Франклин Хедоури - Основы менеджмента

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Основы менеджмента"
Описание и краткое содержание "Основы менеджмента" читать бесплатно онлайн.
Основы менеджмента – одно из самых популярных учебных пособий по менеджменту, признанное и широко используемое во всем мире. В нем подробно и максимально доступно изложены основы менеджмента как науки и основные принципы и концепции менеджмента. В книге описываются как теоретические, так и практические аспекты управленческой деятельности с учетом реалий современности. Особое внимание уделяется ситуативной природе менеджмента, что приобретает все большее значение, учитывая постоянные изменения современной бизнес-среды.
Благодаря тщательно продуманной структуре и простоте изложения книга может быть полезна широкому кругу читателей: студентам, изучающим менеджмент, преподавателям, практикующим менеджерам и просто людям, которых интересуют теоретические и практические вопросы управления.
3-е издание.
Между любым рядовым работником и руководителем высшего звена, например главным менеджером фирмы, должно быть не более пяти уровней управления. В среднем норма управляемости в организации составляет примерно двенадцать подчиненных, но в подразделениях, выполняющих похожие задания, она достигает двадцати человек.
Например, менеджер низового звена может руководить пятнадцатью – восемнадцатью курьерами, а менеджер следующего уровня управления – всего тремя менеджерами низового звена.
Заявки на пополнение трудовых ресурсов регулярно сопоставляются с показателями производительности. Статистика в этой области свидетельствует о повышении прошлых показателей благодаря перераспределению заданий и автоматизации. При принятии решений об увеличении штата плановый отдел FedEx использует также статистические данные, полученные в результате исследования А. Т. Кэрни. Оно показало, что в преуспевающих фирмах в расчете на миллион долларов объема сбыта аппаратных работников в два раза меньше, чем в среднем по отрасли. В компаниях с объемом сбыта миллиард долларов это различие составляет пятьсот человек.
Чтобы привлечь внимание людей к необходимости сохранять простую организационную структуру, Federal Express разработала специальную информационную кампанию, предусматривающую проведение презентаций, публикацию информационных бюллетеней и статей. Был даже разработан логотип «простой организации». Для вознаграждения работников, сделавших большой вклад в достижение этой цели, была создана система стимулирования за повышение производительности, которая включала программу «платы за эффективность» и была связана с программой управления по целям.
Прежде чем утвердить заявку на увеличение штата, руководство, как правило, рекомендует альтернативные решения, например изменить рабочие процедуры или временно перераспределить трудовые ресурсы. Через шесть месяцев после реализации тех или иных мер в этом направлении с помощью стандартного вопросника, составленного отделом организационного планирования, оцениваются их результаты.
Вопросы1. Не слишком ли озабочена Federal Express сохранением простой организационной структуры?
2. Пять уровней управления между рядовым персоналом и главой фирмы – это много или мало? Велика ли норма управляемости в двенадцать человек?
3. Существует ли взаимосвязь между нормой управляемости и количеством организационных уровней?
Источник. William H. Wagel, «Keeping the Organization Lean at Federal Express», Personnel, March 1987, p. 4–12.
Глава 12. Создание организаций
Введение
В главе 3 мы говорили, что разделение труда по специализации используется для распределения задач, что позволяет организации достигать большего, чем могли бы достичь все ее члены, действуя в одиночку. Из главы 11 вы узнали, как менеджмент осуществляет делегирование полномочий, создавая тем самым единую систему, охватывающую всю организацию сверху донизу и позволяющую максимально эффективно распределять задачи между работниками. А теперь мы обсудим разные методы формирования структуры организации в целом, благодаря которым она реализует свою стратегию, взаимодействует с внешней средой и в итоге эффективно достигает намеченных целей. В этой главе мы опишем основные типы современных бюрократических и небюрократических структур и сравним централизованные и децентрализованные структуры.
Прочитав эту главу, вы должны понимать термины и концепции, перечисленные в ее начале.
Выбор структуры
Из предыдущей главы вы узнали, как менеджеры делегируют полномочия и обеспечивают тем самым взаимодействие разных уровней управления и распределение задач между сотрудниками организации. Этой деятельностью должны заниматься абсолютно все управленческие работники; следовательно, функция организации неотделима от работы менеджера независимо от уровня управления. И хотя основой основ деятельности организации является делегирование полномочий и разделение труда по горизонтали и вертикали, выбор общей организационной структуры – это задача, которую практически всегда решает высшее руководство организации. Менеджеры низового и среднего уровней помогают ему, предоставляя нужную информацию, а в более крупных организациях – предлагая структуру своих подразделений, соответствующую общей структуре организации, выбранной высшим руководством.
В более широком смысле задача менеджеров в данном случае заключается в выборе наилучшей структуры с учетом целей, стратегий и других внутренних и внешних факторов. Наилучшей будет структура, позволяющая организации максимально эффективно взаимодействовать со средой, продуктивно и результативно распределять и направлять усилия персонала и ресурсы и в результате максимально эффективно удовлетворять потребности своих клиентов и достигать намеченных целей.
Проектирование организационной структурыПланирование и дизайн организации
Цель организации – обеспечить достижение организационных целей, следовательно, процесс проектирования ее структуры необходимо базировать на планах организации. По сути, некоторые авторы считают выбор общей структуры организации стратегическим решением, поскольку оно определяет, как организация будет направлять свои усилия на достижение общих целей. Однако мы считаем функцию организации отдельной управленческой функцией, основанной на стратегии, но не стратегией как таковой.
Данная концепция была впервые предложена А. Чандлером, который проанализировал изменение организационных структур Du Pont, General Motors, Standard Oil of New Jersey и Sears за довольно длительный период времени. Наблюдая за тем, как эти изменения сказывались на стратегиях и целях этих организаций, исследователь сформулировал свой ставший сегодня очень знаменитым афоризм «Структура определяется стратегией». Это означает, что структура организации должна способствовать реализации ее стратегии, и поскольку со временем стратегии изменяются, то может возникнуть потребность в соответствующих изменениях организационной структуры.
Этапы проектирования организационной структуры
Порядок, в котором мы представили концепции формирования организаций, может привести вас к неправильному выводу. Наше обсуждение двигалось от задач к взаимоотношениям разных уровней полномочий и далее к общей организационной структуре. Такой порядок обсуждения мог навести вас на мысль, что эта структура организации создается снизу вверх: первыми разрабатываются задачи, а в самом конце – общая структура. Но все происходит наоборот. По классической теории организации, с которой по данному вопросу согласно большинство менеджеров, структуру организации следует разрабатывать сверху вниз. Не удивительно, что последовательность проектирования организационной структуры полностью совпадает с последовательностью формулирования компонентов в процессе планирования. Сначала менеджмент должен определить общую структуру организации, а затем разработать задачи, точно так, как в процессе планирования сначала формулируются общие цели и только потом – правила их выполнения.
Итак, последовательность действий при проектировании организационной структуры такова.
1. Разделите организацию по горизонтали на общие подразделения по видам деятельности, наиболее важным для реализации стратегии. Решите, какие виды деятельности будут линейными, а какие аппаратными.
2. Определите структуру взаимоотношений властных полномочий разных должностей. В данном случае менеджмент формирует цепь инстанций и, если необходимо, делит общие подразделения на более мелкие структурные единицы, позволяющие повысить эффективность специализации и избежать слишком больших норм управляемости.
3. Спроектируйте рабочие задания, состоящие из конкретных задач, и поручите их выполнение конкретным работникам. Если деятельность организации сильно связана с технологиями, менеджмент разрабатывает также конкретные задачи и поручает их конкретным людям, которые отвечают за их удовлетворительное выполнение.
Важно понимать, что созданная таким образом структура организации не является статичной формой, как, например структура какого-то здания. Поскольку она основывается на планах, при серьезном изменении планов может потребоваться изменить и структуру. По сути, в быстро развивающихся организациях к этому процессу следует относиться, как к процессу реорганизации, поскольку он, как и все управленческие функции, представляет собой бесконечный цикл. Наиболее преуспевающие современные организации регулярно оценивают свою структуру и изменяют ее в соответствии с требованиями среды, которые определяются в процессе планирования и контроля. Сведения о серьезной реорганизации в той или иной крупной фирме публикуются сегодня практически в каждом номере Business Week.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы менеджмента"
Книги похожие на "Основы менеджмента" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Франклин Хедоури - Основы менеджмента"
Отзывы читателей о книге "Основы менеджмента", комментарии и мнения людей о произведении.