохраняло сфокусированную осознанность. Тогда наступает экатаната дхьянам (III. 2).

Если практиковать асану, пранаяму и дхьяну в таком духе, можно непосредственно познать чистоту читты, неподвластной изменениям гун природы.

кшана-пратийоги паринама-апаранта-нирграхья крама (IV. 33)

Когда изменения гун прекращаются, останавливается и череда мгновений. Как следствие, ощущение времени стирается. Переживание этого есть кутастха читта, оно наступает, когда в выполнении асаны и пранаямы достигнуто совершенство. Отныне созерцатель начинает устремляться к Господу.

Вот каким образом йога-садхака успокаивает колебания гун (пракрити лая) и устремляется к покорению природы (пракрити джая), которое ведет к кайвалье.

В главе IV Йога-сутр Патанджали исчерпывающим образом исследует характер и свойства сознания, в том числе его способности к трансформации. Постигая сознание, можно научиться успокаивать негативные (пратикула) мыслительные волны, а положительные (анукула) – сохранять и подталкивать к эволюции, происходящей в рамках инволюционного процесса. Все это осуществляется с помощью йогической дисциплины.

У некоторых людей отпечатки садханы, осуществляемой в предыдущих жизнях, свидетельствуют о зрелом сознании. Памятуя об этом, Патанджали выделяет в первой сутре Кайвалья-пады пять категорий реализованных йогинов, обладающих силами (сиддхи). К ним относятся: а) йогин по рождению, таких мы называем одаренными (джанма); б) йогин, переживший божественность с помощью трав и снадобий (аушадха); в) йогин, обретший опыт через пение мантр; г) йогин, обретший опыт через аскетизм (тапас); д) йогин, обретший опыт путем глубокого наблюдения и погруженности (самадхи). Таким образом, йогины, относящиеся к двум последним категориям, обретают опыт путем йоги. Вот что об этом говорит Патанджали в последующей сутре:

джати-антара-паринама пракрити-апурат (IV. 2)

Благодаря тому, что йогин придерживается преданной йогической практики, изобильный поток божественной энергии преобразуется в положительные, благоприятные мысли (анукула вритти). В то же время у других негативные мыслительные волны, идущие против потока (пратикула вритти), прерывают инволюцию.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сердце Йога-сутр"

Книги похожие на "Сердце Йога-сутр" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Б. К. С. Айенгар

Б. К. С. Айенгар - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Б. К. С. Айенгар - Сердце Йога-сутр"

Отзывы читателей о книге "Сердце Йога-сутр", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.