» » » Иван Тяпкин - Тело, Душа, Дух


Авторские права

Иван Тяпкин - Тело, Душа, Дух

Здесь можно купить и скачать "Иван Тяпкин - Тело, Душа, Дух" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Остеон»74fca568-0472-11e5-9ef7-002590591dd6, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Иван Тяпкин - Тело, Душа, Дух
Рейтинг:
Название:
Тело, Душа, Дух
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-85689-098-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Тело, Душа, Дух"

Описание и краткое содержание "Тело, Душа, Дух" читать бесплатно онлайн.



Предлагаемые размышления затрагивают одну из важнейших тем современной психологии, ее кризис в определении сущности того, что же на самом деле является предметом ее изучения. Книга состоит из предисловия и трёх частей.

Предисловие кратко представляет автора, вводит читателей в круг рассматриваемых проблем и знакомит с содержанием книги.

Первая часть состоит из четырёх глав, основным содержанием которых, является ознакомление с историей психологической науки, с её основными направлениями и разделами, и определением сути проблем стоящих перед современной психологией.

Первая глава говорит о глубоком кризисе, в котором, по мнению самих психологов, находится академическая психология, и показывает четыре исторических периода развития представлений психологов о психике человека.

Вторая глава подробно рассматривает десять словарных определений понятия психика и анализирует достоинства и недостатки каждого представленного определения.

Третья глава акцентирует своё внимание на философско-психологическом понятии «отражение», которое, в различных комбинациях, употребляется для разъяснения того, чем на самом деле, по мнению самих психологов, является психика. При более тщательном рассмотрении этого термина становится очевидна некоторая нелогичность его употребления по отношению к живым организмам. Кроме этого, приводится иное объяснение процессов взаимодействия субъекта психики, с окружающим его миром.

Четвёртая глава знакомит читателей с классификацией эволюционного психического развития животного мира. Здесь же показаны несколько реальных примеров поведения различных живых существ с окружающей их средой. Результатом такого анализа поведения является приведённый алгоритм, по которому все они инстинктивно живут и действуют.

Вторая, основная часть книги, состоит из шести глав, в которых довольно подробно, с рисунками, показаны основные составляющие части психики человека. Данный материал большей частью является авторской разработкой, но основан он на хорошо известных категориях психологической науки.

Пятая глава условно подразделяет всего человека на три самостоятельные, но непрерывно взаимодействующие между собой составные части. Таковыми являются тело, душа и дух. Приводится аргументация подобного разделения, из сферы компьютерных технологий.

В шестой главе из трёх составных частей человека рассматривается только одна из них – душа. Это понятие, в предлагаемой интерпретации составных частей человека, является синонимом слова «психика» человека.

Душа, или психика, также подразделяется на три части: сознательную, подсознательную и бессознательную. Подобное трактовка основана на обоснованных психических представлениях Фрейда, но не тождественна им.

Седьмая глава, продолжая рассматривать психику человека, особое внимание уделяет только одной из них, её сознательной составляющей. Эта часть также подразделена на три основные части. Таковыми являются: разум человека, его эмоции, и воля. Слово «разум» имеет несколько синонимов: ум, интеллект, рассудок. В результате более подробного исследования значений этих слов, для дальнейших рассуждений было выбрано слово рассудок. Подробно рассматриваются также эмоции человека и его воля, и их совместная взаимосвязь между собой и рассудком.

Восьмая глава также посвящена рассмотрению только одной из предыдущих составляющих психики человека, его рассудку. Он также условно разделён на три составные части: мышление человека, его память и воображение. Рассмотренные здесь категории психики человека в основном заимствованы из традиционных учебников по психологии. В заключение главы, особо указывается на особое значение воображения человека, которое играет исключительно значимую роль во всей его психике.

Девятая глава, по своему содержанию, отличается от предыдущих четырёх, рассматривающих психику человека. Темой её является труд, созидание, творчество, являющимися прерогативой человека и человеческого сообщества.

В десятой, заключительной главе второй части, представлены два рисунка, фактически показывающих одно и то же, но с разных позиций. Они наглядно, графически, в едином целом показывают все рассмотренные категории психики человека.

В третьей части книги основной темой является подтверждение правильности выбранных слов, душа и дух, для раскрытия понятия психика человека.

Одиннадцатая глава рассматривает это с точки зрения общеупотребительных значений этих слов, а двенадцатая глава, обосновывает такой выбор с точки зрения библейского описания выбранных терминов.






Когнитивная психология, упомянутая в этом определении, одно из самых последних направлений психологии, работает с психикой человека путем словесного анализа неправильных действий пациента, или, как теперь принято говорить, клиента. Но это возможно только с человеком довольно взрослым, понимающим речь и логику мышления. Воздействовать на клиента без слов эта психология не в состоянии. Но человек, ребенок, рождается с психикой и начинает что-то понимать в этой жизни вообще без всяких слов. Иначе говоря, сознание (синоним в этом определении слова «психика») появляется раньше «мысленных процессов». Так что и это, второе, определение понятия «психика» также ничего не объясняет.

Определение 3. Это определение базируется на психоанализе Зигмунда Фрейда. Похоже, автор энциклопедии не находит ничего особенно предосудительного в таком понимании психики человека. Его критика сводится в основном к неясным, по его мнению, соотношениям между сознательной частью психики и его бессознательной частью. Но уже хорошо, что он хотя бы не критикует наличие у человека двух составных частей психики, сознательной и бессознательной. Сам Фрейд в качестве основной психической составляющей у человека явно выделял его половые инстинкты. Сознательное подавление этих бессознательных позывов к продолжению рода, по его мнению, приводило к нарушению психического равновесия человека и различным болезненным отклонениям в его поведении. Предложенный Фрейдом метод психоанализа как раз и сводился к сознательному осмыслению пациентом своих бессознательных переживаний. Психоаналитик своими вопросами лишь помогал пациенту осознавать тревожащие его переживания.

Критики Фрейда отмечали его явное увлечение именно бессознательной частью психики человека без должного внимания самостоятельному мышлению человека. Такой подход является антиподом когнитивной психологии и отражает другую, противоположную точку зрения. Если когнитивистский подход слишком большое внимание уделяет сознанию человека, не обращая особого внимания на бессознательную часть, то у Фрейда все наоборот, слишком большое значение придается бессознательной части психики и совсем мало его сознательной части.

Определение 4. В этом определении Жмуров В. А. совершенно четко определяет недостатки определения понятия психики через процессы «восприятия и познания», как вообще не относящие к сути вопроса, а лишь констатирующие внешние проявления этого явления. Это явный уход от проблемы определения того, что же такое эта психика человека? Несмотря на это, как отмечено в тексте, это «вторая по распространенности точки зрения на психику». Это вполне логично. Если непонятно, что такое психика, то вполне можно ограничиться подробным описанием того, как она выглядит со стороны.

Определение 5. Здесь автор энциклопедии достаточно правильно и конкретно разъясняет неправомерность смешивания химических и физических процессов происходящих в мозгу человека, с его мыслительными процессами, происходящими в том же мозгу.

Определения 6, 7, 8, 9. Эти комментарии автора к существующим трактовкам понятия «психика человека» не нуждаются в дополнительных пояснениях, так как сжато и точно обозначают их недостатки.

Определение 10. Критика мистической составляющей этого определения совершенно справедлива. Она согласуется с тем, о чем говорит Юревич А. В. о «паранауке», когда недостаточно точное определение предмета психологических исследований подменяется рассуждениями о сверхъестественности психической составляющей личности.

Приведенный анализ десяти определений показывает, что ни одно из них не раскрывает в полной мере, с необходимой ясностью и достаточностью это сложное понятие «психика». Это еще раз подчеркивает, в каком сложном положении оказывается наука психология, не имея точного определения объекта изучения.

Глава 3. Философско-психологическое понятие «отражение»

Так как все рассмотренные нами толкования психики приведены в энциклопедии по психиатрии, то подразумевается, что рассматривается только психика человека. Однако для более широкого раскрытия понятия «психика» важно не ограничиваться рамками человеческой психики, а рассматривать ее применительно ко всей живой форме материи.

В «Словаре-справочнике по зоопсихологии» В. П. Филипповой приводится такое определение психики: «Психика животных является формой отражения, позволяющая животному организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды».

«Словарь по истории психологии» 2007 г. так трактует понятие психика: «Психика – высшая форма взаимодействия живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем, опосредованная активным отражением признаков объективной реальности».

Существует и классическое определение психики, созданное многими отечественными авторами (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.).

«Психика есть свойство живых высокоорганизованных тел, которое заключается в их способности активно отражать своими состояниями, данным им самим в субъективной форме, окружающую их, независимо от них существующую действительность».

Во многих рассмотренных нами определениях присутствует слово «отражение», «отражать». Это философско-психологическое понятие «отражение» несет в себе несколько иной смысл, отличающийся от общепринятого. Этот смысл понятен специалистам психологам, но не совсем понятен людям, не знакомым с терминологией психологии.

Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Слово «отражение» в общепринятом понимании означает зеркало, которое отражает изображение. Можно также отразить удар или отбросить в обратном направлении лучи света, звука, тепла, волн и так далее, то есть, приняв на себя воздействие какого-либо объекта, пассивно вернуть его обратно. Такое взаимодействие характерно для тел неживой формы материи. Волны в море, бьющиеся о скалы, отражаются от них и возвращаются обратно в море. Скалы, приняв на себя удары волн, возможно, выстоят, а возможно, и разрушатся частично, но в любом случае результат их взаимодействия происходит одномоментно, в течение времени их соприкосновения.

Философско-психологическая трактовка слова «отражение», употребляемое в определении психики человека, имеет другой смысл.

Живой организм, «отражая» различные внешние воздействия, не просто элементарно механически возвращает их обратно, как упругий мяч отскакивает от земли. Он принимает это воздействие как информацию, анализирует ее, то есть определяет для себя полезность этого воздействия, или угрозу этого воздействия, сопряженную с его жизнедеятельностью, или же бесполезность этого воздействия. После такого анализа происходит выбор соответствующей реакции, в примитивном виде – приблизиться к данному воздействию, удалиться от него, или же просто проигнорировать. После выбора правильного, с точки зрения самого живого организма, решения наступает следующий этап – реализация данного решения в виде конкретных действий.

Этот третий этап в концепции философско-психологической теории отражения носит свое название «активность». Живой организм действует в соответствии с принятым им ранее решением.

Таким образом, «активное отражение» живой формы материи имеет как минимум три этапа взаимодействия с окружающей его средой:

1. Восприятие информации о воздействии окружающей среды;

2. Анализ принятой информации и принятие решения на основе этого анализа;

3. Действие, то есть реализация принятого решения.

Необходимо также отметить еще два важных момента, относящихся к этим этапам.

Во-первых, анализ входящей информации происходит путем сравнения этой информации с уже имеющимся в памяти эталоном соответствующего действия, или, иначе, с имеющимся набором программ поведения. Этот эталон или образец существует в психике животного самостоятельно и независимо от внешнего воздействия. Принятие решения как раз и состоит в том, чтобы сравнить внешнее воздействие с имеющимися образцами и произвести соответствующее действие.

Во-вторых, имеющиеся образцы, или программы поведения животных подчинены двум главным целям живого организма – выжить и размножиться. Вот в соответствии с этими целями и действует живой организм. Это и есть второй важный момент, соответствующий принципу «активного отражения». Биологическая форма материи не просто механически отражает взаимодействие, она сама активно воздействует на окружающую среду с целью самовыживания. Любой живой организм в первую очередь сам является инициатором взаимодействия с окружающей средой. Он использует энергию из внешнего мира для того, чтобы выполнить две важнейшие для него программы: самосохранения и саморазмножения. Вся деятельность живого организма направлена на реализацию этих заложенных в нем программ поведения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Тело, Душа, Дух"

Книги похожие на "Тело, Душа, Дух" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иван Тяпкин

Иван Тяпкин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иван Тяпкин - Тело, Душа, Дух"

Отзывы читателей о книге "Тело, Душа, Дух", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.