Джеффри Чосер - Кентерберийские рассказы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Кентерберийские рассказы"
Описание и краткое содержание "Кентерберийские рассказы" читать бесплатно онлайн.
Предлагаемая книга является первым в России полным академическим изданием «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосера, одного из самых известных и важных памятников английской литературы позднего средневековья (XIV в.). Чосер не успел завершить «Кентерберийские рассказы», до нас они дошли лишь частично. Книга содержит перевод всех десяти сохранившихся фрагментов памятника, расположенных в том же порядке, что и в наиболее авторитетных рукописях. В разделе «Дополнения» дана лирика Чосера. В «Приложениях» читателю предлагаются статьи о творческом пути Чосера, о литературных параллелях данного памятника с творчеством русских писателей: Гоголя, Толстого, Достоевского.
198
614 …Снотворных трав и опия из Фив… — Опий, произведенный в Египетских Фивах, был хорошего качества, поскольку его издревле культивировали для врачебных целей и мумификации.
199
636 Феб — латинское имя бога солнца Аполлона.
200
649 …жимолость там есть… — символ любви, так как ползучий кустарник цепляется за соседние деревья. В оригинале упоминается и «дерево-боярышник» (боярышник обычный), поскольку он цветет в мае, был символом Майского дня (праздника плодородия).
201
664 … У поля есть глаза, у леса — уши. — Распространенная у европейских народов пословица.
202
671 …И спел рондель на превеселый лад… — вариант рондо: твердая стихотворная форма итал. rondo, фр. rondeau, от rond — круг) выкристаллизовалась во французской поэзии конца XIV в. и состояла из 14 строк в 3 строфах с рифмовкой ABba, abAB, abbaAB.
203
688 Кадм — легендарный основатель беотийских Фив, отец Семелы, матери Диониса. Все цари Фив происходят из рода Кадма. Построил Кадмею, фиванский акрополь (верхний город, где располагались храмовые комплексы и общественные здания).
204
688 Амфион — сын Зевса и Антиопы, вместе с братом-близнецом Зетом построил непробиваемые мощные стены Фив. Камни сами укладывались друг на друга, повинуясь магическим звукам волшебной кифары, которую Амфиону подарил Гермес.
205
805 Судьбина — управитель неизменный… — Судьба считалась инструментом Провидения Господня, по мнению Боэция, она «упорядочивает движением отдельное, распределяя и наделяя местом и формой» (Утешение Философией, IV, проз. 6).
206
814 …Всем этим Око правит в вышине. — В христианской символике возможно наложение нескольких коннотаций. «Солнце» и «око» выступают в качестве метафорического обозначения некоторых атрибутов Бога (жизнь, милость, свет, истина, познание): Пс. 31:8; Зах. 9:1. Метафора встречается у Овидия применительно к богу солнца, Гелиосу: «Я — тот самый, — сказал, — кто длящийся год измеряет, / Зрящий все и которым земля становится зряча, / Око мира» (Метаморфозы, 225-229).
207
824 Диана — греч. Артемида, трехликая дочь Зевса и Лето (Латоны), сестра-близнец Аполлона, богиня-девственница, покровительница диких зверей, деревьев и охоты, богиня луны (Селена), плодородия и деторождения (Персефона). Культовыми животными были лань и медведь.
208
854 Маршал — лицо, ответственное за подготовку и проведение турнира.
209
888… От строгой пытки вас освобожу я. — Необходимость в пытке отпала, поскольку Паламон и Арсита уже признались, кто они и почему вступили в поединок.
210
903 …В высоких душах жалость — частый гость… — любимая характеристика благородного сословия и королей у Чосера (см. Рассказ Юриста, Рассказ Сквайра, Легенду о славных женщинах), вероятно, заимствована у Данте (Божественная Комедия, Ад, V:100) или Овидия (Скорбные элегии, III, 5:31-32).
211
Благословенный (лат.).
927 О benedicite! — восклицание «О, благослови (Боже)!», иногда употреблялось в качестве божбы.
212
952 …Чем та кукушка или заяц в поле. — Неясное место, в манускриптах существуют разночтения. Предполагается, что традиционно кукушка глупа, а заяц — сумасшедший или распутный.
213
1001 …Убьет его иль сгонит за межу… — граница турнирного поля в виде невысокой ограды. При Ричарде II она делалась размером 60x40 шагов с двумя воротами на запад и восток.
214
1031-1032 Амфитеатр из многих ступеней / Был вышиною в шестьдесят пядей. — В оригинале высота измеряется шестьюдесятью шагами. Колоссальные размеры арены турнира заимствованы у Боккаччо («Тезеида»), и она напоминает Колизей. В отличие от «Тезеиды» Боккаччо все постройки сооружаются специально для турнира в течение года.
215
1046 Венера — древнегреч. Афродита — златоволосая богиня красоты и любви, олицетворение вечной юности, покровительница мореплавания. Родилась около острова Кифера из крови оскопленного Кроносом Урана, которая, попав в море, образовала белоснежную пену. Жена Гефеста (римск. Вулкана) или Ареса. Не подвластны ее могуществу только Афина, Гестия и Артемида. Афродите были посвящены мирт, роза, мак и яблоко; как богине плодородия — воробей и голубь; как морской богине — дельфин.
216
1047 …Молельню и алтарь… — В оригинале «oratory» — маленькая комнатка или часовня для индивидуальной молитвы.
217
1047 …Богу битвы… — кровожадному Аресу (Марсу), чей культ не был популярен в Греции, в отличие от Рима. В мифах фигурирует как ревнивый и мстительный муж/любовник Афродиты (Венеры).
218
1062 …Разбитый Сон, и хладный Вздох, и Крики… — аллегорические фигуры из куртуазного эпоса.
219
1067 Тут Мощь и Прелесть, Лесть и Хвастовство… — аллегорические персонажи, наиболее часто встречающиеся в жанре средневекового моралите, где были представлены поучительные сцены из жизни грешников.
220
1071-1072 …И Ревность в гелиантовом венке, / С кукушкою, сидящей на руке… — В оригинале в венке из календулы, желтый цвет которой символизирует ревность, а кукушка — обманутого мужа: слово рогоносец происходит от «кукушка» (cuckold от cuckoo).
221
1078 Киферон (ныне Ливадостро или Элатиас) — лесистый горный массив на границе Мегариды и Аттики, часто сцена древнегреческих охотничьих и пастушеских сказаний. На самой высокой вершине находилось святилище киферонского Зевса, где растут сосны и ели. Вероятно, имелась в виду Китира (также Кифера, Цериго) — остров в Эгейском море, входит в число Ионических островов, считается одним из главных культовых центров Афродиты, по названию острова образовано одно из прозвищ Афродиты — Киферея.
222
1082 Не позабыты тут: вратарь-Безделье… — У Боккаччо в «Тезеиде» Безделье охраняет вход в сад Венеры.
223
1083 Нарцисс — в древнегреческой мифологии прекрасный, но гордый сын речного бога Кефиса и нимфы Лаврионы, отвергнув любовь нимфы Эхо, он был наказан Афродитой. Во время охоты он увидел в реке свое отражение, полюбив его, не смог с ним расстаться и умер от голода и страдания. Когда пришли за его телом, на его месте вырос цветок нарцисс.
224
1084 Соломон — третий правитель Израильско-Иудейского царства в 965-928 гг. до н. э. в период наивысшего его расцвета (3 Цар.: 3-11). Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы). Считается автором Книги Екклесиаста, Песни песней Соломона, Книги притчей Соломоновых, некоторых псалмов. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский храм — главная святыня иудаизма. Соломон был награжден Богом величайшей мудростью (3 Цар. 2:35), но вместе с тем он отличался любовью к женщинам, которая отвратила его сердце от Господа и сделала его в старости язычником (3 Цар. 11:1-11), за что был наказан и покаялся.
225
1085 Геракл (Геркулес) — герой, сын бога Зевса и Алкмены (жены фиванского царя Амфитриона). Ревнивая Гера наслала на Геракла безумие: он убил свою жену Мегару и детей, за что на него было наслано проклятие, которое он должен был искупить двенадцатью подвигами на службе у микенского царя Еврисфея. В награду ему было обещано бессмертие.
226
1086 Медея (греч. «храбрость») — дочь колхидского царя Ээта и океаниды Идии, внучка Гелиоса, племянница Цирцеи, жрица (или дочь) Гекаты. Полюбив Ясона, она с помощью волшебного зелья помогла ему завладеть золотым руном и выдержать испытания, которым его подверг ее отец. Брошенная Ясоном в Коринфе, Медея пропитала волшебными травами роскошный пеплос и послала отравленный подарок сопернице, который вспыхнул, когда та надела его. Образ Медеи привлекает Чосера и в «Легендах о славных женщинах».
227
1086 Цирцея (греч. Кирка) — дочь Гелиоса и Океаниды Персы, богиня луны, жила на острове Ээе, куда попал Одиссей. Когда часть его спутников была обращена Цирцеей в свиней, Одиссей с помощью данного ему Гермесом чудесного растения победил чары богини, которая предложила ему остаться с ней на острове и разделить ее любовь. Прожив год на острове, Одиссей был отпущен Цирцеей. Известны сказания о безнадежной любви Цирцеи к морскому богу Главку, чью возлюбленную Скиллу она обратила в чудовище, и к царю Авзонии, сыну Сатурна Пику, который был превращен в дятла.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Кентерберийские рассказы"
Книги похожие на "Кентерберийские рассказы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Джеффри Чосер - Кентерберийские рассказы"
Отзывы читателей о книге "Кентерберийские рассказы", комментарии и мнения людей о произведении.