Мария Шишкова - Тверской край — музыка — Санкт-Петербург
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тверской край — музыка — Санкт-Петербург"
Описание и краткое содержание "Тверской край — музыка — Санкт-Петербург" читать бесплатно онлайн.
В год 300-летия Санкт-Петербурга, великого центра российской культуры, автор поднял и раскрыл важную и значительную тему — вклад выдающихся деятелей Тверского края в культуру Санкт- Петербурга, а петербуржцев в культуру Верхневолжья.
На страницах книги многообразно и разносторонне представлены жизнь и деятельность этих великих творцов культуры XVIII–XX вв.
В книге выявлена глубинная и непрерывная традиция культурных контактов между Тверским краем и Санкт-Петербургом. Акцент сделан на музыкальных пристрастиях, что позволяет раскрыть остающиеся в тени стороны художественной жизни Твери, Санкт-Петербурга и России.
Книга предназначается для широкого круга читателей, студентов училищ, колледжей, вузов и может быть использована как методическое пособие.
В Москве Горбунов был знаком с Т.И.Филипповым. Он вспоминал: "За душу хватала русская песня в неподражаемом исполнении Т.И.Филиппова, ходенем ходила гитара в руках М.А. Стаховича; сплошной смех раздавался в зале от рассказов Садовского".
В зале Дворянского собрания выступали 22 марта 1862 года и другие знаменитые писатели.
В 1870 — 1880-е годы Унковский и Салтыков живут в Петербурге, где продолжается их дружеское общение.
А.М.Унковский был человеком замечательным. В.И.Танеев, брат композитора С.И.Танеева, так отзывался об Унковском: "Он был прост и добродушен… Я бы назвал Унковского святым… И не я один смотрел на Унковского как на лучшего из людей. Все смотрели на него как бы с благочестием… Со стороны Унковского слабость его к Салтыкову-Щедрину и снисхождение были совершенно искренни". По воспоминаниям жены Унковского, Анастасии Михайловны, в доме Унковского часто музицировали. Даже М.А. Балакирев, серьезно относившийся к домашним концертам, посещал такие вечера. Исполняемые программы были сложными. Так, все члены семьи Унковского целиком исполняли оперу Глинки "Руслан и Людмила". "Раз Алексей Михайлович устроил концерт в пользу каких-то политических ссыльных и пригласил артистов итальянской оперы. Итальянцы любезно отказались от всякого вознаграждения, и Алексей Михайлович устроил для них великолепную закуску…".
Салтыков-Щедрин часто бывал в доме Унковского, где читал свои новые произведения. Писатель ценил мнение своего друга, прислушивался к его критическим замечаниям. Салтыков приходил к Унковскому и "в самые трудные минуты, когда его душевное состояние почему-нибудь доходило до крайнего напряжения" (Л.Ф.Пантелеев). А.М.Унковский оставил воспоминания о Салтыкове-Щедрине: "Смолоду был он человек очень веселый. Юмор его был поразителен. Работал же он изумительно скоро. Я сам видел своими глазами, как велик был его труд при участии в "Современнике" и "Отечественных записках"… Между тем он успевал бывать и в обществе, интересуясь всеми явлениями общественной жизни, без всякого исключения". Любопытные "Записки" о Салтыкове оставила жена сенатора Ю.Г.Жуковского Е.И.Жуковская: "Несмотря на свой свирепый вид, Салтыков очень любил музыку, охотно ездил в оперу, почему-то очень любил Волькини, находил е. очень старательной… Живя в провинции, он выучился несколько играть на фортепиано под руководством своей жены, хорошей музыкантши. Однажды, перебирая мои ноты, он вдруг вытащил какое-то легонькое попурри в четыре руки из какой-то оперы и предложил мне сыграть с ним, к нашему величайшему удивлению, т. к. мы и не подозревали за ним музыкальных талантов. Играл он со своей обычной суровой серьезностью, соблюдая все оттенки, добросовестно останавливался на ошибках, исправлял их, тогда как я самым недобросовестным образом смазывала свои и продолжала, не останавливаясь, дальше. Впрочем, за музыкой я его видела всего один раз и не слыхала о его дальнейших успехах в этом искусстве".
А.М.Унковский, М.Е.Салтыков были усердными посетителями оперы и балета: "Нередко участники кружка навещали модный в то время французский театр "Буфф", где подвизалась одно время увлекавшая петербуржцев, и в том числе Некрасова и Салтыкова, опереточная певица Анна Жюдик. Недаром у Некрасова и Салтыкова встречается столько отголосков этих посещений" (М.А.Унковский). Искрометный талант А.Жюдик (настоящая фамилия Дамьен, 1850–1911) покорил любителей музыки не только Петербурга, но и других стран. В знаменитый парижский театр "Буфф-Паризьен" певицу пригласил выступать великий композитор Жак Оффенбах. Там она с триумфом пела в его опереттах
"Прекрасная Елена", "Великая Герцогиня Герольштейнская". Анна Жюдик прославилась и как эстрадная певица, создавшая свой стиль исполнения. Этот стиль нашел продолжение в манере пения французской "звезды" XX века Иветт Гильбер.
Следующий эпизод тоже свидетельствует о большой роли музыки в жизни Салтыкова. Рассказал его В.И.Танеев: "В другой раз, когда я был в Петербурге, в Мариинском театре играли "Пророка". Кажется, эта опера называется в действительности "Иоанн Лейденский", по имени главного действующего лица. Я взял ложу и пригласил жену Салтыкова и ее сестру Анну Аполлоновну. Это было в пятницу… Пока мы сидели в театре, Салтыков выиграл сто рублей, чего с ним прежде никогда не случалось. Когда я на другой день у него обедал, он встретил меня следующими словами: "Что это вы со мной делаете? Взяли мою жену и увезли ее в театр. А я-то что? Нет, все-таки, однако, можно бы и обо мне подумать!"
Семья Салтыковых охотно посещала концерты: "Раз собрались на музыку. В курзале играл оркестр какого-то знаменитого в то время капельмейстера" (М.А.Унковский).
В Петербурге Салтыков-Щедрин и Унковский сблизились со знаменитым врачом Сергеем Петровичем Боткиным. Большой ценитель искусства, Боткин устраивал музыкальные вечера, частыми гостями которых были выдающиеся музыканты, пианист А.Г.Рубинштейн, виолончелист Вержбилович, скрипач Ауэр. Сам Боткин играл на виолончели. И Салтыков, и Унковский старались не пропускать их выступлений. Салтыков-Щедрин ходил на спектакли в Александринский театр. Писатель особенно ценил драматургию А.Н.Островского, в пьесах которого видное место занимал музыкальный план, в том числе народная песня. В комедиях Островского даже были роли с пением. Современник А.Н.Островского С.В.Максимов писал: "Певал и Островский, всегда отличавшийся музыкальностью, но он скоро бросил пение, уступив дорогу более высоким виртуозам". Композитор А.Н.Серов дал высокую оценку Островскому как глубокому знатоку народной песни. Островский хорошо знал быт, культуру Тверской губернии, т. к. в течение пяти месяцев 1856 г. был членом литературно-этнографической экспедиции, работавшей в верховьях Волги. Островский, находясь в Твери, читал в доме Унковского пьесу "Свои люди — сочтемся". В этой комедии Островский использовал при. м социальной характеристики через песню. В финале спектакля звучит плясовая, популярная у купцов Замоскворечья:
Уж и где же это видано, уж и где же это слыхано,
Чтобы курочка бычка родила, поросеночек яичко сн. с!
Чтоб в поднебесьи медведь летал, черным хвостиком помахивал!
На одном из спектаклей по пьесе Островского сын драматурга встретил Салтыкова-Щедрина: "Он был узнан, и весть о том, что Щедрин в театре, облетела зрительский зал. Публика насторожилась; зрители верхних ярусов: студенты, курсистки, особенно ценившие произведения сатирика, валом валили вниз. Коридоры переполнились лицами, желающими видеть любимого писателя, который, надо сказать правду, терпеть не мог быть объектом любопытства, хотя и крайне благожелательного".
При необычных обстоятельствах произошло знакомство Салтыкова-Щедрина с П.И.Чайковским. Начиная с 1875 года в Москве В.И.Танеев стал устраивать ежемесячные обеды в ресторане "Эрмитаж". Здесь собиралась либерально и оппозиционно настроенная интеллигенция. Завязывались дискуссии. На одном из таких обедов встретились П.И.Чайковский и М.Е.Салтыков-Щедрин.
Романсы П.И.Чайковского замечательно пела племянница Салтыкова Прасковья Николаевна Вер. вкина (урожд. нная Зилова) (1856–1892). Она родилась в селе Страшевичи Старицкого уезда Тверской губернии. По окончании Петербургской консерватории (класс Е.Цванцигер, Г.Ниссен-Саломан) П.Вер. вкина пела на сцене знаменитой Киевской оперы, а затем два сезона была солисткой Мариинского театра в Петербурге. Певица с успехом выступала в Берлине и Копенгагене. Критика отмечала не только музыкальное, но и сценическое дарование певицы. Она пела партии контральто (меццо-сопрано) в операх Глинки, Даргомыжского, Серова, Верди. Партнерами Вер. вкиной по сцене были великие ее современники: Ф.Стравинский, П.Лодий, Д.Орлов и другие. Талант П.Вер. вкиной высоко ценили Э.Направник, Н.А. Римский-Корсаков. Она давала сольные концерты в Петербурге, Москве, других городах России, исполняя романсы Глинки, Даргомыжского, Направника, Чайковского.
Сергей Александрович Рачинский (1833–1902)
С.А. Рачинский— общественный деятель, член-корреспондент Петербургской Академии наук, профессор Московского университета, ботаник, математик, писатель, журналист, педагог-просветитель, о котором известный публицист В.В. Розанов сказал, что Рачинский — "одна из самых светлых, безупречных личностей нашего времени". С.А. Рачинский был в дружеских отношениях со многими знаменитыми людьми своего времени, в том числе и с П.И Чайковским.
Просвещенная семья Рачинских жила в родовом поместье Татево Тверской губернии, где отец Александр Антонович собрал хорошую библиотеку, построил школу, культивировал редкие породы деревьев в своем парке. От матери, Варвары Абрамовны (Варвара Абрамовна — сестра поэта Е. А.Баратынского. — М.Ш), дети унаследовали интерес к поэзии и музыке. Одаренный, блестяще окончивший в 20 лет Московский университет, Сергей Александрович возглавил кафедру физиологии растений и в 24 года стал доктором наук. В 1856 году Рачинский уехал за границу, где продолжил исследования в области ботаники, занялся изучением истории искусств, музыкой, начал журналистскую и писательскую деятельность. В Германии Рачинский познакомился с музыкантом-просветителем, выдающимся пианистом и композитором Ф.Листом, о котором написал статью как о талантливом педагоге.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тверской край — музыка — Санкт-Петербург"
Книги похожие на "Тверской край — музыка — Санкт-Петербург" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мария Шишкова - Тверской край — музыка — Санкт-Петербург"
Отзывы читателей о книге "Тверской край — музыка — Санкт-Петербург", комментарии и мнения людей о произведении.