Джеффри Чосер - Кентерберийские рассказы
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Кентерберийские рассказы"
Описание и краткое содержание "Кентерберийские рассказы" читать бесплатно онлайн.
Предлагаемая книга является первым в России полным академическим изданием «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосера, одного из самых известных и важных памятников английской литературы позднего средневековья (XIV в.). Чосер не успел завершить «Кентерберийские рассказы», до нас они дошли лишь частично. Книга содержит перевод всех десяти сохранившихся фрагментов памятника, расположенных в том же порядке, что и в наиболее авторитетных рукописях. В разделе «Дополнения» дана лирика Чосера. В «Приложениях» читателю предлагаются статьи о творческом пути Чосера, о литературных параллелях данного памятника с творчеством русских писателей: Гоголя, Толстого, Достоевского.
Теперь давайте поговорим о сем омерзительном грехе похоти, который называют прелюбодеянием у людей женатых, то есть если женщина, или мужчина, или оба они состоят в браке. Святой Иоанн говорит, что прелюбодеи будут в преисподней кипеть в пруду из огня и серы,1459 в огне за разврат, в сере — за мерзость похабного своего греха. Безусловно, попирать таинство брака — ужасный грех; ибо Господь сам установил его в раю и подтвердил Христос, по свидетельству евангелиста Матфея: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и да будут два одною плотью».1460 Сие таинство символизирует соединение Христа со святою церковью. И Бог запретил не только дела блудные, но не велел даже желать жены ближнего своего. И в этой заповеди, говорит святой Августин, запрещается всякое желание совершить блуд.1461 Послушайте, что говорит в Евангелии святой Матфей, «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».1462 Здесь видно вам, что не только дела греховные запрещены, но и само желание совершить их запретно. Сей мерзкий грех сильно вредит тем, кто в нем закоснел: во-первых, их душе, ибо он предает ее греху и мукам вечной смерти; и телу он вредит страшно, ибо сушит, и тратит, и бесчестит его, а из крови уготовляет жертву дьяволу; и губит и имущество, и его самого. И, безусловно, если отвратительно тратить имущество свое на женщин, то еще гнуснее, когда в грязной похоти женщины тратят на мужчин и имущество, и себя самое. Сей грех, как говорит пророк, лишает и мужчин, и женщин и чести, и доброй славы; и дьяволу весьма любезен, ибо сим собирает он в мире самую богатую жатву. И точно так же, как купец радуется более той сделке, что сулит более выгоды, так и враг радуется сей мерзости.
Сие есть вторая рука дьявола, с пятью пальцами, дабы уловлять людей для своих дел подлых. Первый палец — похотливые взгляды женщины распутной и распутного мужчины, которые убивают, как взгляд василиска;1463 ибо похоть взгляда следует за похотью сердца. Второй палец — похотливые прикосновения. А посему говорит Соломон: кто касается женщины, подобен тому, кто касается скорпиона, который жалит и убивает на месте своим ядом, или тому, кто хватает кипящую смолу и обжигает пальцы.1464 Третий палец — нечистые слова, которые подобны огню, что сразу же зажигает сердце. Четвертый — поцелуи; и, поистине, каким дураком был бы тот, кто задумал бы поцеловать устье горячей печки или горна; но еще глупее те, что целуют порочные уста, ибо сии суть уста адовы; и особенно эти слюнявые дураки, развратные старикашки, которые всё норовят сорвать то, чего и схватить-то не могут. Похожи они, разумеется, на псов; ибо когда пес подходит к розовому кусту, или к какому другому, то хоть ему ссать и не хочется, а все равно задерет ногу и притворится, что ссыт. А что до того, что многие думают, что не грех то, что ты делаешь со своею женой, то, разумеется, мнение сие ошибочно, ибо, видит Бог, можно зарезаться собственным ножом и упиться из своей бочки. Безусловно, если ты любишь женщину, или ребенка, или еще кого в этом мире больше Бога, то это — кумир твой, а ты идолопоклонник. Жену следует любить пристойно, терпеливо и умеренно, как если бы она была твоя сестра. Пятый же палец чертовой руки — сам вонючий грех блудный. Несомненно, пять пальцев чревоугодия погрузил дьявол в утробу человека; а пятью пальцами разврата хватает он его сразу под уздцы, чтобы обрушить прямо в адское жерло, где будет огонь неугасающий и червь неумирающий, плач и рыдание, голод и жажда, и ужастенные бесы, которые будут его терзать без срока и отдыха. От блуда, как я уже говорил, происходят различные его разновидности, например, прелюбодеяние, если мужчина и женщина не женаты; сие грех смертный и противоестественный. Все, что естеству враждебно и разрушительно, то противоестественно. Ей-Богу, разум говорит человеку, что это — смертный грех, поскольку Господь запретил блуд. И святой Павел дает им лишь такое царство,1465 какое причитается совершившим грех смертный. Другой блудный грех есть лишить деву девственности; ибо тот, кто это делает, низводит деву из высшего состояния, какое есть в этой жизни, и лишает ее столь драгоценного плода, что он в книге называется плодом стократным,1466 — не знаю, как это лучше назвать по-английски, но по-латыни он называется centesimus fructus1467 (у Иеронима, Contra Jovinianum1468). Тот, кто это делает, совершает черное дело и приносит такой вред, что человеку и вообразить трудно; точно так же, как иногда он сам виной ущербу, который скот причиняет полю, если он проломил изгородь и поломал кусты вокруг него, разрушив то, что не восстановишь; ибо столь невозможно вернуть девственность, сколь и руку, отрубленную от тела, заставить прирасти; дева сия может надеяться на прощение, если покается, но никогда уже не будет такой, как до совращения. И хотя я уже говорил о супружеской неверности, все же полезно сказать еще об опасностях, которые с нею связаны, дабы не впадать в сей мерзкий грех. Неверность, по-латыни advoutrie,1469 значит осквернение чужого ложа, через что два человека, бывшие единой плотью, предают тело свое другим людям. Из этого греха, как говорит мудрый человек, проистекает много зол;1470 первое, потеря веры, а, безусловно, вера есть ключ к христианскому миру; и если вера порушена и погибла, то и мир христианский пропал — стоит он праздно и бесплодно. Грех сей — то же воровство, ибо воровство есть лишение человека его имущества против его воли. И, несомненно, сие есть кража самая мерзостная, какая только может быть, когда женщина крадет свое тело у мужа и отдает его негодяю, себе на позор; и крадет душу свою у Христа и отдает ее дьяволу. Такая кража гнусней, чем взломать церковь и украсть утварь церковную; ибо прелюбодеи духовно взламывают храм Господень и крадут сосуд благодати, то есть тело и душу; за что Христос их покарает, как говорит святой Павел.1471 Разумеется, сего греха весьма устрашился Иосиф, когда жена его господина просила его о гнусном деле,1472 а он сказал: «Вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сем, и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу перед Богом?» Увы! редко теперь встретишь такую верность. Вред третий состоит в том, что гнусно нарушается Божья заповедь и попирается сотворивший их брак, то есть Христос. Ибо, несомненно, таинство брака исполнено благородства и достоинства; тем больший грех нарушить его; ибо Господь установил брак в раю, когда человек был невинен, дабы умножать род людской во славу Божию; и посему нарушение его тем более прискорбно, и от этого часто происходят самозваные наследники, нечестно наследство получающие; и посему лишит их Господь Царства Небесного, которое должны наследовать добрые люди. Из-за попрания брака порой происходит так, что люди по неведению сочетаются и грешат с родственниками; особенно же те развратники, что ходят в притоны дурных женщин, которых можно сравнить с общим отхожим местом, куда люди валят всю грязь, какая в брюхе скопилась. А что сказать о сводниках, то есть живущих за счет этого страшного греха, принуждая женщин, причем порой свою собственную жену или дочь, как сии сводники делают, дабы от торговли телом получить прибыль? Поистине, отвратителен сей грех и мерзок. Учтите также, что прелюбодеяние не зря стоит в заповедях между убийством и кражей, ибо оно есть величайшая из возможных краж, то есть кража души и тела; и подобно оно человекоубийству, ибо рассекает надвое то, что должно быть единой плотью. А посему по ветхозаветному закону виновных следует убить,1473 и, однако, по закону Христову, который есть закон милосердия, — когда Он сказал женщине, схваченной в прелюбодеянии и ожидавшей, что ее побьют камнями по закону еврейскому, как по их закону полагается: «Ступай, — молвил ей Христос, — и больше не греши»,1474 — отмщение за блуд есть адские муки, если покаяние от них не избавит. Есть и еще разновидности гнуснейшего сего греха, как, например, когда один или оба посвятили себя Богу или даже приняли сан, к примеру, диакона, или священника, или госпитальера;1475 и чем выше сан их, тем тяжче грех. А что этот грех еще больше отягчает, так это нарушение обета целомудрия, который они дали; и более того, рукоположение есть первое из сокровищ Господних, и само по себе есть знак и символ целомудрия, дабы показать, что все они целомудрию обручены и что из путей жизни сей путь всех предпочтительней. Также все принявшие сан получают от Бога особый титул и становятся ближайшими из Его слуг; и если кто из них совершит смертный грех, то предаст прямо Бога и народ Божий, ибо народ их кормит, дабы они за него молились; а если они — предатели, то от их молитв нет никакой пользы. Священники по достоинству сана и таинству рукоположения подобны ангелам; но истинно говорит святой Павел, что и сатана принимает вид ангела света.1476 Поистине, священника, грешащего грехом смертным, можно уподобить ангелу тьмы, принявшему вид ангела света; кажется он ангелом света, а сам-то — ангел тьмы. Такие священники суть сыновья Илии, как показано в Книге Царств, что они были сыновья Велиала, то есть диавола.1477 «Велиал» значит «не знающий ярма», и так у них и есть; они себя мнят свободными и не признают закона, как тот бык, на котором не пашут, и который берет любую корову в своем селенье. Так и у них: ибо как одного нерабочего быка на все селение хватает, так и развратный священник развращает весь приход, а то и всю страну. Те, как сказано в книге,1478 не знали долга священников в отношении к народу и Господа не знали; не удовлетворялись, как в той же книге говорится, вареным мясом, которое им подносили, но вилкой брали мясо сырое. Разумеется, сии беззаконники не удовлетворяются мясом жареным и вареным, каким народ их кормит в знак уважения, но жаждут живой плоти его жен и дочерей. И, безусловно, те женщины, что поддаются на их развратные домогательства, больно обижают и Христа, и святую Церковь, и всех святых, и все души, ибо отнимают тех, кто должен почитать Христа и Церковь и за христианские души молиться. И потому лежит на сих священниках и их милашках, что согласились на такой разврат, проклятие всего мира христианского, покуда они греха не искупят. Третий вид блуда порой случается меж мужем и женой; это случается, когда они бывают вместе без всякой цели, кроме плотского наслаждения, как говорит святой Иероним;1479 и считают, что раз они женаты, то и должны быть вместе и ни о чем не думать. Но в таких людей дьявол вселяется, как сказал архангел Рафаил Товии;1480 ибо в совокуплении своем изгнали они из сердца Иисуса Христа и предались всякой скверне. Четвертая разновидность — соединение тех, кто состоит в родстве или свойстве, или с теми, с кем у их отцов или родных была незаконная связь; сей грех уподобляет псам, которые родства не считают. И, разумеется, родство считается и духовное, и плотское. Духовное — если речь идет о крестном или крестнике; ибо как тот, кто рождает ребенка, отец ему по плоти, так же крестный отец — отец по духу; посему женщина не может соединиться с родственником духовным, не согрешив столь же тяжко, как если бы совокупилась с отцом родным или братом. Пятая разновидность — грех столь отвратительный, что о нем ни говорить, ни писать нельзя, хотя в Святом Писании он обсуждается открыто.1481 Но, хотя Святое Писание и пишет о мерзком сем грехе, его это, разумеется, не оскверняет, как не оскверняется солнце, освещая навозную кучу. Другой грех, относящийся к блуду, происходит во сне, и часто случается с девственниками и также с людьми уже падшими; называют его поллюцией, которая бывает от четырех причин. Иногда она происходит от избытка влаги в теле, ибо у мужчины в теле жидкостей с избытком и они густые; иногда от нездоровья, по недостатку сдерживающей силы, как врачи это называют; иногда от обильной еды и питья; порой от скверных мыслей, что были у человека, когда он засыпал, что, конечно, грешно, и сего надо избегать, а то впадешь в тяжкий грех.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Кентерберийские рассказы"
Книги похожие на "Кентерберийские рассказы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Джеффри Чосер - Кентерберийские рассказы"
Отзывы читателей о книге "Кентерберийские рассказы", комментарии и мнения людей о произведении.




























