» » » » Мария Шишкова - Тверской край — музыка — Санкт-Петербург


Авторские права

Мария Шишкова - Тверской край — музыка — Санкт-Петербург

Здесь можно скачать бесплатно "Мария Шишкова - Тверской край — музыка — Санкт-Петербург" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Фактор, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Тверской край — музыка — Санкт-Петербург
Издательство:
Фактор
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Тверской край — музыка — Санкт-Петербург"

Описание и краткое содержание "Тверской край — музыка — Санкт-Петербург" читать бесплатно онлайн.



В год 300-летия Санкт-Петербурга, великого центра российской культуры, автор поднял и раскрыл важную и значительную тему — вклад выдающихся деятелей Тверского края в культуру Санкт- Петербурга, а петербуржцев в культуру Верхневолжья.

На страницах книги многообразно и разносторонне представлены жизнь и деятельность этих великих творцов культуры XVIII–XX вв.

В книге выявлена глубинная и непрерывная традиция культурных контактов между Тверским краем и Санкт-Петербургом. Акцент сделан на музыкальных пристрастиях, что позволяет раскрыть остающиеся в тени стороны художественной жизни Твери, Санкт-Петербурга и России.

Книга предназначается для широкого круга читателей, студентов училищ, колледжей, вузов и может быть использована как методическое пособие.






Душевно ваш М.А.Балакирев".


Благодаря М.А.Балакиреву Т.И.Филиппов хорошо знал русскую оперу, был знаком с молодыми композиторами. С особым уважением он относился к М.П.Мусоргскому, его самобытному таланту. В сложные периоды жизни композитора Филиппов постоянно приходил к нему на помощь.


М.П.Мусоргский родился в селе Карево на границе Тверской и Псковской губерний, в местах живописных и певучих. Впоследствии он писал: "Недаром в детстве мужичков любил послушать и песенками их искушаться изволил". С 1849 года Мусоргский постоянно жил в Петербурге. Он окончил Школу гвардейских подпрапорщиков, занимался музыкой с известным педагогом, концертирующим музыкантом, учеником Джона Филда, придворным пианистом Антоном Августовичем Герке. Военная карьеpa не привлекла Мусоргского, он выбрал службу чиновника. С 1868 по 1880 гг. Мусоргский служил в Инженерном управлении, Лесном департаменте и в ревизионной комиссии Государственного контроля, которую возглавлял Т.И.Филиппов. В становлении Мусоргского-композитора главную роль сыграли яркие личности: композитор, общественный деятель М.А.Балакирев и критик В.В.Стасов. В музыкальных кругах Петербурга Мусоргский сразу же стал известен как одаренный пианист: солист и ансамблист.


Об этом таланте Мусоргского писал М.А.Балакирев В.М.Жемчужникову 27 ноября 1870 года:


"Владимир Михайлович!


Я убежден, что музыка для Вас вовсе не роскошь или прихоть… а просто потребность…Что касается до меня, то можете вполне рассчитывать, что раз в неделю я у Вас играю, а если понадобится, то и чаще. Когда у вас будет рояль, то Вам не понадобятся квартеты — разве изредка, потому что мы вместе с Мусоргским можем произвести Вам в 4 руки всевозможные квартеты, симфонии, оратории, так что Вы можете познакомиться со всей музыкальной литературой, имея у себя инструмент, и мне бы этого очень хотелось. Мне кажется, что Вам было бы это не только приятно, но и полезно, и хандра Ваша унялась бы при первых тактах той симфонии Шумана, в которой он рисовал Кельнский собор…".


Мусоргскому-композитору был близок жанр оперы, оперы на исторический сюжет. Величайшим творением композитора явилась народная музыкальная драма "Борис Годунов" (по А.С.Пушкину и Н.М.Карамзину). Сюжет настолько захватил Мусоргского, что опера была готова через 14 месяцев. Летом 1870 года Мусоргский обратился в дирекцию императорских театров по поводу постановки "Бориса Годунова": "…я шлепал к Гедеонову: он был строг, но справедлив, и я был строг, но справедлив; в результате — меня позовут начиная с 15 августа (?), но ставить нового они ничего в этом году не могут" (из письма М.П.Мусоргского Н.А.Римскому-Корсакову. 23 июля 1870 г.).


Официальное решение комитета было вынесено 10 февраля 1871 года: "Рассмотренный комитетом, состоящим из Направника — капельмейстера оперы, Манжана и Беца — капельмейстеров немецкой и французской драмы и контрабасиста Джиованни Ферреро, он ("Борис Годунов".-М.Ш.) был забракован. Новизна и необычность музыки поставили в тупик почтенный комитет" (Римский-Корсаков).


Ц. Кюи резко высказался о составе комитета: "Не должно подлежать сомнению, что единственный член-музыкант, г. Направник, чуткий к современному музыкальному движению… стоял горячо за "Бориса", а остальные шесть членов, из которых четыре едва ли знают и по-русски… забраковали замечательную русскую оперу".


В этот сложный период жизни друзья-музыканты, любители оперного искусства поддержали Мусоргского. Стасов писал: "С самой зимы 1868 года и по начало 1874 года, когда "Борис" поставлен на сцену, сначала отрывки оперы, а потом и вся опера целиком десятки раз исполнялись в кружке товарищей композитора. Радость, восхищение, любование были всеобщие… Обыкновенно Мусоргский исполнял все сам на музыкальных сходках товарищей; и хоры, и речитативы, и ансамбли, и партии отдельных личностей. Чудесной помощни- цей его являлась Ал. Ник. Пургольд, она исполняла все женские партии… и исполняла с художественностью, огн. м, страстью, грацией, задором и шаловливостью, а главное — с простотой и естественностью, близко подходившими к несравненному исполнению самого Мусоргского. Эти пробы "Бориса" бывали на собраниях у Л.И. Шестаковой, у В.Ф. Пургольда, у Ал. Ал. Хвостовой…"


В "Автобиографической записке" Мусоргский писал о важном для себя событии: "В семье тайного советника Пургольда, большого любителя искусства, при участии его племянниц А. и Н.Пургольд, серьезных и талантливых исполнительниц музыки, "Борис Годунов" был исполнен при громадном обществе в присутствии знаменитого Петрова, Платоновой, Комиссаржевского и товарища директора (императорских театров) Лукашевича. Тут же на месте было решено поставить на сцене 3 картины этой оперы, хотя сама опера незадолго до этого была забракована театральной дирекцией".


5 февраля 1873 года Мусоргский смог увидеть на сцене Мариинского театра 3 картины из оперы "Борис Годунов". Дарья Леонова пела партию хозяйки корчмы. О.Петров был в роли Варлаама. Исполнение было таким замечательным, что Мусоргского, Д.Леонову, О.Петрова публика вызывала несколько раз. "Петербургская газета" 8 февраля писала: "Весь театр, от верху до низу, был в восторге". Д.М.Леонова сумела создать незабываемый бытовой образ разбитной женщины, привыкшей к каждодневным опасностям. "Старая греховодница" носила "грязное платье, из-под одной стороны которого — мужичий сапог, платок, надетый совершенно криво, и волосы, падающие на лицо" ("Биржевые

ведомости", 1874, № 40). Леонова замечательно подражала поведению подобных хозяйке женщин: жеманничала перед Мисаилом, застенчиво отпивала глоток из поднесенной чарки, "по привычке" вытирала рот краешком головного платка. Исполнение Леоновой имело такой успех, что в 1874 г. на премьере "Бориса Годунова" певица Абаринова (исполнительница партии Хозяйки) повторила драматические находки Леоновой.


Рецензенты постоянно отмечали яркую драматическую игру Д.М.Леоновой на оперной сцене. Она создала целую галерею характеров, непохожих и впечатляющих: Власьевну в "Псковитянке" Римского- Корсакова, Спиридоновну во "Вражьей силе" Серова, Азучену в опере Верди "Трубадур", Марту в опере Гуно "Фауст". "Леонова создала первую русскую Ортруду, до сих пор не превзойденную и не достигнутую. С эластичностью истинного дарования применилась к требованиям Новой русской школы и умела пленять речитативом, игрой, редким пониманием костюма, духа, смелым реализмом" (Голос, 1876. № 263).


Игру молодых артистов сравнивали с игрой Леоновой. Ц.Кюи писал в 1876 году в "Санкт- Петербургских ведомостях": "Бичурина — чудесная Солоха, голос у нее отличный, поет и играет она бойко, с увлечением… она обнаруживает род таланта, напоминающий Д.М.Леонову".


Д.М.Леонова родилась в городе Вышний Волоч. к Тверской губернии. Детство Даша провела в деревне Рыжкове Селижаровского уезда. Здесь она услышала, запомнила и начала петь народные песни. Через несколько лет семья перебралась в Петербург. Музыкальные способности, трудолюбие и огромное желание позволили Леоновой петь на лучших оперных сценах России и Европы. Она была солисткой Мариинского театра в Петербурге, Большого театра в Москве. Ее контральто высоко ценил М.И.Глинка, который много часов уделил совершенствованию вокальных навыков певицы. Он говорил: "Леонова владеет обширным звонким голосом… природной музыкальностью, чистой интонацией, ярким сценическим дарованием". Большой знаток театра Глинка ценил в Леоновой дар драматической актрисы. В 1855 году композитор писал сестре: "Леонова мне декламировала последний разговор Тани с Онегиным так ловко, что мне сделалось дурно". Такое же мнение высказал и певец В.П.Шкафер, слы- шавший монолог Татьяны в исполнении Леоновой: "Говорила она эти строфы просто и вместе с тем трогательно-задушевно, без всякого актерского пафоса, надрыва, именно так, как играли в то время большие актеры Московского Малого театра, наследуя школу великого Щепкина". М.И.Глинка посвятил Д.М.Леоновой ряд вокальных сочинений, которые Леонова исполняла с большим воодушевлением.


Леонова вела интенсивную концертную деятельность в городах России, Италии, Германии, Франции, Китая, Японии, США, Великобритании. Ее репертуар включал сочинения Глинки, Даргомыжского, Бородина, Серова, Римского-Корсакова, Гулак-Артемовского, Вильбоа, Дютша и других. Творческая дружба связывала долгие годы Д.М.Леонову с М.П.Мусоргским, который с восхищением отзывался о знаменитой певице: "У Дарьи Михайловны — энергия, мощь, коренная глубина чувств, все, неизбежно увлекающее и приковывающее… необыкновенный человек". В программы своих выступлений Леонова непременно включала сочинения Мусоргского. М.Иванов, находившийся под впечатлением концерта певицы, писал в 1879 году в газете "Новое время": "Талант Леоновой не утратил ни жизненности, ни разносторонности. По-прежнему грандиозен ее драматизм, по-прежнему увлекателен ее комизм в народных сценах, все так же захватывает слушателей ее лиризм. Трудно передать лучше превосходную балладу из "Рогнеды", с большей теплотой романсы Глинки, Даргомыжского и Балакирева, с более ярким комизмом "Гопак" Мусоргского, чем это сделано Леоновой. Но венцом ее исполнения, по-моему, следует признать песню раскольницы из "Хованщины", новой оперы Мусоргского. Невозможно вложить в нее больше оттенков. Начиная от глубокой тоски до прорывающейся невольно злобы к изменнику и восторженного фанатизма, разнообразие чувств, одушевляющих раскольницу, яркой картиной прошло перед слушателями благодаря необыкновенной экспрессии Леоновой. Общество горячо отнеслось к артистке, всегда высоко и твердо державшей в своих руках знамя родного искусства, артистке, в лице которой мы имеем дело с одной из выдающихся представительниц русской талантливости".


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Тверской край — музыка — Санкт-Петербург"

Книги похожие на "Тверской край — музыка — Санкт-Петербург" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мария Шишкова

Мария Шишкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мария Шишкова - Тверской край — музыка — Санкт-Петербург"

Отзывы читателей о книге "Тверской край — музыка — Санкт-Петербург", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.