Джеффри Чосер - Кентерберийские рассказы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Кентерберийские рассказы"
Описание и краткое содержание "Кентерберийские рассказы" читать бесплатно онлайн.
Предлагаемая книга является первым в России полным академическим изданием «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосера, одного из самых известных и важных памятников английской литературы позднего средневековья (XIV в.). Чосер не успел завершить «Кентерберийские рассказы», до нас они дошли лишь частично. Книга содержит перевод всех десяти сохранившихся фрагментов памятника, расположенных в том же порядке, что и в наиболее авторитетных рукописях. В разделе «Дополнения» дана лирика Чосера. В «Приложениях» читателю предлагаются статьи о творческом пути Чосера, о литературных параллелях данного памятника с творчеством русских писателей: Гоголя, Толстого, Достоевского.
251
1359 В час, посвященный ей… — В средневековой астрономии существовала система так называемых «планетных часов», неравномерных по длине. Второй час до рассвета в воскресенье — час Венеры (молится Паламон); в понедельник первый час — луны (Эмилия), четвертый час — Марса (Арсита).
252
1366 Адон (Адонис) — финикийское и сирийское божество растительности и плодородия. Сын Кинира от его собственной дочери Мирры, славился своей красотой, и в него влюбилась богиня любви Афродита, из ревности был убит на охоте Аресом (богом войны и любовником Афродиты), превратившимся в вепря. Адонис обратился в цветок. Разделение года на лето и зиму объяснялось тем, что Афродита и Персефона поделили молодого прекрасного бога между собой. Женщины выращивали «садики Адониса» с быстро увядавшими цветами (Овидий. Метаморфозы).
253
1432 …Дубовый зеленеющий венок… — Дуб — священное дерево Дианы (Артемиды).
254
1436 Стаций (Публий Паппиний) (ок. 40 — 96) — римский поэт и педагог, победитель многочисленных поэтических состязаний. Прославился эпосом «Фиваида» в двенадцати книгах, где, подражая Вергилию, описал поход Семерых против Фив. Произведения Стация пользовались особой популярностью в Средневековье и были объектом подражания.
255
1531-1532 …К огда, застав с женой своей, Вулкан / Тебя поймал в тенета, как в капкан. — Миф, излагаемый Гомером (Одиссея, VIII, 300). Гефест, муж Афродиты, сплел золотую сеть и в разгар свидания жены с Аресом (Марсом) накинул ее на любовников и обездвижил их. Затем позвал всех богов, которые посмеялись над Аресом. Опозоренный любовник убежал во Фракию.
256
1557-1559 …И бороду и кудри, что доселе / Еще вовек обиды не терпели / От бритв и ножниц, я тебе отдам… — В Древнем Риме существовал обычай посвящения первой бороды разным богам, как знак служения. Например, Нерон, после того как первый раз побрился, отнес бороду в храм Юпитера.
257
1585 Но вот Сатурн, холодный, бледный царь… — В астрологии ему приписываются свойства холода и сухости. Под его неумеренным влиянием развиваются различные виды меланхолии (см. примеч. к Общему прологу, 224).
258
1596 …Мой бег, вращаясь по обширной сфере… — Сатурн — самая дальняя из известных тогда планет, следовательно, считалось, что обладает самой длинной траекторией движения периодом в 30 лет.
259
1604 …Когда в созвездье Льва вступаю я. — Птолемей считал, что наиболее губительным является сочетание Льва и Сатурна (см. «Книгу герметических афоризмов», 66).
260
1608 Самсон — библейский герой из Данова колена, прославившийся подвигами в борьбе с филистимлянами. Приняв аскетический обет назорея, не пил спиртного и не стриг волос. Страстно полюбил Далилу, которая коварно остригла его волосы, из-за чего он потерял необыкновенную физическую силу. Филистимляне ослепили его и, уведя в плен, заставили вертеть мельничный жернов. Самсон раскаялся и умер под развалинами филистимского капища, которое он разрушил: здание рухнуло на героя вместе с ликовавшими на крыше филистимлянами (Суд. 13-16).
261
1611 …Я насылаю взором злым чуму. — Астрологи считали (Парижский консилиум — 49 докторов Парижского университета), что черная чума 1347 г. была вызвана соединением Сатурна, Марса и Юпитера в созвездии Водолея в 1345 г., ссылаясь на мнение Аристотеля, что это соединение приносит беду из-за сочетания горячего и влажного (высокая температура и гниющие, мокнущие чумные бубоны).
262
1768 Такой тигрицы нет в Галадском доле… — искажение лат. «Гаргафия» — долина с одноименным священным источником в Беотии (Овидий. Метаморфозы, III, 138), где погиб Актеон (см. примеч. к стиху 1207 Рассказа Рыцаря). В Средневековье часто путали тигра со львом.
263
1826 Вдруг фурия, извергнутая адом… — (греч. Эринии) богини мщения, преследовали нарушивших законы естественного права, обитали в Аиде, подземном царстве.
264
1889 Не помогают банки и ланцет… — Кровопусканием лечили воспаления и опухоли, чтобы выпустить скопившуюся дурную кровь.
265
1891 Животной силы, названной природной… — Аристотель, Фома Аквинский считали, что душа равномерно распределена по всему телу при помощи крови. Но были мнения, что душа обитает в голове, сердце, печени. Аристотель в трактатах «Физиология», «О душе» выделил три типа души: растительную, животную и разумную, которые отличаются способностями.
266
1974 Гектор — храбрейший вождь троянского войска, сын царя Приама и Гекубы, муж Андромахи. Гектор убил Патрокла, и его друг Ахилл отомстил за него: несколько раз протащил тело Гектора за своей колесницей вокруг стен Трои и затем за выкуп выдал Приаму.
267
1975 Троя (Илион) — мифический город, местоположение которого до сих пор спорно. Предположительно, древнее укрепленное поселение в Малой Азии, у побережья Эгейского моря, недалеко от пролива Дарданеллы. Троянская война, описанная Гомером в «Илиаде», возможно, относится к крито-микенской эпохе. Ее мифической причиной послужил спор между Афиной, Афродитой и Герой за право назваться красивейшей. Троянский принц Парис присудил это имя Афродите, за что она помогла ему похитить Елену Прекрасную, жену спартанского царя Менелая. Троянцы в древнегреческих источниках также именуется тевкрами. В «Илиаде» речь идет о 51-м дне десятого года осады Трои объединенными древнегреческими племенами.
268
1980 Эгей — легендарный царь Афин, отец Тезея. Перед отплытием Тезея на Крит условился с ним, что по возвращении в знак победы над Минотавром (см. примеч. к Рассказу Рыцаря, 122), он поднимет белый флаг. По ошибке был поднят черный, и Эгей с горя бросился в море.
269
2025 …С брадой косматой, с пеплом в волосах… — Древние греки в знак скорби по умершему посыпали голову пеплом с погребального костра и рвали на себе волосы.
270
2037 турецкий лук — Отличался изогнутой формой, легкостью и дальнобойностью.
271
2070 Нимфы — низшие природные божества, жили в рощах, у источников, в тенистых горных ущельях, спутницы Пана, Артемиды и Диониса. Нимфы лесов и деревьев назывались дриадами и гамадриадами, жили и умирали с деревом; человек, ухаживающий за деревом, пользовался их покровительством. Изображались красивыми молодыми девушками с распущенными волосами, в венках, с обнаженными ногами и руками, иногда в позе танцующих.
272
2070 Фавн — в римской мифологии низшее божество — дух леса и диких мест. Изображался с козлиными ногами и небольшими рожками, ассоциировался с греческими сатирами. В дальнейшем его имя стало синонимом «лесного духа», преследующего и домогающегося нимф и женщин.
273
2080 …Ни как струился мирры аромат… — Мирра — очень дорогая смола дерева вида Commithora из Южной Аравии. Со 2-го тысячелетия до н.э. использовалась в Египте и на Древнем Востоке для ароматических курений. Позже обычай пришел в Древнюю Грецию и Рим. Количеством сожженных на похоронах мирры и ладана определялись их роскошность и социальный статус.
274
2129 Перводвигатель — Согласно античной космогонии (Аристотель, Птолемей), небесные тела расположены на идеальных сферах, которые вращает внешняя сфера-перводвигатель. Истоки речи Тезея см. Боэций. Утешение Философией, IV, проз. 6; III, проз. 10.
275
102 Альмагест — «Величайшая книга» (лат.), арабское название астрономического трактата Птолемея, написанного ок. 150 г. до н.э. Оригинальный греческий текст не сохранился, латинский перевод известен с XII в.
276
103 Он всем семи искусствам обучился… — Т.е. окончил или кончал подготовительный курс в виде «семи свободных искусств». Марциан Капелла относил к ним грамматику, риторику и диалектику (тривиум), арифметику, геометрию, музыку, астрономию (см. примеч. к Рассказу Купца, 522).
277
126 Астролябия — Описана в Альмагесте Птолемея. Дорогой астрономический инструмент, при помощи которого определяли широту, координаты небесных светил и аномалии в движении Солнца, Луны и планет.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Кентерберийские рассказы"
Книги похожие на "Кентерберийские рассказы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Джеффри Чосер - Кентерберийские рассказы"
Отзывы читателей о книге "Кентерберийские рассказы", комментарии и мнения людей о произведении.