» » » » Галина Абрамова - Введение в практическую психологию [плохое качество OCR]


Авторские права

Галина Абрамова - Введение в практическую психологию [плохое качество OCR]

Здесь можно скачать бесплатно "Галина Абрамова - Введение в практическую психологию [плохое качество OCR]" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Введение в практическую психологию [плохое качество OCR]
Издательство:
неизвестно
Год:
1994
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Введение в практическую психологию [плохое качество OCR]"

Описание и краткое содержание "Введение в практическую психологию [плохое качество OCR]" читать бесплатно онлайн.



Наука о человеке — психология — позволяет видеть в бесконечном разнообразии людских судеб гармонию и целесообразность- Овладеть научной позицией в изучении человека — значит не только научиться фиксировать факты его жизни, но и видеть перспективу его изменения. Этим целям служит данное учебное пособие.






быть проведена теоретическая работа по анализу и обобще-

нию фактов, характеризующих психическую реальность чело-

века. Эти факты составляют основу теоретических построе-

ний и гипотез, которые проверяются специальными методами.

Таким образом, психодиагностика с одной стороны, это спо-

соб проверки теоретических построений, а с другой стороны-

конкретное воплощение теоретических построений-способ

движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретно-

му факту. Например, в исследованиях личности часто прибе-

гают к понятию защитные механизмы личности. Для психо-

диагностики, занимающегося диагностикой как теоретической

дисциплиной, возникают такие вопросы:

1) Как выглядят на уровне фактов поведения человека

защитные механизмы личности;

2) Каким способом зафиксировать их наличие и разных

людей.

По отношению к какому-нибудь теоретическому построению

вполне возможен такой вариант работы психодиагноста, ког-

да он не найдет способов фиксации какого-то явления у всех

людей. Те же защитные механизмы сумеют зафиксировать,

например, у психически больных людей и не сумеют этого

сделать по отношению к здоровым людям. За возможной не-

успешностью работы психодиагностики лежит неразвитость

теоретического общения, с которым он работает. Отчасти

поэтому, теоретическая дисциплина — психодиагностика раз-

вивается и существует постольку, поскольку развивается об-

щепсихологическая теория как представление о предмете пси-

хологической науки. В то же время развитие предмета психо-

логической науки предполагает дифференциацию ее пред-

мета _ появление все новых и новых отраслей психологии.

Развитие этих отраслей — медицинской психологии, воз-

растной, консультативной, юридической, инженерной, воен-

ной, спорта и др. — уточнение их предметов и методов суще-

ственно влияет на содержание психодиагностики. Благодаря

развитию отраслей психологии психодиагностика получает

возможность использовать все большее число конкретных по-

казателей психической реальности и выделить все более су-

щественные связи и закономерности между ними. Эти проб-

лемы решает дифференциальная психометрика — наука, обос-

новывающая и разрабатывающая измерительные диагности-

ческие методы.

Кроме того, теоретическая психодиагностика непосредст-

венно обусловлена практикой применения ее данных. Практи-

ка выдвигает задачи измерения различных по степени слож-

ности переменных, характеризующих внутренний мир чело-

века. Например, в юридической практике, решение вопроса

о мере наказания подсудимого часто связано с исследованием

состояния, в котором он совершил противонаправленное дей-

ствие. Перед теоретической наукой вопрос о выделении ка-

честв человека, существенно влияющих на возникновение эмо-

циональных состояний, кроме того, встает вопрос о динамике

этих состояний их влиянии на когнитивную сферу человека.

Эти конкретные вопросы могут быть решены только с опорой

на категории психологии, о которых мы уже упоминали в

предыдущей главе: категории мотивации, действия, личности.

Проработка этих категорий на конкретном материале тре-

бует от психолога, занимающегося теоретической психодиаг-

ностикой, владения особыми формами научного мышления,

позволяющими осуществить это движение от абстрактного

к конкретному, осуществитй рефлексию на содержание своего

научного мышления. Иногда работа в теоретической психо-

диагностике идет относительно независимо от теоретических

общепсихологических разработок: выделяются и описывают-

ся (даже не в научных категориях) важные переменные, ха-

рактеризующие психическую реальность, только после этого

они осмысливаются в более широком теоретическом контек-

сте.

Итак, теоретическая психодиагностика использует данные

общей психологии, ее отраслей (предметных областей, психо-

логии), а также данные психометрики и практики примене-

ния психологического знания.

Можно говорить, что псйходйагности^а опирается на ос-

новные принципы психологии, которые, как известно, харак-

теризуются следующим образом:

— принцип отражения — суть его в том, что адекватное

отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффек-

тивную регуляцию его деятельности.

Принцип развития, ориентирует изучение условий возник-

новения психических явлений, тенденции их изменения, ка-

чественных и количественных характеристик этих изменений.

Принцип диалектической связи сущности и явления поз-

воляет увидеть взаимное обуславливание этих философских

категорий на материале психической реальности при условии

их нетождественности.

Принцип единства сознания и деятельности: сознание и

психика формируются в деятельности человека, деятельность

одновременно регулируются сознанием, психикой.

Личностный принцип требует от психолога анализа инди-

видуальных особенностей человека, учета его конкретной

жизненной ситуации, его онтогенеза. Этот принцип указывает

на различия между общей и дифференциальной психологией

и одновременно раскрывает их внутреннее единство.

Эти принципы положены в основу разработки психодиаг-

ностических методик — способов получения достоверных

данных о содержании переменных психической реальности.

Результат рабогы психолога в области теоретической пси-

ходиагностики — методика или метод получения психологи-

ческой информации, который может быть передан для ис-

пользования коллегами, т. к. этот результат не является уже

компонентом личностного мышления психолога. Методика

всегда отрефлексирована, т. е. содержит доступные для поль-

зователей критерии фиксации психической информации, обо-

снование этих критериев и их интерпретацию.

Другими словами, психодиагностическая методика являет-

ся в свергнутом виде решенной психологической задачей, где

есть способ получения психологической информации, возмож-

ные ее варианты и значение этих вариантов (или интерпрета-

ция с точки зрения автора методики). Многие методики в

психологии носят имена их авторов, например тест Роршаха,

тест Розенцвейга, тест Вартена, кубики Косса, тест Равека

и т. п. Это еще раз подчеркивает ту их особенность, что в со-

держании методики отражена авторская психологическая

теория, авторское мировоззрение, позволяющее ему выделять

соответствующие параметры психической реальности, ставить

в отношении их психодиагностические вопросы и решать их.

Взаимосвязь различных теоретических подходов к пред-

мету психологии возможна в силу сложности, и многообразо-

вания свойств самого изучаемого предмета, как говорил

П. Т. де Шарден, феномена человека. Отсюда право каждой

теории на существование, отсюда право каждой методики на

известную степень достоверности.

Отсюда и трудности в работе практического психодиаг-

носта. Какие?

Практическая асиходиагносгика выступает как примене-

ние в реальных, жизненных условиях и конкретных обстоя-

тельствах сложных устройств, какими являются результаты

р. аботы теоретической психодиагностики-методы и методики.

Как и всякая работа со сверхсложными приборами рабо-

та психодиагноста требует в первую очередь знание пра-

вил эксплуатации этих приборов — методик и методов. Это

те профессиональные навыки применения методик, которые

складываются на основе научного знания и непосредственного

опыта работы с методикой, который не может быть включен

в отрефлексированное научное знание, т. е. в него входят та-

кие важнейшие личностные особенности человека как интуи-

ция, индивидуальный опыт. Индивидуализированный стиль

мышления и др. особенности индивидуального профессио-

нального стиля. Это тот уровень овладения методикой, когда

психодиагност по впечатлению об исследуемом может точно

предсказать его результаты работы с той или иной методи-

кой. За этим огромный опыт, профессиональная наблюдатель-

ность, точность восприятия человека и ситуации взаимодей-

ствия с ним.

Основная научная категория, с которой работает психо-

диагност-практик-это категория возрастной нормы разви-

тия личности и возрастной нормы психического развития.

Кроме научного, теоретического, отрефлексированного содер-


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Введение в практическую психологию [плохое качество OCR]"

Книги похожие на "Введение в практическую психологию [плохое качество OCR]" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Абрамова

Галина Абрамова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Абрамова - Введение в практическую психологию [плохое качество OCR]"

Отзывы читателей о книге "Введение в практическую психологию [плохое качество OCR]", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.